Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » YouTube зарабатывает на рекламе шарлатанских лекарств от рака?

YouTube зарабатывает на рекламе шарлатанских лекарств от рака?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Наука та IT
YouTube зарабатывает на рекламе шарлатанских лекарств от рака? Как установили журналисты ВВС, алгоритмы YouTube поддерживают показ роликов о неэффективных лекарствах на многих языках. Рядом с обманчивыми видео демонстрируется реклама известных брендов и престижных университетов.

Пользуясь внутренним поиском YouTube на десяти языках, журналисты ВВС нашли 80 видео обманчивой информации о здоровье - преимущественно о неэффективном лечении рака. Десять из этих видео просмотрели более миллиона раз. Многие сопровождались рекламой.

Сомнительные советы по "лечению" обычно касались употребления определенных веществ, например, куркумы или пищевой соды. Другие популярные методы - соковые диеты и длительное голодание.

Некоторые видео предлагали пить ослиное молоко или очень горячую воду. Ни один из этих "лечебных" методов не был клинически подтвержден как противораковая терапия.

Перед рекламой шарлатанским методов лечения сайт показывал рекламу известных брендов, таких как Samsung, Heinz и Clinique.

Судя по общей системы размещения рекламы на YouTube, эти обманчивые видеоролики приносят деньги как самому сайту (владелец которого - Google), так и производителям видео.

В январе YouTube объявил, что будет "уменьшать количество сомнительного контента, как и такого, который может повредить пользователям из-за своей ложности - например, видеороликов, рекламирующих" сенсационное лечение "серьезных болезней".

Впрочем, это изменение сначала каснулось лишь небольшого количества американских видео и не затрагивает тех, где звучат другие языки, кроме английского.

Однако журналисты ВВС исследовали более широкую выборку на английском, португальском, русском, арабском, персидском, хинди, немецком, украинском, французском и итальянском языках.

Мы обнаружили, в частности, что в российском интерфейсе простой запрос "лечение рака" ведет к видео, пропагандирующих лечения пищевой содой. После просмотра этих видео зрителю предлагаются сюжеты о других недоказуемых "методах терапии", такие как морковный сок или длительное голодание.

Как объясняет Эрин МакЭвини, аналитик исследовательского института Data & Society, алгоритм YouTube предлагает пользователю видео, подобные тем, которые он только пересмотрел; таким образом прокладывается непрерывный путь от одного видео к другому, независимо от качества советов, которые они дают.

"Кто-то может начать с качественного сюжета, а потом по подсказке перейдет на рекламу лечения соками. Рекомендательная система не отличает достоверный контент от недостоверного", - говорит МакЭвини.

Представители YouTube ранее заявляли о планах изменить свою рекомендательную систему, которую неоднократно обвиняли в заманивания пользователей в лабиринты теорий заговоров и радикальных движений. Планировалось, что сервис, наоборот, будет рекомендовать качественные и достоверные видео тем, кто смотрит сомнительные.

По официальным правилам, YouTube блокирует вредоносный контент, в том числе "тот, который пропагандирует опасные средства или методы лечения - контент, где утверждается, что вредные вещества или лечебные действия могут быть полезны для здоровья".

Немало методов, найденных на YouTube нашими журналистами, сами по себе не являются вредными - например, те, в которых говорится об употреблении соков. Впрочем, они могут повредить здоровью раковых пациентов косвенным путем - в частности, если те откажутся от традиционного медицинского лечения в пользу так называемой "народной медицины".
 

Заработок на дезинформации

Перед просмотром видео шарлатанские методы лечения исследователям из BBC Monitoring и BBC News Brasil показывали различные рекламные ролики.

Кроме вышеупомянутых Samsung, Heinz and Clinique, эти ролики рекламировали сайт для путешественников Booking.com, приложение для развития грамотности Grammarly, голливудские фильмы и даже британские университеты, такие как Университет Восточной Англии и Ґлостерширский университет.

Эти компании и университеты заявляют, что не имеют ничего общего с обманчивыми видео о лечении рака.

Представитель Samsung заявил, что их рекламная кампания не имеет "никакой связи или корреляции" с шарлатанским видео, которое показывалось рядом. "Samsung придерживается и настаивает на соблюдении самых высоких стандартов безопасности бренда на всех рекламных платформах, которыми мы пользуемся", - говорится в заявлении.

Из компании Kraft Heinz написали, что у них "постоянно действует как автоматический, так и человеческий контроль с целью избежать того, чтобы нашу рекламу сочетали с недопустимым контентом".

"Этот конкретный пример нас обеспокоил, и мы приняли меры, чтобы заблокировать этот канал".

Компания Grammarly, чью рекламу наши исследователи заметили рядом с шарлатанскими видео аж 20 раз, сообщила: "Как только мы об этом узнали, как выдвинули к YouTube требование убрать нашу рекламу из всех подобных каналов и позаботиться, чтобы она больше не появлялась там, где распространяется дезинформация".

Сайт Booking.com и компания Estee Lauder (которой принадлежит марка Clinique) не ответили на наши запросы.

