Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Убийственная «рентабельность»

Убийственная «рентабельность»

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Убийственная «рентабельность»Когда к управлению Украиной приходит новая власть, обычно этот процесс сопровождается еще и переделом определенных сегментов бизнеса. Разумеется, все это делается тихо и кулуарно, не в ходе каких-то аукционов или торгов. Да и рядовые граждане особых изменений для себя от «перемены слагаемых» не ощущают. Главное, чтобы работа была, а кто там собственник – не суть важно. 

 

Сейчас на экономическом поле страны одна из главных тем для дискуссий – это законопроект №1210, предусматривающий изменения в Налоговый кодекс. Документом предлагается существенно повысить рентные платежи для некоторых отраслей отечественной промышленности. Эта ставка взимаетсяот части прибыли, полученной предприятиями, связаннымис использованием природныхресурсов. По оценкам экспертов, доли рентных платежей по отношению к прибыли в Австралии - 11,4%, Индии - 12,7%, Бразилии - 8,5%, Китае - 4,4%, России - 2,5%. А в Украине в случае внедрения предложенных изменений в Налоговый кодекс эта цифра составит громадные 22%.

 

«Дыра» на миллиарды

Вышеназванный законопроект уже получил массу критики со стороны международных организаций, финансовых аналитиков и некоторых народных депутатов. По их оценке, эти изменения в Налоговый кодекс могут поставить крест, например, на горно-металлургической отрасли Украины. Ведь документ предусматривает и прямое фискальное давление на предприятия этой сферы, и удар по их экспортной составляющей. В числе прочего законопроектом предлагается повышение ставок ренты на добычу железорудного сырья – компонента, который используется при производстве чугуна, продажа и переработка которого приносят в госбюджет миллиарды долларов! И отдельные личности (они же олигархи), лоббирующие данный проект закона, похоже, сознательно идут на «убийство» нашей экономики.

 

Итак, предложенные народным депутатом от «Слуги народа» Даниилом Гетманцевым изменения могут привести к тому, что повышение рентной платы на добычу железной руды с 8% увеличится до 10%. Это при том, что ставка на нее и так гораздо выше, чем, например, применимо к добыче металла и марганцевых руд (5%), коксующегося угля (1,5%) или антрацита (1%). Кроме того, в 2019 году к железной руде применяется коэффициент 1,1, то есть в целом ставка составляет 8,8%. Отметим, что ведущие страны-экспортеры к своему добытчику этого ресурса менее строги: 1% - в ЮАР, в Западной Австралии – 7,5% (последняя цифра относится к необработанному сырью, в то время как обогащенный концентрат облагается ставкой 5%).

 

У разбитого корыта

Кстати, в последние годы повышение ренты на добычу железной руды и так было весьма ощутимым: например, в 2014-2015 годах ставка выросла сразу в 3,5 раза, а в период с 2016 по 2018 гг. она поднялась еще в 1,5 раза. То есть мало кое-кому того, что железорудная рента по-украински и так одна из самых высоких в мире, отрасль вообще хотят за Можайск загнать? Это означает, что наши прямые конкуренты получат еще более значительное преимущество перед украинскими добытчиками руды на внешних рынках.

 

Кроме того, и наши металлурги могут оказаться у разбитого корыта. Об этом рассказал директор института прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По его словам, в Украине 60% ВВП формируется за счет экспорта, поэтому увеличение рентных платежей сделает отечественную металлургию еще менее конкурентоспособной. Вследствие этого многие предприятия комплекса могут закрыться, а их работники – оказаться на улице. Что уже попахивает не просто напряжением в массах, а реальным социальным взрывом.

 

Опять же, в элите украинской бизнес-среды высказывается мнение: мол, нечего руду сразу на экспорт отгружать – сделайте сначала из нее готовый продукт (сталь, например), а потом уже «гоните» за границу. Но куда ее девать прикажете, если часть основных предприятий-потребителей этого сырья находится на временно оккупированных территориях? Более того, экспорт железной руды и так снизился: в 2018 году было продано за рубеж 36,905 миллиона тонн сырья, что на 1,3% ниже показателя 2017-го. Мелочь вроде бы, но все же...

 

Есть вариант!

А еще по той же логике можно было бы запретить реализовать закордонным партнерам и ферросплавы – в них украинская металлургия тоже ведь нуждается. Ну, или на худой конец обложить пошлиной. Но никто этого не делает, поскольку эта отрасль находится в руках тех самых олигархов, которые выступают на повышение рентных ставок по добыче железной руды. Совпадение? Только в прошлом году ферросплавов было экспортировано на сумму около миллиарда долларов...

 

В общем, ограничение экспорта железорудного сырья – это подножка для нашей экономики. Украинские производители вынуждены будут покинуть международный рынок, а конкуренты только того и ждут. Эксперты говорят, что цены на руду скоро могут обвалиться, и тогда наша продукция станет совсем неконкурентоспособной. Это чревато потерей миллиардов долларов, ведь именно на железную руду приходится примерно 10% валютной выручки Украины. Кроме того, предприятия этой сферы являются одними из крупнейших налогоплательщиков в стране. В 2018 году сумма налогов и сборов, перечисленных ими в бюджеты всех уровней и в Пенсионный фонд, составила более 19,4 миллиарда гривен. Что, разве не нужны уже государственной казне эти деньги?

