Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » В Черновцах вернули из небытия пласт еврейской культуры

В Черновцах вернули из небытия пласт еврейской культуры

Категорія: Культура, Суспільство
В Черновцах вернули из небытия пласт еврейской культуры Черновцы готовились к празднованию 610-летия первого письменного упоминания о себе. Правительство обещало городу сумасшедшие деньги - город решал, как их разумно потратить. Над нелегким вопросом думал и созданный при городском голове общественно-консультативный совет, куда вошли всеми уважаемые черновчане.
 

На одном из заседаний обсуждали, какой быть центральной улице города, названной именем Ольги Кобылянской (она же - Барская при Австро-Венгрии, или Янку Флондра при Румынском королевстве). «Вот что еще очень важно, - вспомнил один из старейшин города Леонид Шайович Фукс. - Надо у бывшего австрийского банка оборудовать продажу, как раньше, газированной воды. Сколько себя помню, там всегда сидел старый еврей и продавал газировку».«Блестящая идея, - ответил на это тогдашний городской председатель Николай Федорук. - Мы, конечно, найдем воду, обеспечим тройной сироп. Но где, скажите, взять под это дело еврея?»

 

Палестина над Прутом

В октябре того же юбилейного 2018 года в Черновцах, в бывшем Еврейском доме открылся Музей истории и культуры евреев Буковины. Действительно настало время для такого музея - если в 1941 году в городе проживало более 50 000 евреев и было 56 синагог, то сегодня их чуть более полтора тысяч и две синагоги (причем вторую открыли несколько месяцев назад). Однако, ее организаторы (инициатива и концептуальная идея принадлежат известному правозащитнику и общественному деятелю, бывшему черновчанину, председателю Ассоциации еврейской общины Украины Иосифу Зисельсу) имели целью не собирать коллекцию еврейских древностей, а зафиксировать и ввести в культурный оборот то, что действительно исчезло безвозвратно , но составляет уникальную страницу европейской истории - феномен черновицкого еврейства.

 

Комментируя свою затею, Зисельс признался, что идею собрать коллекцию еврейских ценностей, а также открытия второй в Черновцах синагоги ему подсказал Вячеслав Моше Кантор. Этот общественный деятель является президентом Европейского еврейского конгресса и известен финансированием культурных проектов по всей Европе. Кантор является одним из богатейших людей России и постоянно жертвует значительные средства на благотворительность и еврейские культурные программы.

 

Предприимчивые и чувствительны к прогрессивным нововведениям, евреи создавали и развивали это приграничный город, что цесарской волей Франца Иосифа вырос в конце 18 в. на изломе эпох, культур и империй - Османской, Дунайской и Российской. Именно им Черновцы обязаны своим расцветом, самобытной культурной средой со стремлением к изысканности и респектабельности высокого европейского качества.

 

Черновцы не только исторически, но и географически начинались с еврейского местечка Юденштадта. Здесь и сейчас царит атмосфера штетла, и на бывший Синагогенгасе возвышается здание Большой старой синагоги - Ди Грос Шил. К слову, городские власти планируют включить «Еврейский квартал» к объектам культурного наследия Черновцов. Еврейская община, самая многочисленная из всех национальных общин, еще до прихода на Буковину Габсбургов и до трагического 1941 года, никогда не была в Черновцах какой-то отдельной группой, - рассказывает директор музея Николай Кушнир.

 

- Этот город был родным для евреев, было их домом. А со второй половины XIX века, когда во всей империи евреи получили равные с другими гражданские права, вечные еврейские вопросы, можно сказать, были таки решены в отдельно взятом городе и не терзали никому ум и сердце. Евреи имели свою территорию, свой язык и чувствовали себя представителями государствообразующей нации. Им не надо было приспосабливаться - они были здесь самими собой среди своих

Под ногами плакали камни

 

Довоенная история буковинских евреев не знала остракизма и гонений. Это история большого успеха. Неудивительно, что они были отданы Габсбургам. В музее хранится молитва за Франца Иосифа на иврите, датированная 1792 годом. В Черновцах, которые были столицей коронного края Австро-Венгрии, ее читали почти в каждой еврейской семье.

Родным языком черновицкие евреи считали немецкий. На «маме лошн» ( «материнском языке») говорили только в бедных еврейских кварталах - от Прута до Ратуши. Еврейская же элита, которая задавала тон жизни города, воспитывалась на немецкой культуре.

 

Однако именно в полностью онемеченной еврейской общине Черновцов зарождаются идеи сионизма. В начале ХХ века здесь жил и работал один из основателей мирового сионистского движения Натан Бирбаумом. В 1908 году он организовал в городе международную языковую конференцию. Как выяснили сотрудники музея из тогдашних газет, идея такого мероприятия, вероятно, возникла в еврейских литературных кругах Нью-Йорка, а Черновцы, которые расположились как раз между «эмоциональным Востоком» и «практическим Западом», были идеальным местом для конференции.

 

В Черновцы приехали выдающиеся языковеды, литераторы того времени, за исключением Шолом-Алейхема, который заболел. Кстати, еврейская конференция состоялась в украинском национальном доме, поскольку Еврейский дом как раз достраивали. Пять дней жарких дискусов завершились компромиссом: конференция постановила, что оба языка являются неотъемлемым элементом национального достояния. Конечно, черновицкие евреи остались в стороне языковых вопросов - они им были не интересны. Здесь большинство признавало простое правило: если ты бедный - живешь в «нижнем» городе - общаешься на идише; если хочешь стать богатым и переселиться в «верхний» город (а тебе ничто не мешает это сделать) - должен выучить немецкий.

 

Идиш для многих евреев символизировал гетто, отсталость и уныние, что было неприемлемо для Черновцов в целом. ХХ век безжалостно раздробил сложившуюся здесь мировоззренческую и житейскую идиллию. С властью Румынского королевства, установившаяся на Буковине в 1918 году, евреи, почти автохтонное население края, получили низкий статус нацменьшинства и вынуждены были себя защищать из-за создания политических партий, культурных обществ, даже отрядов самообороны (в условиях наступления румынизации, из-за унижения и открытой борьбу приходило осознание этнонациональной идентичности и подъем национального духа). С самых, самых уважаемых горожан они превратились в обреченных на уничтожение. В 1940 году, когда город заняли советские войска, сотни еврейских семей были вывезены в Сибирь. Однако если советские репрессии основывались на классовом и имущественном принципе, то фашизм истреблял евреев по национальной принадлежности.