Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » С какой генерацией останемся?

С какой генерацией останемся?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
С какой генерацией останемся?С приближением холодов в Украине энергетический вопрос становится все более «горячим», и это не лишено оснований. Звучат экспертные оценки, прогнозы на грани предсказаний. Еще в июне представитель президента в правительстве Андрей Герус предрек сразу три коллапса в ближайшие полгода: бензиновый, энергетический и газовый - с ростом цен, бьющих по украинским потребителям и украинской экономике.
 

Двумя годами ранее, весной 2017-го, заместитель директора киевского научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев сказал: «Если мы ничего не будем предпринимать со своей энергетикой до 2020 года, то после у нас может развалиться объединенная энергосистема на отдельные «энергоострова», и на границах этих «энергоостровов» будут серые зоны, не обеспеченные ни теплом, ни энергией».

 

Не будем анализировать, почему один эксперт предрекает энергетический кризис, а другой называет срок «после 2020» переломным. Предлагаем просто, опираясь на факты, рассмотреть текущее положение дел в отечественной энергетике.

 

Блок АЭС: продано

14 августа 2019 года на очередном заседании Кабмина представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус предложил прекратить процесс реализации проекта «Энергетический мост "Украина-ЕС"».

 

- Это никакая не евроинтеграция, это работа линии только в одну сторону - в Польшу. На сегодня у нас уже стремительно выросла цена, возникают дефициты электроэнергии - на рынке на сутки вперед они составляют 5-30%. Украина все больше начинает импортировать электроэнергию из Словакии и Беларуси. Эффект от вывода из объединенной энергосистемы Украины атомного блока мощностью 1000 МВт будет очевиден - увеличение дефицита на внутреннем рынке и дополнительный рост цены для украинских потребителей, - отметил Андрей Герус.

 

Данный проект предусматривает отключение от энергосистемы Украины энергоблока №2 Хмельницкой АЭС мощностью 1000 МВт и переориентацию его работы на экспорт электроэнергии в Польшу и Венгрию. Несмотря на призывы Геруса, конкурс для реализации проекта состоялся, и его выиграл консорциум с участием Westinghouse, реализующего нам ядерное топливо. «Победителем конкурса по отбору частного партнера «Энергетический мост "Украина-ЕС"» стала компания Ukraine Power Bridge Company Limited (UPBCL, консорциум в составе компаний Westinghouse, Polenergia International S.àr.l. и EDF Trading Limited)», - говорится в протоколе заседания конкурсной комиссии.

 

Заметим, что идея создания этого проекта возникла еще во времена Виктора Януковича, когда опыт продажи электроэнергии в Европу показал, насколько выгодным может быть этот бизнес. Себестоимость атомной энергии низкая, а загнать ее можно по спекулятивной цене и убить сразу двух зайцев: показать официальную прибыль для «Энергоатома» и рассовать по «заинтересованным» карманам пару-тройку миллионов конвертируемой валюты.

 

Европейцы тоже не в накладе. Они получают стабильную и дешевую электроэнергию, а все риски на себя берет Украина, в том числе и дорогостоящие вопросы вывода атомных блоков из эксплуатации. А то, что в этом случае наша страна неминуемо столкнется с дефицитом электроэнергии, ерунда - не будет ее хватать, купим по реверсу, как и газ.

 

Угольный лимит

Опубликованная на днях очередная порция украинской энергетической статистики выглядит угрожающе. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, впервые за всю историю Украины летние запасы угля на ТЭС упали ниже отметки в 1 млн. тонн. Давать стране угля некому – украинские шахтеры привычно бастуют, поэтому добыча энергоресурса за первое полугодие упала на 7%. Заграница поможет, скажете вы. Здесь тоже проблема. Из Европы вряд ли получится – ей самой уголь нужен. Из-за океана морем можно, но в ограниченном количестве по причине дороговизны твердого топлива и неудобной логистики. Поэтому во избежание остановки электростанций придется переходить на газ. Но и с этим видом генерации в стране не все так просто.

 

Газовые перспективы

Оператор газотранспортной системы «Укртрансгаз» в конце июня заявил об исчерпании запасов топливного газа, необходимого для функционирования ГТС. Ведомство не смогло закупить его на аукционах, поскольку поставщики отказались работать с покупателем.

 

Компания пыталась провести 12 тендеров на закупку, но все они провалились из-за миллионных долгов «Укртрансгаза». В результате «Нафтогаз» изыскал средства путем привлечения 1 млрд долларов кредитного ресурса через облигации, и на сегодня в хранилищах уже 16 млрд кубометров голубого топлива. А то, что в долг опять купили, так это обычное дело – все равно государство из налогов украинцев выплатит или цена на газ поднимется.

 

Пока в Украине инициировались бесперспективные тендеры, европейские потребители, следуя правилу «береженого бог бережет», закачали в свои хранилища столько российского газа, что заняли все свободные «емкости». А Венгрия попросила поставить даже объемы следующего года. При этом о нас в Европе не забывают. Еврокомиссия предложила Украине и России заключить новый транзитный газовый контракт на 10 лет. Мы газ в РФ не закупаем, он через нашу страну идет транзитом. Мы его потом уже у европейцев приобретаем. Так вот, на трехсторонних министерских переговорах 16 сентября, возможно, стороны придут к очередному транзитному соглашению. Иначе нельзя: еслидоговор не будет заключен, а газ станет идти по трубе «по умолчанию», то это уже контрабанда.

 

Правда, «Нафтогаз» не видит особой проблемы, если нам придется зимовать без российского транзитного газа. У нас есть еще «катарский козырь». В марте Украина достигла предварительных договоренностей о поставках сжиженного природного газа из Катара. Из-за транспортной блокады и ссоры с соседями эта страна с прошлого года находится в затруднительном положении. Дошло даже до того, что этот эмират в страхе перед Саудовской Аравией согласился расширить военную базу Турции, которая расположена на его территории.

 

Словом, время для начала работы над украино-катарской газовой сделкой выбрано Киевом удачно. Осталось только с логистикой разобраться. Доставлять газ из Катара наши импортеры могут двумя путями. Первый - через портовый терминал в Польше и далее в Украину по газопроводам. Этот вариант на первый взгляд прост, но в теории. На практике же необходимую для реализации схемы трансграничную газопроводную перемычку удастся построить не раньше 2021-22гг. Второй вариант - импорт газа через терминал в Турции и далее в Украину по реверсу. Дело в том, что турки закупают российский газ в объемах не менее 12 млрд кубометров. Поставляют его транзитом через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию. Идея состоит в том, что туркам в терминалы – катарский газ, а украинцам достается часть турецкого импорта. То есть по катарскому контракту мы можем получить продукт «Газпрома»?

 

Вообще-то не стоит забывать, что у нас и свой газ имеется. Недавно найдены новые месторождения газа в Полтавской области. После проведенных сейсмических исследований и бурения первой поисковой скважины глубиной 6300 м выяснилось, что ее ресурсная база, предварительно, составляет более 2,7 млрд куб. м. При том, что только за один месяц ГТС потребляет 240 млн кубометров, рентабельно ли строить вышки, чтобы добыть газа на несколько месяцев пользования – вопрос, думаем, риторический.

 

Есть у нас еще гидро- и альтернативная, «зеленая», генерация. Но в структуре энергосистемы их место весьма незначительное. Хотя в свете создавшейся ситуации в отрасли, видимо, их сбрасывать со счетов было бы опрометчиво. Может, они и станут отдельными «энергоостровами», как предрек эксперт, на границах «серых зон»?

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

Источник Позиция