Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ: «Если хотим сохранить ГТС, нужно договариваться о транзите»

Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ: «Если хотим сохранить ГТС, нужно договариваться о транзите»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ: «Если хотим сохранить ГТС, нужно договариваться о транзите» До конца 2019 года остается немногим более четырех месяцев, а Украина до сих пор пребывает в неведении относительно того, сохранится ли за ней в 2020-м статус газового транзитера. Все дело в том, что до сих пор не подписаны контракты на поставки энергоресурса из России в Европу через нашу страну. Состоятся ли эти договоренности и что будет с проектом «Северный поток-2», по которому газ станет идти в Европу в обход Украины? Об этом в эксклюзивном интервью ПОЗИЦИИ рассказал известный украинский эксперт в энергетической сфере Валентин Землянский.
 

- Валентин, на ваш взгляд, будет ли заключен договор с Россией на поставки газа в этом году?

- Для начала отметим, что это очень важный и краеугольный для нашей страны момент. Заключать новый договор необходимо, но в какой форме это произойдет – сказать пока сложно. По крайней мере, у новой власти такого понимания точно нет, поэтому данный вопрос она всячески огибает. Безусловно, и в пока действующем правительстве прекрасно понимают, что подписывать новое соглашение нужно, но не знают, на каких принципах.

 

К тому же вопрос о будущем украинского транзита окружает множество проблем даже не экономического, а политического порядка. Непонятно, какие уже буквально через пару месяцев будут у нашего государства приоритетные задачи, кто станет министром энергетики. Опять же, будут ли разделены функции НАК «Нафтогаз Украины» - от этого тоже много чего зависит.

Транзит сохранить важно, потому что он приносит в государственный бюджет огромные деньги – до 3 миллиардов долларов ежегодно. Но вот на каких условиях это сделать... Есть варианты, которые предлагает Россия, есть версии будущего контракта с украинской стороны, есть трехсторонний формат с учетом Европы. К какому в итоге придут консенсусу, пока предсказать не берусь – слишком много разных факторов на пути к нему.

 

- В последнее время много говорят о том, что вовремя запуск «Северного потока-2» в обход Украины может не состояться...

- Действительно, изначально речь шла о том, что он заработает с 1 января 2020-го, и у меня лично вызывала сомнение эта дата запуска. В итоге ее перенесли на август следующего года.

 

Но даже если бы «Северный поток-2» каким-то образом успели достроить в означенные сроки, то пуско-наладочные работы все равно заняли бы некоторое время. А значит, определенная доля транзита газа должна была оставаться за украинской газотранспортной системой. Плюс нужно еще завершить строительство инфраструктуры на территории Германии – конечной точке этого масштабного энергетического проекта.

 

По моим прогнозам, заработать «Северный поток-2» сможет к середине 2020 года. И то, вероятно, не в полную силу. То есть на следующий год, чтобы не было срыва выполнения международных газовых контрактов, украинский транзит необходим и России, и Европе – это без вариантов. Но что будет дальше, сказать трудно.

 

На самом деле «Северный поток-2» - больше политический жупел и рычаг давления на Украину, но никак не панацея от нашего транзита. Это, скорее, приглашение Киева к диалогу с Москвой и Брюсселем. Опять же, а если с проектом возникнут проблемы – например, понадобится серьезный ремонт при разрыве трубопровода, к кому бежать РФ и Европе за помощью? Естественно, к украинцам! Поэтому нам нужно как можно выгоднее разыграть эту карту и отстаивать свою долю в транзите газа.

 

Все должно решаться за столом переговоров. Многое зависит от позиции НАК «Нафтогаз Украины», поскольку пока его глава Андрей Коболев говорит, что не готов обсуждать будущие форматы сотрудничества, то есть дальнейший транзит российского газа. Хотя для государства, повторюсь, это один из самых ключевых моментов.

 

- Валентин, каким вам видится будущее украинской ГТС?

- Если власть собирается сохранить ее в рабочем состоянии, то нам, безусловно, нужно обсуждать вопросы транзита. В противном случае «перегонка» газа в замкнутом цикле будет экономически нерентабельна, а содержание «трубы» полностью ляжет на плечи потребителей, то есть промышленных предприятий и населения Украины. Это при том, что стоимость газа вырастет абсолютно для всех.

 

Проблема в другом: насколько будут востребованы мощности нашей ГТС в ближайшем будущем. Одно дело, когда мы говорим о прокачке через нее условных 100 миллиардов кубометров газа, и совсем другое, когда эта цифра составляет, скажем, 30-40 миллиардов. Это разные режимы работы, технические и экономические условия. Нужно привлекать специалистов и к переговорному процессу, и к управлению ГТС. Иначе вскоре она может превратиться в груду металлолома, - подытожил Валентин Землянский.

 

В тему

Российский газопровод в обход Украины «Северный поток-2» заработает на полную мощность лишь через 1-1,5 года после запуска, который перенесли на август 2020 года. Поэтому РФ будет вынуждена заключить новый договор на транзит газа через газотранспортную систему Украины. Председатель Совета Национального банка Богдан Данилишин отметил, что в течение периода, которое остается до полноценного запуска «Северного потока-2», Украина будет обеспечивать привычные объемы транзита газа на уровне 50-65 миллиардов кубометров в год. Это время Богдан Данилишин призывает использовать для того, чтобы найти источники компенсации тех потерь, которые понесет экономика Украины в результате возможного прекращения транзита.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

 

Источник Позиция