Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Лишь ветром единым?

Лишь ветром единым?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Лишь ветром единым? О ветроэнергетике мы неоднократно писали в предыдущих номерах ПОЗИЦИИ, а в этот раз решили лично, воочию посмотреть, как функционируют ветряки, и побывали на экскурсии на одной из самых крупных ветроэлектростанций Украины – Приморской, входящей в структуру компании в сфере возобновляемой энергетики ДТЭК.
 

Расположившаяся на побережье Азовского моря Приморская ветроэлектростанция вырабатывает энергию мощностью 200 МВт, имеет две очереди строительства и 26 ветротурбин с общей установленной мощностью 3,83 МВт каждая. Все они подключены к Объединенной энергосистеме Украины и производят так называемое «зеленое» электричество.

 

Отдельно скажем о том, что дорога к этому объекту «убитая». Путь от Запорожья до Васильевки еще более-менее сносный, а вот после начинаются дорожные приключения. Дорога напоминает езду на арабском скакуне, а, свернув в сторону Токмака, водитель вообще петлял по каким-то ухабам. Возник вопрос: по таким дорогам невозможно нормально ездить, не говоря уже о том, чтобы перевозить по ним грузы. А ведь при строительстве ВЭС транспортировка ветротурбин и всех необходимых для этого составляющих неизбежна. Не по воздуху же они доставлялись!

 

Лишь ветром единым?Пользуясь случаем, мы решили задать этот вопрос главному энергетику Приморской ВЭС Артему Попову (пообщаться с вышестоящим руководством компании не удалось по причине его отсутствия на объекте). По его словам, он не видит в этом особой проблемы, потому что трассы международного значения позволяют транспортировать грузы еще большего веса, хотя лично у меня это вызывает некоторые сомнения. Говоря о трассе, Артем Попов имел ввиду автостраду М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск. Но ведь в сторону Приморска ведут многие дороги. Кто может дать гарантию, что эти более значимые пути не использовались с целью доставки габаритных строительных деталей?

 

Мы поинтересовались состоянием той самой автострады, на которую сослался главный энергетик Приморской ВЭС. Мнения водителей разнятся, но все в один голос утверждают, что отрезок от Николаева до Мелитополя - сплошной «треш», яма на яме. И как по такой «трассе международного значения» можно транспортировать крупногабаритные грузы, если там даже легковые машины с трудом проезжают?

 

Другой не менее важный вопрос, который заинтересовал не только меня, но и всех присутствующих на экскурсии людей, - программа социального партнерства компании ДТЭК. Декларация была подписана между ней и органами местного самоуправления. Мы спросили у Артема Попова, что он знает об этой программе, на что главный энергетик посоветовал обратиться в отдел по связям с общественностью.

 

– Знаю только, что на эту программу выделяется немало средств. Буквально недавно мы проводили конкурс мини-грантов «Громада своими руками», где была рассмотрена, насколько мне известно, 31 заявка, из них 17 - из Приморска. Выигравшие грант получили адресную помощь на реализацию социальных проектов, – отметил главный энергетик Приморской ВЭС. Также в ходе экскурсии нам удалось посмотреть, где и как работают специалисты по ветроэнергетике.

 

– Наш основной «мозговой центр» находится на втором этаже. Это диспетчерский пункт, откуда и происходит управление электростанцией. Там работают начальник смены, главный наш специалист, которого мы периодически проверяем на стрессоустойчивость с помощью различных тестов, чтобы он мог сориентироваться в любой аварийной ситуации, если не дай бог она случится. И инженеры-электромеханики - они решают вопросы, связанные со статистикой, допуском сторонних сотрудников и т.д., – пояснил Артем Попов.

 

Разумеется, всех интересовал вопрос экологической безопасности. «Мы приглашаем всех желающих приехать к нам на экскурсию, посмотреть, как функционирует станция, и лично убедиться в том, что негативного влияния на окружающую среду и население ВЭС не несет. Плюс ко всему отсутствует выброса углекислого газа в атмосферу. Также ветроэнергетика не требует наличия складов ГСМ или угольных складов, не оставляет после себя никаких продуктов жизнедеятельности, как в тепловой или атомной энергетике, ни шлака, ни продуктов ядерного распада, – сказал главный энергетик.

 

По мнению Артема Попова, преимущества от возобновляемой энергетики очевидны, и не только в программе соцпартнерства, но еще и в сроке эксплуатации турбин, который составляет более 10 лет. А при нормальной работе может быть продлен до 30. Сервисное обслуживание ветроэнергетического оборудования осуществляется американской компанией General Electric, специалисты которой производят превентивные и при необходимости ремонтные работы.

 

Артем Попов подчеркнул, что по окончании срока службы турбин их утилизируют с помощью завода-изготовителя оборудования, но уже за счет покупателя, и заверил, что проблем в будущем с этим вопросом не должно возникнуть. Хотелось бы поверить на слово, но, учитывая предыдущий опыт не только в сфере энергетики, но и в любой другой, не очень-то верится в то, что и с ветрогенераторами не обойдутся так, как поступают с заброшенными предприятиями. Но, в любом случае, время покажет...

 

Алексей ВЛАСОВ

 

Источник Позиция