Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Мытарства земельного рынка

Мытарства земельного рынка

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Мытарства земельного рынкаСегодня в Украине наступил такой момент, что многолетний предмет политических споров – открытие рынка земли – может выйти на финишную прямую. Новая власть прямо заявила, что этот вопрос стоит на повестке дня. И, судя по всему, полна решимости выполнить это обещание. А давайте вспомним, как развивалась земельная тема в Украине в период ее независимости.
 

В 1992 году Верховная Рада приняла первую концепцию Земельного кодекса, базировавшуюся на европейской правовой модели. В первую очередь она предусматривала проведение инвентаризации всех земель, затем легитимацию права землевладения и землепользования граждан на индивидуальные земельные паи (дачи, огороды, приусадебные участки, земля под домами в городской черте). Третий этап предполагал передачу актов на землепользование коллективным сельскохозяйственным предприятиям.

 

В 1995 году, в соответствии с конституционным договором, который предоставлял президенту более обширный перечень полномочий, второй президент Леонид Кучма подписал указ об ускорении приватизации земельных участков, предусматривавший несколько иной механизм. Право собственности на землю подтверждал не акт, а сертификат, являющийся фактически ценной бумагой, дающей право на землепользование и землевладение.

 

В июне 1996 года парламент ратифицирует соглашение с МВФ о получении кредита под реструктуризацию предприятий. Согласно ему наша страна должна была взять на себя ряд обязательств. Среди них - внедрение американской схемы фондового рынка, предполагающей отмену сертификации импортных товаров, ограничений по экспорту скота, и, наконец, сертификация земли с постепенным превращением ее в товар. Кроме того, американская система фондового рынка предусматривает минимальное вмешательство государства в его функционирование, а также наличие института независимых регистраторов собственности.

 

В 1997 году в парламент были вынесены два законопроекта - о сельскохозяйственной кооперации и об электронном обращении ценных бумаг. Законопроект «О сельскохозяйственной кооперации» примечателен тем, что вводил понятие «ассоциированного члена кооператива». В соответствии с этим законопроектом такой статус предоставляется лицу, не работающему в кооперативе, но передающему ему в аренду свои имущественные и земельные права. Если же ассоциированный член решает выйти из кооператива, ему возвращается имущество, тогда как земля остается в собственности кооператива и за нее выплачивается компенсация. Таким образом, законопроект, во-первых, легитимизировал понятие «сертификат» (отсутствующий до того момента в законодательстве), а во-вторых, предлагал своеобразную схему «расставания» с землей.

 

Европейская система построения фондового рынка в Украине, учитывая тот факт, что Украина является членом Совета Европы, позволяла бы при содействии Интерпола выявлять нарушения законодательства, касающиеся земли. Чуть позже Леонид Кучма издает указ о Госкомиссии по ценным бумагам и фондовой бирже и наделяет ее правом принимать подзаконные акты и не регистрировать их в Минюсте. Вероятность того, что Госкомиссия по ценным бумагам самостоятельно, без вмешательства каких-либо органов власти (в том числе и парламента), «поработает» с ценными бумагами - земельными сертификатами - была довольно велика.

 

Учитывая, что предлагалось обустроить украинский фондовый рынок, минимизировав контроль государства за обращением ценных бумаг, последствия от одновременного внедрения двух законопроектов и указа президента могли переплюнуть даже самые смелые предположения. Однако идеи не прошли. Верховная Рада проголосовала за европейскую модель фондового рынка, а законопроект о сельскохозяйственной кооперации отклонила.

 

Конституция Украины предписывает правовое регулирование земельных отношений исключительно законами: «Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Оно приобретается и реализуется гражданами - юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом».

 

Рыночных преобразований в селе по разным причинам пока так и не произошло, если, конечно, не считать распродажу всего ликвидного имущества колхозов их руководством, создания ими крупных агрофирм путем скупки (все так же за бесценок) или кабальной аренды земельных паев рядовых колхозников. В остальном суровое сегодня не пощадило селян, не имеющих ни денег, ни работы, ни внятных перспектив на будущее...

 

С 2001 года в Украине действует мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, и с тех пор он продлевался уже десяток раз. По подсчетам специалистов, запрет привел к тому, что ежегодно государственный бюджет недополучал огромные суммы. Например, в 2018-м эта цифра составила около 22,5 миллиардов долларов! Кроме того, как утверждают аграрии, если бы в Украине не ввели мораторий, уже сегодня продуктивность в растениеводстве могла бы вырасти примерно вдвое. Пока же наша страна остается одной из немногих, где земля все еще не является полноценным объектом купли-продажи. Но, скорее всего, уже в обозримом будущем запрет на это будет снят. Ну, а мы посмотрим, какие «бонусы» это принесет государственной казне, аграрному сектору и самим селянам.

 

 

Марина ПАРХОМЕНКО

 

Источник Позиция