Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Шоковая «терапия»: как спастись от тирана?

Шоковая «терапия»: как спастись от тирана?

Категорія: Суспільство, Регіон
Шоковая «терапия»: как спастись от тирана?Так сложилось, что мы с вами живем в жестокое время. Определенная часть общества озлоблена, и виной тому - обстоятельства и реалии нашего бытия. Периодически эта агрессия выплескивается в такие жуткие формы, что становится по-настоящему страшно. Например, только в Запорожье в последнее время произошло несколько ЧП, в которых пострадали женщины.
 

Шоковая «терапия»: как спастись от тирана?Куда деваться заложницам насилия в семье? Об этом мы поговорили с и.о. директора коммунального учреждения «Запорожский областной центр социально-психологической помощи», социальным педагогом Олесей Шахаровой.

 

- Знаю, что в большинстве государственных и общественных организаций создаются приюты для женщин, страдающих от домашнего насилия, и их местоположение скрыто - дабы туда не пришли неадекватные мужья.

 

Куда обращаться женщине, если ей нужно бежать?

- Случаи нападения на нас были. Били стекла, стреляли из пневматического пистолета... Попадая к нам в центр, женщины успокаиваются и чувствуют себя в безопасности, с ними работают специалисты. Забывается то страшное, что пережили несчастные, зато приходят воспоминания о хорошем. А если мамочка с детьми, они просятся к папе - говорят, что скучают по нему. В свою очередь, и муж, поднявший на женщину руку, начинает звонить, говорить о любви, в очередной раз просить прощения и оправдывать свою жестокость тем, что «устал, выпил, не контролировал себя». И женщина снова верит тирану – до следующего раза...

 

- А нельзя забирать у ваших подопечных телефоны? Ведь, звоня супругу, они подвергают опасности не только себя, но и других «коллег» по несчастью.

- Во-первых, телефон – это личная вещь, и отобрать его будет нарушением прав человека. Мы говорим с нашими подопечными о том, что жизнь с домашним тираном - такой сценарий, из которого очень тяжело выйти. Очень важно желание изменений со стороны пострадавшей, осознание - «Так дальше жить я не хочу!». Нужна тщательная работа, а также психотерапия, которая займет не одну неделю.

 

- И что ей в первую очередь нужно предпринять?

- Самое главное – понимание, что «больше так не могу и не хочу». Дети, растущие в условиях насилия, не видят другой жизни. Они не знают, что может быть по-другому, без издевательств и страха. Не знают, что бывают семьи, в которых мама с папой друг друга любят и не обижают. Они живут в сценарии насилия и впоследствии перенесут его в свою взрослую жизнь. Потому что думают, что это норма. Если женщина решится уйти от агрессивного супруга - ради себя, детей и их будущего, ей обязательно помогут.

 

В каждом районе наших города и области есть центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, в Запорожье, Бердянске и Мелитополе - мобильные бригады, а также наш центр, который приютит жертв насилия на три месяца и предоставит комплекс социальных услуг. С пострадавшими будут работать социальные педагоги, психологи, а если нужно, то и юристы.

 

- Многие женщины в моменты ссор не вызывают полицию - мол, на вызовы не приезжают. Говорят – «Вы семья, сами и разберетесь...»

- Бывает, на адрес выезжали уже раз десять, женщина составляла заявление, а потом его забирала. Или вообще, пока полиция едет, заявлять передумала. И таких случаев много, поэтому обвинять полицию в бездействии не совсем правильно.

 

- Смоделируем ситуацию: женщину избил муж, ей нужно срочно бежать. Что с собой необходимо взять в первую очередь?

- Нужно иметь при себе паспорт, если есть дети - свидетельства об их рождении и хотя бы немного денег на первое время. Вещи, одежда – с этим всем могут помочь, есть немало организаций. Но даже если женщина не успевает забрать документы или муж ей их не отдает, лучше уйти без документов, потому что жизнь и здоровье дороже, а потом уже написать заявление о пропаже паспорта. Еще советую сделать ксерокопии документов, и пусть они находятся у кого-то из близких или друзей.

 

- По вашему мнению, тип характера женщины играет какую-то роль в том, что она живет с таким мужчиной?

