Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Новый Великий шелковый путь пройдет через Украину

Новый Великий шелковый путь пройдет через Украину

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Новый Великий шелковый путь пройдет через Украину Строительство высокоскоростной магистрали из Китая в Европу через территорию нашего государства вернет ей утраченный статус транзитной страны.

Недавно в Киеве состоялась не слишком резонансное на первый взгляд, но очень знаковое событие, если учитывать дальнюю перспективу развития Украины как транзитного государства. Ассоциация «Высокоскоростные магистрали» и Украинско-арабский деловой совет презентовали концепцию мультимодального проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Китай - Украина - ЕС».

Во время этого мероприятия состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между упомянутыми организациями в вопросах продвижения международного инфраструктурного проекта ВСМ с возможностью привлечения проектных инвестирования странами Персидского залива.

Президент Ассоциации «Высокоскоростные магистрали», доктор технических наук, профессор Виктор Мироненко рассказал о концепции проекта. Хотя еще не готова вся проектная документация, однако есть примеры реализации подобных проектов в других странах, все они были полностью успешными.

Профессор Мироненко отметил интересную географическую особенность проекта. Из Китая в Европу есть три возможных маршрута: или севернее Каспия, через российскую территорию что для нас нежелательно, или южнее Каспия, через страны Центральной Азии, где реализация проекту также связана со значительными трудностями (например, Афганистан, где ситуация фактически неконтролируемая).

Поэтому предложен третий путь - через Каспийское море напрямую! Так он получается значительно короче. Кроме того, часть маршрута пролегает по морю, следовательно, на этой части не придется вкладывать рельсы, а перегрузить контейнеры с железной дороги на судно и обратно можно достаточно просто и быстро с современными технологиями.

Кроме того, в мире, прежде всего Китае, уже есть опыт перевозок грузов на скоростях свыше 200 км в час, даже более 300. Реализация этого проекта даст возможность выхода товаров (не только китайских, но и украинских, кстати) на рынки большинства стран Азии , в частности Кавказа и Ближней Азии. Кроме того, она создаст около 500 тыс. рабочих мест в более чем 20 отраслях промышленности, примерно по 400 на каждый километр будущей магистрали.

Экономический эффект от внедрения проекта подтвержден расчетами. В частности, в материалах ВСМ указано, что высокоскоростная магистраль только в Украине, не говоря уже о странах-партнерах, за первые 10 лет строительства и эксплуатации даст доход в виде налогов в бюджеты разных уровней не менее $ 70 млрд. Рост ВВП Украины за этот же период достигнет не менее $ 230 млрд.

При этом председатель правления Ассоциации «Высокоскоростные магистрали» Сергей Рудковский подчеркнул: китайская сторона не навязывает нам своих производителей машин и оборудования для этого проекту, хотя и имеет их. Напротив, речь идет о том, что необходимая техника будет на 75% украинского производства.
 
Составляющая национальной безопасности
Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), премьер-министр Украины в 2001 - 2002 годах Анатолий Кинах отметил, что проект - неотъемлемая составляющая транспортной транзитной безопасности Украины. Он также отметил, что государство теряет свой транзитный потенциал, обусловленный и географическим расположением, и разветвленной транспортной сетью.

К тому же обостряется глобальная конкуренция. Победить в ней можно, только если иметь четко сформированную стратегию развития. И самое главное - чтобы эти стратегии выполняли независимо от фамилии президента и состава Верховной Рады или правительства. Украину в мире должны воспринимать не как объект геополитической конкуренции, а как активный субъект.

Особое значение вопросы транспортной инфраструктуры приобретают сейчас, когда начата работа над Программой деятельности Кабинета Министров. Поэтому проект должен стать частью этой программы.

Есть перспективы, а есть и проблемы
Президент Украинско-арабского делового совета шейх Эмад Абу Алруб отметил огромный экономический, научный и аграрный потенциал Украины. Сам факт создания его организации свидетельствует о том, как высоко арабские партнеры оценивают важность сотрудничества с нашим государством. Поэтому, по словам шейха, получить 100$ млрд. инвестиций в украинскую экономику только от арабских стран - это вполне достижимая перспектива. Он лично знает людей, которые уже сейчас могут предоставить даже больше.

К сожалению, его высочество отметил: шансы Украины получить эти инвестиции существенно ослабляют имеющиеся у нас проблемы. Среди них шейх выделил три: коррупция, сложность оформления финансовых операций и разница менталитетов (что подразумевает, шейх не объяснил, но из озвученного понятно: речь идет о порядочности деловых отношений, которая у нас часто хромает на обе ноги).

К сказанному представителем арабской бизнес-сообщества председатель правления Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения Володимир Ставнюк добавил конкретики. Так, по его словам, отечественная банковская система не осилит таких масштабных проектов, как этот, следовательно, привлечение капитала иностранных инвесторов является насущной необходимостью. Однако для этого нужно, чтобы инвестор чувствовал себя безопасно в нашей стране.

Но сейчас, к сожалению, Украина не в состоянии предложить действенные механизмы защиты иностранных инвесторов. К тому же - те меры, которые когда-то могли привлечь инвесторов, сейчас отменены: нет каких-то налоговых льгот, индустриальных парков, кластеров. Хорошо, что все-таки есть энтузиасты, но им надо помочь на государственном уровне - скажем, принять во втором чтении проект закона о концессиях, который одобряет международное сообщество, в частности Европейская комиссия.

Владимир Ставнюк призвал обратиться к Верховной Раде и Кабинету Министров с просьбой максимально ускорить изменения, которые позволят привлекать иностранный капитал для реализации инфраструктурных проектов в Украине. Скажем, Китай открыл для Украины кредитную линию на $ 7 млрд, пока освоено только 3 млрд.

При этом, отметил чиновник, речь не идет о создании в Украине второго Китая, завоз к нам китайских работников, чего у нас обычно опасаются. Напротив, китайская сторона готова к локализации производства на уровне 60% и более (то есть продукция производств, созданных на китайские деньги, будет более чем наполовину сделана в Украине, а это дополнительные рабочие места).

Также Владимир Ставнюк заметил: настоящее противостояние Китая и США предоставляет Украине новые возможности. Ведь наше государство не член ЕС, поэтому на нее не распространяются ограничения на привлечение китайского капитала, которые действуют в ЕС.

Правда, здесь возникают определенные политические проблемы. Ведь продолжается торговая война между США и Китаем, и реализация этого проекта очевидно усилит внешнеторговый потенциал Китая. Это может вызвать недовольство США, которые являются нашим важным стратегическим партнером в противостоянии российской агрессии. Итак, перед нашим внешнеполитическим ведомством стоит трудная задача - найти компромисс, который минимизирует негативные политические последствия от реализации этого проекта.

Есть и две существенные технические проблемы. Во-первых, еще со времен царизма повелось, что на территории бывшего СССР ширина колеи иная, чем во всем цивилизованном мире: 1520 мм против 1435. Это создает серьезные проблемы для международных перевозчиков. И во-вторых, еще раньше приходилось слышать от чиновников Мининфраструктуры, что пути, имеющиеся на территории Украины, не пригодные для скоростных поездов.

На наши вопросы по этому поводу профессор Мироненко сообщил: речь идет не об использовании старых путей, а строительство новых шириной 1435 мм, по новым маршрутам. По ним и осуществлять высокоскоростные перевозки.

И последнее, на чем особенно подчеркивают авторы проекта и другие заинтересованные в его реализации: аналогичные планы лелеет и Россия, но через свою территорию и со своей шириной путей 1520 мм. Если не успеем первые - потеряем уникальный шанс выхода на азиатские рынки, который может больше никогда не случиться.

Поэтому, кроме упомянутого меморандума, было подписано совместное обращение представителей общественных организаций и промышленников к Президенту Украины с предложением о личной поддержке инициативы проекту ВСМ «Китай - Украина - ЕС» и непосредственное участие в украинском-итальянско-китайском бизнес-форуме «Деловые возможности и международная сотрудничество в треугольнике Украина-Италия-Китай на Новом Шелковом пути». Также состоялось подписание совместного обращения представителей общественных организаций и промышленников Украины Премьер-министра Алексея Гончарука по реализации Национальной транспортной стратегии на период до 2030 года.