 

Впрочем, аналитики предполагают, что ситуация может развиваться и по другому сценарию. Те же ГОКи могут разделиться на две составляющие: добытчики – производить необогащенную руду, которая спросом практически не пользуется, и платить за свою работу ренту; а обогатительные компании – доводить полученное сырье до ума и зарабатывать на этом, но рентой себя не отягощать. И что-то подсказывает: как раз такой вариант и будет применен структурами, занятыми в добыче полезных ископаемых.

 

Металлурги в ужасе

Объединение металлургических предприятий «Укрметаллургпром» и Федерация металлургов Украины обратились к президенту Владимиру Зеленскому, спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову, премьер-министру Алексею Гончаруку и другим органам власти в связи с законопроектом №1210.

 

Производственники отмечают, что базисом для расчета рентных платежей для горно-обогатительных комбинатов всегда была первичная обработка железорудного сырья - технологический процесс, конечной продукцией которого является добытая руда, а она, в свою очередь, используется в качестве сырья для получения товарной железорудной продукции: концентрата, агломерата и окатышей.

 

«Технология производства товарной продукции ГОКа уже относится ко вторичной обработке, что требует применения специального высокотехнологичного оборудования, и которая не имеет ничего общего с первичной обработкой железной руды. По своей сути, это уже не рента на добычу полезного ископаемого (железной руды), а налог с оборота для железорудных ГОКов. Отметим, что подобный подход не применяется ни в одной другой добывающей отрасли. Это то же самое, что, например, в нефтедобывающей сфере объектом налогообложения вместо нефти становится бензин», - отмечается в сообщении «Укрметаллургпрома».

 

Предложенный подход к определению рентных платежей не будет стимулировать развитие последующих технологических переделов и повышение качества продукции – проще будет производить и продавать самую примитивную продукцию с низкой добавленной стоимостью, нежели металлопродукцию третьего передела, поскольку себестоимость последней станет неконкурентной.

 

Кто крайний?

Непродуманная и пролоббированная некими ну очень «патриотичными» лицами политика нередко приводит к печальным последствиям для государства. Украина это уже проходила, и не раз: когда столкновение интересов «акул бизнеса» или передел сфер влияния били по бюджету, порождали нестабильность и сеяли панику. В проигрыше же все равно останутся простые украинцы. И не только занятые в металлургии или горно-обогатительном комплексе, а практически все мы поголовно. Если в бюджете образовывается очередная брешь, и притом на миллиарды долларов (в гривны такие суммы и переводить-то страшно!), это означает сокращение финансирования многих прежних государственных программ. В том числе и социальных. Что будет с национальной валютой, тоже предсказать сложно. Одним словом, беда может прийти, откуда вообще не ждали.

Поэтому в таких условиях новая власть просто обязана проявить свою государственность, приверженность национальным интересам и безопасности Украины, а еще - заботу о населении. Или отрядим в дальнее «плавание» еще пару сотен тысяч заробитчан и будем жить только тем, что они будут пересылать из-за границы? Уверены, никакие вопросы крупного бизнеса не стоят того, чтобы снова расшатывать лодку, в которой сидим мы все. Проворовавшуюся власть украинцы уже из страны выдворяли. А может, теперь нужно зайти с другой стороны - и взяться за обнаглевших олигархов?..

 

Наша справка

По разведанным запасам железных руд Украина с долей 18% от общемировых запасов является лидером, а в пересчете на содержание железа - 10,5-11% от мировых запасов (входит в пятерку). Дело в том, что в наших недрах преобладают так называемые «бедные руды», содержание железа в которых не превышает 30-35%. Такое сырье еще приходится обогащать, то есть вкладывать в «добычу» дополнительные деньги.

 

Кроме того, в Украине для разработки оставшихся месторождений зачастую необходимо рыть открытые карьеры глубиной до 350 м. А в залежах, где руда с содержанием железа выше 50%, - подземным способом, и потребуется «нырять» на глубину под 1300 м, а это еще большие затраты. В то же время железорудные месторождения в Бразилии, Северной Америке, Южной Африке и Австралии позволяют добывать руду с содержанием железа около 60% открытым способом, с объемами снятого грунта в 3-4 раза меньше, чем в Украине. То есть производственные затраты на тонну продукции в этих странах могут быть на 25-35% ниже, чем у нас.

 

Прямая речь

Принятие законопроекта №1210 об изменении базы налогообложения для железорудных горнодобывающих предприятий может привести к негативным последствиям в отрасли. Такое мнение выразил президент одной из юридических компаний Михаил Стрельников.

 

-Налоговая нагрузка на ГОКи станет одной из самых высоких в мире. Дальше это повлечет за собой потерю рабочих мест во многих регионах. Инициатива не вписывается и в общемировые подходы к системе рентных платежей, так как законодателем предпринимается попытка обложить рентой необлагаемое. Даже в рекомендациях Международного валютного фонда по налогообложению добывающих предприятий такого момента нет.

 

Подобные изменения в Налоговом кодексе представляют угрозу и для международных инвестиционных договоров.Например, станет экономически невыгоден проект с канадской компанией Black Iron с инвестициями на первом этапе свыше 400 миллионов долларов, о котором договорился президент Владимир Зеленский. Очень надеюсь, что нынешний созыв Верховной Рады не будет хвататься второпях за дубину налогового регулирования, – подчеркнул Михаил Стрельников.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция