Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Анатомия коррупции: как работают коррупционные схемы на «Укрзализныце»

Анатомия коррупции: как работают коррупционные схемы на «Укрзализныце»

Категория: Позиция » Новости Позиция » Экономика
Анатомия коррупции: как работают коррупционные схемы на «Укрзализныце»Укрзализныця не просто крупнейшая государственная компания со штатом в четверть миллиона человек. Долгие годы она оставалась «государством в государстве», со своими законами, правилами и схемами. Правоохранительные органы годами разоблачали невероятные коррупционные схемы на сотни миллионов гривен, но все эти резонансные расследования были обречены на фиаско.

В феврале 2018 СБУ разоблачила чуть ли ни самую дерзкую схему. На одном из подпольных цехов нелегально восстанавливались запчасти и реализовывались на "Укрзализныцю" как новые по подставными тендерами.

"Укрзализныця" не просто закупала несоответствующую продукцию, а еще и по значительно завышенным ценам по сравнению с новым и качественным оборудованием. Только за 2017 эта схема принесла в карман серых кардиналов УЗ 400 млн. грн.

Но даже это резонансное разоблачение завершилось ничем, потому что украинский политикум не был готов отказаться от миллиардного оборота коррупционных средств, за которые финансировались предвыборные компании, «решались дела» и покупались суды.

Станет ли новая политическая эра в корне новой - покажет время. Но именно сейчас стоит взглянуть на то как и почему существует коррупция на Укрзализныце.

ПРАВЛЕНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕШЕНИЯ


Несмотря на то, что за последние годы более трех десятков менеджеров Укрзализныци стали участниками коррупционных расследований правоохранительных органов, Правление Укрзализныци даже не упоминает о возможности назначения директоров компании по открытому конкурсным принципу.

«Ручное» назначение гарантирует прямое влияние и возможность и установление неформальных договоренностей. Так за последние 2 года на УЗ появилось целое созвездие управленцев, назначение которых выглядит очень сомнительно.

Например директором регионального филиала «Юго-Западная железная дорога» стал бывший работник администрации Харькова Роман Веприцкий. Человек, который не имел никакого отношения к железной дороге. Директором филиала «Центр обеспечения производства» стал Евгений Никитин, а директором регионального филиала «Одесская железная дорога» Сергей Никулин - оба работали менеджерами в ГП «Измаильский морской торговый порт» и имели опыт в сфере морского транспорта, а не железнодорожного. Директором по ремонту подвижного состава был назначен руководитель службы вице-премьер-министра Сергея Кушнира, которого также сложно назвать экспертом в вопросе железной дороги. Директором департамента безопасности Укрзализныци был назначен одиозный экс-сотрудник СБУ Олега Назарук, который фигурировал в деле янтарной мафии.

Все эти кадровые решения очень сложно объяснить наличием необходимых знаний и опыта управления МПС. Их принцип, скорее всего, базируется на личных взаимоотношениях с руководством компании и бывшим Кабмином.

Отсутствие прозрачного и обоснованного отбора кандидатов на должности ключевых менеджеров компании может только негативно влиять на качество управления. К тому же такая ситуация явно способствует распространению коррупции.

Управленческие решения

От решений правления Укрзализныци зависит судьба миллиардов гривен. Стоит только вспомнить систему автоматизированного распределения грузовых вагонов, которая должна была поставить жирный крест на коррупционном ручном распределении вагонов между грузоотправителями.

Систему запустили в тестовом режиме, заплатили разработчикам средства, а затем обнаружили «программный сбой». С лета 2018 система автоматизированного распределения пустых вагонов перестала работать и больше о ней никто не вспоминал.

Еще одним лакомым коррупционным куском является предоставление скидок на услуги перевозок для определенных грузоотправителей. Так СБУ расследовала дело о незаконном снижении тарифной ставки для ООО «Вторая грузовая компания в Украине». По информации следствия определенные лица, которых часто называют «смотрящими», негласно контролировали правление Укрзализныци и предоставили им незаконное указание снизить тарифную ставку для указанной компании.

Перечень спорных и неоднозначных решений правления Укрзализныци можно продолжать долго. И это даже при том, что компания не обнародует решение правления, а информация о них становится известной только из материалов уголовных дел или утечек информации.

Решения принимает правление и чем руководствуется - тайна за семью печатями.

И понятно, чтобы разрушить коррупцию - необходимо внедрять принципы публичного освещения деятельности органов управления компании. Иначе десятки сомнительных шагов под завесой тайны продолжать решать судьбу коррупционных миллиардов.

Контроль за выполнением поставленных задач

Одна из огромных проблем компании это отсутствие действенного контроля за производственными процессами. Укрзализныця из года в год не выполняет основные показатели, которые гарантируют безопасность транспорта - количество капитальных ремонтов локомотивов, объем капитальных инвестиций, восстановление путей и прочее.

С 2011 года оперативность грузовых перевозок по железной дороге снизилась в 2 раза. Если 8 лет назад оборот грузового вагона составлял 5,6 суток, то в 2018 году уже 10,3 суток. Соответствующее увеличение времени выполнения операций перевозки пропорционально увеличивает необходимость вагонов и расходов на грузовые перевозки. В результате - железная дорога неэффективно использует свои возможности, а грузоотправители постепенно переходят на альтернативные -более быстрые способы перевозок.

Но даже такая ситуация не приводит к серьезным управленческим шагам и ответственности. Ведь каждый год Укрзализныця готовит очередной отчет о положительных результатах работы, в которых не будут упомянуты негативные тенденции, даже если именно они определяют судьбу компании в будущем.

ДИРЕКТОРА (Департаменты и филиалы)


И Влияние на кадровые решения


Директора, которых в «ручном режиме» назначило правления, также влияют на кадровую политику. Стоит только вспомнить дело Джакелли Вахтанги, который, занимая должность директора департамента внутреннего аудита, требовал 300 тыс. $ За «решение вопроса» о назначении на должность руководителем службы внутреннего аудита в филиале «Юго-Западная железная дорога».

Учитывая, что всего филиалов в УЗ больше 30 сложно даже представить возможный объем «стоимости» всех согласований и назначений.

Опять же, эта коррупционная система процветает на благодатной почве - отсутствие прозрачных конкурсов и контроля кадровой политики компании. Кого и на какую должность назначать - решают конкретные люди, которые не всегда делают это в интересах государства.

Текущее управление

В управлении департаментов компании находятся возможности на сотни миллионов гривен. Стоит только вспомнить дело двух руководителей департаментов, требовали 150 тыс. $ за передачу в аренду земельного участка Укрзализныци на «выгодных условиях».

К тому же, именно департаменты контролируют работу филиалов, где вращается основная масса коррупционных средств. Распределение вагонов, прием запчастей, распоряжение активами компании - все эти вопросы контролируют в головном офисе УЗ, к которому тянутся коррупционные ниточки.

Влияние на закупки

Несмотря на то, что сами закупки Укрзализныци проводят соответствующие филиалы компании, департаменты имеют значительное влияние на то, какими будут технические требования к продукции и будут ли они конкурентными.

Только внедренная система допуска к применению масел и смазок стоила Укрзализныце сотни миллионов гривен. Аналогичная ситуация и с рельсовыми скреплениями, запчастями к пассажирским вагонам и локомотивам. Когда «допущенными» производителями являются лишь 1-2 предприятия, а давать или нет очередное разрешение решают в кабинетах УЗ.

ФИЛИАЛЫ и Распределение грузовых вагонов

Если вы решили перевезти груз железнодорожным транспортом - готовьтесь к тому, что это не легкий и не быстрый процесс. Конечно, если вы не готовы доплатить наличными в «серую кассу» за то, что вас обслужат вне очереди.

Услуги VIP-подачи вагонов стоят не дешево. В среднем грузоотправители называют сумму в 100$ за один вагон. Если посчитать, что каждый день железная дорога отгружает тысячи вагонов, то оборот коррупционных средств по этой схеме может достигать более миллиарда гривен в год.

Конечно, у вас остается вариант честно ждать выполнения своей заявки, но стоит вспомнить, что Укрзализныця в 2018 году выполнила заявки грузоотправителей на подачу вагонов только на 52%. Поэтому, можно и не дождаться ...

Эту ситуацию должно было решить внедрение автоматизированной системы распределения грузовых вагонов, но оказалось, что внедрять эту систему на так просто. Ведь после того как правление компании 2 года назад объявило о ее запуске, от филиалов и директоров железной дороги в правлении начали дергать за коррупционные веревки. Реформа была провалена, виновных - нет.

Проведение закупок

Закупки - это одна из крупнейших коррупционных схем вывода государственных средств. Миллиарды гривен перечисляются на счета фирм, зарегистрированных в маленькой комнатке где-то в пригороде, и затем выводятся через конвертационные центры в живые коррупционные наличные.

Фирмы-прокладки создаются на подставных владельцев, без какого-либо имущества и рисков для организаторов схемы. И потом уже тендерный комитет детально прописывает требования к закупке так, чтобы на тендер точно не пришел производитель, а победила очаровательная фирма с очень абстрактным названием, вроде «Техноэкотрейдинг», «Технорейлгруп», «Стар Пак Групп» и многие другие.

Чтобы эта система работала как часы за ней присматривают департаменты, подробно прописывая технологические требования и согласовывая планы закупок филиалов. Незваный гость вряд ли сможет пройти все круги испытаний, ведь если он даже обжалует в АМКУ дискриминационные требования, заказчик может отменить закупку, не заплатить за товар вовремя, уменьшить объем либо не принимать товар.

Эта система проверена годами и она очень редко дает сбой ...

Распоряжение имуществом компании

Вокзалы, земельные участки, производственные помещения - все это на бумаге приносит мизерный доход железной дороге. Сами вокзалы настолько убыточны, что их даже думают отдать в концессию. А между тем на черном рынке стоимость аренды  магазинчика или кафе на территории этого же вокзала тянет на кругленькую сумму.

Отсутствие прозрачных механизмов передачи в пользование частному бизнесу имущества компании безусловно приводит к коррупционным схемам.

Недавно железная дорога все-таки дала старт передачи в аренду имущества компании через ProZorro.Продажи, надеемся, что она не повторит историю с системой автоматизированного распределения вагонов.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

В большой коррупционной компании коррупция должна быть на всех уровнях. И на уровне структурных подразделений коррупции не так уж и мало. Все, что работает «наверху», так или иначе работает и «внизу». Ведь здесь все те же ручные назначения, отсутствие объективной системы оценки кадров, отсутствие действенного контроля за использованием имущества компании.

Только обращение коррупционного топлива на железной дороге может составлять 500 миллионов гривен в год. Но кроме него есть другие тысячи других наименований товаров, которые могут быть реализованы «налево».

И здесь руководство филиалов могло бы внедрить инструменты оперативного контроля качества использования ресурсов, системы мотивации работников, но коррупционные ниточки тянутся вверх и не дают принять важные решения.
 
Источник ZBK
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.