Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Соцсети, комиксы и вдохновение: лайфхаки от лучшего учителя Украины

Соцсети, комиксы и вдохновение: лайфхаки от лучшего учителя Украины

Категорія: Культура, Суспільство
Соцсети, комиксы и вдохновение: лайфхаки от лучшего учителя Украины Обладательница титула Лучший учитель Украины-2019 Наталья Кидалова на своих уроках рассказывает детям про "драйвового" Шевченко, превращает грамматику в игру и использует для обучения соцсети.

В этом году именно она получила "учительский Оскар" - премию Global Teacher Prize Ukraine. Свои необычные уроки учительница называет обычным учебным процессом, потому что детям в школе должно быть интересно.

Наталья преподает в школе №23 в Мелитополе украинский язык, литературу и английский. Она рассказала ВВС News Украина о своих "лайфхаках" учительства.

Любопытство - это главное

Мне кажется, чтобы заинтересовать ученика, надо самому быть заинтересованным в предмете, который преподаешь, и вообще в развитии и обучении. Когда ты мотивирован и заинтересован, когда тебе есть чем поделиться, тогда, конечно, ты можешь заинтересовать и детей.
 
 

Учиться и сотрудничать

На моих уроках дети сотрудничают друг с другом, в группах, в парах, со мной. Они объясняют друг другу правила, обсуждают героев, литературные произведения. Я стараюсь сделать так, чтобы каждый ученик был вовлечен в процесс обучения, а не сидел, сложа руки.

А еще я стараюсь с детьми советоваться и прислушиваться к их мнениям. Ученики по-разному воспринимают материал - кто лучше устно, а кто-то письменно.

Поэтому, прорабатывая новую тему, одна группа детей может создавать комикс, например, о сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях. В другой группе в это время создают устный диалог, где используют эти же предложения.
 
 

Правила понятными словами

Правила грамматики мы часто формулируем простыми словами, чтобы детям было понятно. Мне главное, чтобы ребенок понимал и осознавал это правило. Он может не рассказать его так, как оно звучит в книге, но если он научилась его применять, это главное.

Мы часто задаем вопрос друг другу. Можем остановить работу и спросить, что кому не понятно и пройтись по материалу еще раз.
 
 

Уроки, как игры

Часто на уроках английского мы учим слова в форме игры, потому что так дети лучше запоминают. У нас есть сюжетные герои, которые постоянно с нами, мы проигрываем различные ситуации, перевоплощаемся в разных героев.

Соцсети для обучения

Также практикуем написание эссе на какую-либо тему, по какому правила и постимся их с этим хэштегом в соцсетях. Затем дети читают мои комментарии под этими постами и так учатся.

Соцсети - это то, в чем они сейчас живут и их тоже можно использовать для обучения.
 

Тетради - для учеников, а не для учителей

Я очень люблю делать визуальные конспекты. И в своих тетрадях позволяю ученикам не только писать, но еще рисовать - схемы, пиктограммы, стрелочки.

Эти тетради, они не для меня, не для учителя, чтобы посмотреть, как ученики там все выводят правильно. Они прежде всего для учеников. Если им все понятно, я буду только рада.
 

Литература может не нравиться

Для меня литература - это не про конкретных писателей, время, или о конкретных произведениях. Литература - это о личности, о каждом ученике, который прочитал произведение, и взял что-то для себя.

Я прекрасно отношусь к тому, если детям не нравятся какие-то произведения, но они их прочитали и могут объяснить, аргументировать, почему.

У меня нет такого-то канонического отношения, вот эти произведения хорошие и о них мы говорим только так. Мы дискутируем о литературе и в этом, по моему мнению, вся ценность.

Горячие дебаты у нас происходили, когда мы проходили роман "Город" Валерьяна Пидмогильного. Это был выпускной класс и дети уже были достаточно взрослыми, чтобы обсуждать взрослые темы. После больших дискуссий даже те, кто не прочитал произведение к уроку, прочитали его к следующему.

