Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Поговорить «за жизнь» с народом

Поговорить «за жизнь» с народом

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Поговорить «за жизнь» с народом Мы должны слышать каждого человека. Это не законодательный референдум, а информационный: граждане, что вы думаете? Это нормальный разговор с людьми.
 

Владимир Зеленский, президент Украины

 

Статья 72 Конституции гласит: «Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины. Он назначается Верховной Радой или президентом Украины...»

 

Этой формой народного волеизъявления решаются вопросы об изменении территории Украины, вопрос о членстве в ЕС и НАТО. Как разговаривать с Россией по поводу Донбасса, глава государства Владимир Зеленский также предложил вынести на референдум. При этом референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

Населению, конечно, привлекательна перспектива того, что власть к нему пойдет за советом - мол, подскажи, как нам быть и что делать. В свою предвыборную программу нынешний президент Украины включил целый раздел под заголовком «Народовластие через референдумы», в котором пообещал, что его первым законопроектом будет «О народовластии»: «Введем механизмы влияния граждан на решения власти через референдумы».

 

Однако до сих пор этот пункт остается пока лишь обещанием. Вины главы государства в этом нет, поскольку в стране отсутствует закон о референдуме. До 2012 года таковой действовал, но времен УССР. При президентстве Виктора Януковича приняли новый, но в 2018 году он был признан неконституционным. Так что тему народного голосования можно отнести к разряду «А поговорить?» по причине отсутствия законодательных механизмов для осуществления референдума.

 

В истории Украины их было несколько. Первый - на закате СССР. 17 марта 1991 года 70,2% граждан проголосовали за необходимость сохранения Союза, а 24 августа того же года 90,32% уже заявили, что выступают за независимость Украины. По этому поводу первый украинский президент Леонид Кравчук недавно признал, что многие соотечественники, поддержав «Акт провозглашения независимости Украины», восприняли его неправильно. Они думали, что речь идет об экономической и политической независимости. Граждане не понимали, что на самом деле под этим подразумевалось суверенное государство.

Вот так, бывает, результаты ответов зависят от того, как сформулирован вопрос...

 

В 2000 году свой референдум провел Леонид Кучма, стремясь изменить отдельные положения Конституции в части реформирования Верховной Рады, создания двухпалатного парламента, уменьшения числа народных избранников, права роспуска ВР. Тогда более 90% граждан проголосовали за исключение из Конституции статьи 80: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы». И что, случились изменения в законы, за которые проголосовал народ? Отнесем этот вопрос в категорию риторических.

 

В 2013 году Компартия и «Украинский выбор» пытались инициировать референдум по вступлению нашей страны в Таможенный союз. В 2017-м «Батькивщина» Юлии Тимошенко хотела провести всеукраинский референдум, касающийся запрета продажи земли. После того, как 25 сентября этого года правительство утвердило проект закона о рынке сельскохозяйственной земли, она снова принялась «окучивать» эту тему, убеждая, что продавать землю, не посоветовавшись с гражданами, невозможно. Вряд ли осуществится народное волеизъявление по данному вопросу, поскольку, как мы сказали выше, говорить об этом можно сколь угодно в отсутствие соответствующего закона о референдуме.

 

Хотя сама его идея может стать прекрасной возможностью потянуть время, чтобы не спешить с реализацией каких-нибудь нежелательных власти инициатив. Пока напишут законопроект, пока в парламенте проголосуют – уйдет не менее полугода. Потом объявить о вопросе, выносимом на голосование, далее ждать заключения Конституционного суда. На эти процедуры уйдет еще несколько месяцев. Примерно столько же – на назначение даты референдума и собственно проведение голосования. То есть можно растянуть все на полтора-два года!

 

Перспектива заманчивая, но не в случае с продажей земли. Здесь уже не до «всенародного волеизъявления» - нужно действовать быстро и результативно. А они, результаты, уже налицо. Кабмин окончательно утвердил механизм предоставления государственной помощи фермерам на приобретение земли по простой схеме: земледелец берет в любом уполномоченном банке кредит на покупку земли, а часть процентов по нему выплачивает государство. Но нашим фермерам не комильфо участвовать в таком кредитовании, когда придется за землю докладывать из собственного кармана. Такое проходили в Прибалтике. Как думаете, почему там 90% земли принадлежит скандинавским банкам? Да потому что крестьян этими кредитами загнали в долговую кабалу, накрутив проценты. Ну, а дальше вынудили продать землю «дешево и сердито».

Так что пока примут закон о референдуме, глядишь, вопрос аренды земли отпадет, село «рассосется», и смысл децентрализации сведется к объединению не громад, а хуторов. Также, как и смысл референдумов – к информационному поводу «поговорить с людьми». Надеемся, хоть лавочки для «бесед» предоставят...

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

Источник Позиция