Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Капитал» низкого потребления

«Капитал» низкого потребления

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
«Капитал» низкого потребления В первую субботу октября в Украине традиционно отмечается День учителя. Как сегодня обстоят дела в сфере образования и какие новшества в него привносят? Давайте разбираться.
 

Любая государственная система требует финансовой подпитки. Образование не является исключением. У нас же за все годы независимости в этой системе наблюдалось только сокращение расходов. Пик денежных вливаний в образование был в 2009 году – 8,2% ВВП, в 2016-м уме много меньше – 6% ВВП.

 

Государство попросту снимало с себя ответственность за качество знаний молодого поколения, перекладывая эту функцию на плечи родителей. В конечном итоге общество оказалось не в состоянии реализовать свое конституционное право на бесплатное образование. Его, конечно, немного осталось, но с каждым годом - все меньше и меньше. Если в проекте госбюджета на 2019 год предусматривалось выделить на образование 242,1 миллиарда гривен, то на 2020-й расходы запланированы в сумме 136,4 миллиардов гривен.

 

При этом в сентябре премьер-министр Украины Алексей Гончарук одним из «драйверов» экономического роста назвал «человеческий капитал». Под этим он подразумевал инвестиции в образование... но явно не в высшее. Лозунг «Будущее страны всегда за наукой!» больше не актуален. В правительстве уже разработана программа по изменению акцентов в образованим, на что потребуется пять лет. За это время предусмотрено 70% государственных вузов Украины лишить финансирования за счет госбюджета, то есть фактически сделать их платными. В результате «реструктуризируются» региональные вузы, ведь такие учреждения без финансирования из госбюджета практически обречены. Ну, а за счет их сокращения будет развиваться система ПТУ. Что тоже, без сомнения, важно.

 

О желании перевернуть «пирамиду» и перенаправить абитуриентов после школы не в высшие учебные заведения, а в ПТУ недавно заявила министр образования Анна Новосад: «Мы очень хотим перевернуть пирамиду, когда у нас огромный процент выпускников идет в высшие учебные заведения, а всего около 30% - в учреждения профессионального образования». По ее мнению, это и будет обновлением образовательного пространства, которое сложно починить, потому что это большие инвестиции.

 

А поскольку денег нет, то разработан план, как это осуществить: «Мы должны сконцентрироваться на том, чтобы инвестировать государственные средства в меньшую часть учреждений профессионального образования, но лучшие», - заявила глава образовательного ведомства. То есть не только многие вузы «полягут», но и ПТУ. В Украине более 700 учреждений профессионально-технического образования, поэтому министр МОН считает, что ряд учебных заведений можно и закрыть, оставив те, которые выпускают самые востребованные рабочие профессии.

 

Страна, отличавшаяся в мире именно одним из самых высоких процентов людей с высшим образованием, меняет ориентиры. По мнению министра, «сегодня больше нужны трактористы, чем научные сотрудники». Анна Новосад также сообщила, что в МОН продолжат работать с ЕС над проектом по получению кредитов для модернизации профтехобразования.

Западные «доноры» к этому наверняка готовы. Потому что у них вырисовывается прекрасная перспектива заполучить обученную в украинских учебных центрах квалифицированную рабочую силу, которая поднимет европейскую экономику за небольшие деньги. Вместе с тем мы надеемся, что у правительства есть план, как удержать на плаву нашу космическую отрасль, авиа- и машиностроение.

 

Болонский процесс, европейский или американский, высочайшие, конечно, стандарты образования, инновационные подходы к обучению и так далее – все эти «фишки» нам демонстрируют как образец для наследования. Мы просим Запад научить нас уму-разуму. Однако стоит заметить, что изменение системы образования началась как раз оттуда, а мы перенимаем их «передовой опыт». Для примера, в Германии в 1975 году выпускники реальной школы давали 75,2% правильных ответов в заданиях на грамотность, а сегодня - 58,2%. В США на одного инженера приходится 41 юрист, хотя в том же 1975 году по количеству молодежи, имеющей техническое и естественнонаучное образование, они уступали лишь Советскому Союзу.

 

Копируя западные ценности, у нас осознанно отрезается путь в технологическое будущее. Зато туда вырываются японцы, корейцы, китайцы. Они знают, что «не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености». Это еще две с половиной тысячи лет назад изрек Сунь Цзы, и там до сих пор это помнят. Перемены, безусловно, нужны. Вот у нас, например, когда мы перестали быть советскими гражданами, изменились вывески: ПТУ превратились в колледжи, техникумы - в институты, институты – в университеты, а те – в академии. Теперь пошли «обновления» по обрезанию доступа к высшей школе.

Может быть, стоит нам, живущим на постсоветском пространстве, заниматься не только «обновлением», а оглянуться назад и взять лучшее из той образовательной системы, которая помогла построить самую индустриальную Украину в мире? Это, думается, и станет самой действенной починкой отечественного образования.

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

Источник Позиция