Но при этом, я против того, чтобы навязывать ученикам свое видение. Мне хочется дать детям больше информации и создать такое свободное пространство, где они могли бы сделать собственные выводы о произведениях и писателей.

Дети хотят видеть живых писателей

Наши дети любят читать. Когда они читают из-под парты на уроках математики, я прошу учителя не ругать их за это. А еще дети очень удивляются, когда слышат, что писателей, которых мы изучаем, еще живы.

Литературу так и надо показывать живой. Жаль, что в нашем городе мы нет возможности устраивать встречи с писателями. К сожалению, к нам, в Мелитополь, авторы с презентациями доезжают не часто. А было бы так классно детям послушать о книге от человека, который ее написал.

Недавно моя ученица из 11-го класса писала научную работу по нашумевшей в Украине книгой Ларисы Денисенко "Майя и ее мамы". В ней речь идет о 17 различных типов семей - семьи, в которых нет одного из родителей, родители уехали на заработки, ребенок родился путем искусственного оплодотворения или родители одного пола.

Она опрашивала учителей наших школ, сначала очень возмущались, но, когда знакомились с книгой, но затем меняли свое отношение.
 
 

Шевченко - не скучный

На уроках мы всегда очень живо обсуждаем творчество Тараса Шевченко. К сожалению, у нас сложился такой забронзовелый образ поэта и каждый год о нем говорят одними и теми же словами. Все это отталкивает детей, которые считают его скучным.

Я стараюсь говорить с ними о Шевченко, как о личности, показать, что это обычный человек, но как это обычный человек мог достичь такого уровня, что до сих пор о нем говорим.

Мне нравится говорить о Шевченко как о разрушителе стереотипов и как об очень драйвовом человеке. Я хочу показать детям, что он был очень молодым, когда начал писать свои произведения. Потому во многих в воображении Шевченко - это тот старый дед с портретов.

Пытаюсь показать Шевченко детям, как очень целеустремленного человека. Он смог, родившись крепостным, пройти такой жизненный путь, достичь успеха и не разочароваться в жизни.
 

Активная школа

Но очень трудно оставаться креативным, если ты приходишь в школу, а там голые стены и какой-то советский ремонт. Радуюсь, что сейчас больше денег выделяется на образовательную среду, ведь так и должно быть.

Наша школа в Мелитополе очень активная, наши учителя и дети участвуют во многих проектах. Мы всегда ищем путь и ищем возможности - у нас есть планшеты и смарт доска, выигранные в проекте "Школа будущего" от Samsung, есть ноутбуки и компьютеры, выигранные за гранты, есть спортивная площадка от фонда "Братьев Кличко" по поводу которого мы писали.
 
 

Где брать учителю ресурс?

Часто под конец седьмого урока я чувствую себя абсолютно обессиленной. Восстановить силы мне помогает йога и медитация. Эти занятия дают мне силы из какого-то неизвестного внутреннего источника.

А еще очень вдохновляет, когда видишь отдачу своей работы, когда есть заинтересованность в глазах детей, когда они встречают меня с радостью. Это дает невероятную энергию.

Общение - это сила

Еще большим вдохновением для меня общение с другими учителями. Благодаря этой премии Global Teacher Prize Ukraine я познакомилась с таким количеством замечательных и талантливых учителей со всей Украины.

Мы все живем в разных регионах, но можем общаться онлайн, встретиться в общественному союзу "Освитория", который является организатором премии.

Мы обмениваемся опытом, вдохновляем друг друга, сотрудничаем, придумываем что-то вместе. И это происходит не из прописанных сверху указов, а идет инициатива снизу.

Эта учительская сила растет и слоган премии - "Учителя важны" поднимает голос учителя на более высокий уровень. Мы можем влиять на какие-то важные решения даже в образовательной политике.
 
 

У каждого своя суперсила

Мне кажется, что самое важное в моей работе - это любовь к детям и своей профессии, а еще желание и понимание того, что каждый ребенок имеет собственный темп обучения, собственный набор способностей. У каждого ребенка есть своя суперсила. И когда ты это понимаешь, тогда легче сотрудничать и помогать ребенку открывать саму себя.