- Часто нашими подопечными являются женщины с заниженной самооценкой, которые долго терпят насилие. Кроме физического, есть еще и психологическое. Когда мужчина унижает, оскорбляет, грозит расправой, пугает тем, что отберет детей. Женщина понимает, что даже если обратится в полицию, доказать ничего не сможет, поскольку следов побоев нет. Такое насилие может длиться годами.

 

- Олеся Александровна, предположим, мне известно о насилии в чужой семье. Слышу скандалы, вижу следы побоев. Что можно предпринять в этой ситуации?

- Вышел новый закон, в котором прописаны субъекты, которые могут сообщить о насилии. Если папа систематически бьет ремнем ребенка, а мама ничего не предпринимает – она уже соучастница. Об этом вы можете сообщить, позвонив в полицию. В практике были случаи, когда отцы или отчимы издевались над детьми, а мать просто боялась вмешаться. И когда в такую семью приходили с проверкой без предупреждения, обнаруживали избитых детей. Это очень страшно.

 

- Понятно, что женщина не всегда может распознать потенциального насильника. Какие «звоночки» должны насторожить? Есть ли верный признак, что мужчина – тиран?

- Излишняя забота. Например, уговоры бросить работу («Зачем тебе трудиться? Я смогу обеспечить всем необходимым, увольняйся - или пожалеешь»), «рекомендация» не общаться с друзьями и даже с родными («Зачем ты встречаешься с подругой? Она мне не нравится, похожа на несерьезную женщину»). На самом деле это желание подавить, сузить круг общения. Если вначале просьбы выглядят культурно, то после превращаются в настойчивые приказы с угрозами. Сначала это психологическое давление, которое легко может перерасти в физическое насилие.

 

Опять же, многие женщины думают, что один удар можно простить, тем более, что муж извинялся и клялся, что подобное больше не повторится. Не нужно верить в это! С большой уверенностью могу сказать: если один раз ударил, бить будет постоянно. Я понимаю, что иногда трудно решиться на уход, некоторым и идти-то некуда. Но лучше найти в себе силы сделать этот шаг, чем потом оказаться в больнице или того хуже - на кладбище.

 

В нашем центре находилась женщина, которой за полгода до этого муж... прострелил ногу. К нам она попала в страшном состоянии - с разбитым лицом, черепно-мозговой травмой, синими от побоев руками и ногами, искалеченной психикой. Даже получив огнестрельное ранение в ногу, она оставалась в этих отношениях, причинив себе массу страданий.

 

- Как, если женщина все же ушла от тирана, спастись от преследования? Думаю, он не оставит просто так свою жертву в покое...

– Исковое заявление о вынесении ограничительного предписания в течение 72 часов обязательно должно быть рассмотрено судом. Он может запретить насильнику приближаться к женщине, даже если они имеют общих детей, и ограничить доступ к совместному жилью. Это касается не только лиц, состоящих в супружеских отношениях или гражданском браке. Бывает и такое, что дядя насилует племянницу. Запугивает ее, чтобы ничего не говорила родным. Нередко и сексуальное насилие со стороны отчима. Были в моей практике случаи, когда мама знала о том, что сожитель насилует ее детей, но молчала. Сохранить отношения ей было важнее. Правда, иногда дети фантазируют и обманывают насчет совращения их отчимами – такие эпизоды у нас тоже были.

 

- Как общество реагирует на ситуации с насилием и жестокостью? Может, женщины не приходят за помощью потому, что боятся осуждения?

- В 2016 году наш центр проводил социологическое исследование в Запорожской области по этому факту. Оказалось, наши земляки очень «толерантно» относятся к насилию в чужой семье, придерживаясь мнений «Моя хата з краю» и «Бьет - значит, любит». Если у соседей постоянные драки-скандалы и ничего не меняется, они просто не обращают на это внимание. Была у нас одна семья - мама и четверо детей. Муж ее избил, женщина попала в больницу, а оттуда ее с детьми направили к нам. Прожив в центре немногим больше месяца, вернулась к мужу, потому что ей так велела мама...

 

Марина УЛУНОВА

 

 

Источник Позиция 

 

Окончание в следующем номере