Два упомянутых университета ответили, что их реклама предшествовала сомнительным видео только в одном случае и они отстранили соответствующие каналы от своей рекламной кампании после того, как получили письмо от ВВС.

Представитель Университета Восточной Англии, где продолжается собственная программа исследования рака, сказал: "Университет ничего не платил [именно за ту рекламу, которую YouTube соединил с сомнительным видео], и мы написали в Google с требованием, чтобы такое размещение нашей рекламы больше не повторилось" .

А вот ответ представителя Ґлостерширського университета: "На YouTube контент меняется очень быстро, поэтому и люди, и машины очень пристально за всем следят. Поэтому мы постоянно сотрудничаем с Google, чтобы не допустить такого сочетания".
 
 

Каким образом YouTube подбирает для вас рекламу?

Реклама на YouTube может быть ориентирована на определенные регионы или аудиторию. Системы, определяющие, какую рекламу показать человеку в каждой географической точке, сложные и запутанные, объясняет Тим  Шмоер, основатель фирмы Video Creators, консультирующий по поводу рекламы на YouTube.

"YouTube оптимизирует все эти процессы, чтобы показывать нужную рекламу нужным людям в нужном месте - с целью удержать рекламодателей и обеспечить максимальную выгоду им, авторам видео и, конечно, тоже", - говорит он.

Сервис также имеет возможность "демонетизировать" каналы - иначе говоря, сделать так, чтобы их авторы не могли получать прибыль от рекламы.

В прошлом YouTube уже прибегал к демонетизации некоторых каналов, например, тех, что агитируют против вакцинации, опираясь на ложные данные.

И даже лишая прибыли, демонетизация часто не препятствует стремительному распространению видео, говорит госпожа МакЭвини: "Нет доказательств того, что демонетизация решает проблему распространения лжи на большую аудиторию".
 
"Люди делятся ложной или вредоносной информации по разным причинам, и деньги - лишь одна из них, - объясняет она. - В большинстве случаев, авторам таких видео важны не столько деньги, сколько всеобщее внимание и количество просмотров".

Журналисты ВВС передали в YouTube перечень видео, пропагандирующих шарлатанские методы борьбы с раком; пока сервис демонетизировал более 70 таких видео на основании нарушения правил монетизации.

Мы также написали авторам пяти таких видеороликов.

Россиянка Татьяна Ефимова, которая советовала бороться с раком пищевой содой, четко указывает в своем видео, что она - не врач. Она отмечает, что просто делится примером знакомого человека и зрители должны сами решать, употреблять ли им соду. После письма с ВВС она удалила свое видео с комментарием: "Оно не столь важно для меня».

Пользователь YouTube из Бразилии Элизеу Корреа советовал побеждать опухоли чаем из горькой тыквы. Его ответ ВВС: "Этот чай не ядовит и не несет опасности". Впрочем, он изменил настройки и сделал это видео частным.

Медийная организация Shunyakal, что снимает видео на хинди, не дала ВВС комментариев, но после нашего обращения убрала ролик о своем центре нетрадиционной медицины из открытого доступа. Однако его уже успели посмотреть более 1,4 млн. человек.

Журналисты также попытались связаться с Хаул Айссане, которая советует лечиться ослиным молоком, но не получили ответа.

YouTube отказал ВВС в интервью, но в одном из заявлений компании сказано: "Дезинформация - сложная проблема. Мы сделали много шагов к ее решению. В частности, мы направляем зрителей к авторитетным научным видео по вопросам здоровья, показываем информационные панели, опираются на достоверные источники, удаляем рекламу из роликов, предлагающих вредные методе лечения".

"Наши системы не идеальны, но мы их постоянно улучшаем и стремимся к прогрессу на этом поприще".
 

Есть ли шанс решить проблему?

Некоторые видео, включают ремарки о необходимости обратиться и к профессиональному врачу; впрочем, многие другие презентуют свой метод как альтернативу традиционной противораковой терапии.

"Некоторые советы на YouTube и в других местах в интернете действительно очень вредны - и никто не фильтрует", - говорит профессор Джастин Стеббинг, ведущий специалист по онкологии Имперского колледжа Лондона.

Специалисты также указывают на слабое место YouTube (как и всех сайтов, которые наполняются пользователями): видеопродюсеры и ответственные за решение по качеству контента во многих случаях не имеют медицинского образования.

"Мы просим людей, которые не особо разбираются в здравоохранении, не принимать решения вместо нас", - говорит Айзек Чун-Хай Фунг, профессор эпидемиологии из Южного университета Джорджии.

Доктор Фунг и его студенты исследовали англоязычные видеоролики о медицине и здоровье, загруженные на YouTube. Исследователи обнаружили, что независимо от конкретной темы большинство из ста самых популярных видео были загружены не медиками и не учеными.

Частично проблему удастся решить, если профессионалы создавать больше качественного контента, считает он.

"Высококачественные информационные ролики на разных языках мира - вот что нужно людям без медицинского образования. Врачи должны сотрудничать с медиа-профессионалами. К сожалению, пока мало кто вкладывает в это ресурсы".