Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Куда бежать?

Куда бежать?

Категория: Политика, Общество
Куда бежать?Как известно, одним из обещаний новой власти была отмена депутатской неприкосновенности. И сейчас все идет к тому, что эту норму из Конституции таки уберут. А вся страна замерла в ожидании, кто из нардепов, на которых уже заведены дела (или готовятся подозрения) первым решит смотать удочки за кордон, дабы не предстать перед украинским правосудием.
 

Возможно, конечно, что такого и не случится. Но примеры депутатского бегства за границу в истории нашей страны уже были. Однако важно знать, что существует понятие экстрадиции, то есть выдача подозреваемого в преступлении лица одним государством другому. Без договора об этой мере сей акт не состоится. Помните, как США в свое время осудили бывшего нашего премьер-министра Павла Лазаренко по своим законам? И по запросу украинской стороны не выдали чиновника, потому что между нашими державами нет соответствующих договоренностей.

 

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений - как правило, список либо критерии их определения устанавливаются в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве обеих сторон. При этом договорами ставятся условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

 

Почти все государства ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан.Аналогичная ситуация и в США. Китай, Япония, Франция, Беларусь, Украина и некоторые другие страны не высылают своих граждан. Между тем, в современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, речь идет о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, роли административных органов. Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

 

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились государства-члены Европейского союза, которые ввели в отношениях между собой так называемый «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

 

Основаниями для экстрадиции могут быть Европейская конвенция о выдаче, правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам или двусторонние договоры Украины о выдаче и о правовой помощи, которые содержат положения о выдаче.Нет таких договоров между Украиной и США. Есть только двусторонние договоры в сфере взаимной помощи по уголовным делам, которые не дают права выдавать странам беглецов от правосудия или подозреваемых в преступлениях граждан другой страны. Такая же ситуация с Канадой.

 

Подписаны и действуют двусторонние договоры между Украиной и Азербайджаном, Грузией, Эстонией, Латвией, Литвой, Молдовой, Польшей и многими другими государствами. Также Киев подписал необходимые соглашения с государствами-членами Совета Европы, которые являются участниками Европейской конвенции о выдаче по принципу взаимности. Среди них – Австрия, Италия, Испания, Великобритания, Германия, Турция, Швейцария.

 

Самые громкие запросы на экстрадицию за последние 5 лет от Украины поступали преимущественно в Россию, но ни один успехом не увенчался. Зато Украина выдала РФ Тимура Тумгоева, добровольца АТО, который подозревается в России в терроризме. Не выдала Украина Грузии Михаила Саакашвили, который был главой Одесской ОГА, а у себя на родине подозревался в злоупотреблении служебным положением.

 

Всего из Украины в иностранные государства экстрадировали 118 человек (с 2014 по 2018 годы), а за 9 месяцев 2019 года – 40 человек. Из других стран в Украину за пять лет передали 76 человек, хотя силовики запрашивали 252 правонарушителя. То есть, подытоживая вышесказанное, у наших политиков есть шанс избежать наказания на Родине, если выбрать «правильную» державу. А даже если за границей приговорят к заключению, то и сидеть там будет комфортнее: чай, западные тюрьмы – не чета нашим...

 

История вопроса

Самым ранним документом об экстрадиции считается договор, заключенный в 1278г.дон.э. между египетским фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттусили III. В нем говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса» целым и невредимым. Из истории Греции приводят пример того, как афиняне согласились выдать македонскому царю Филиппу лиц, посягнувших на его жизнь.

 

В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении Ганнибала, а также на Катона, который требовал выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну.

 

Вторая мировая война показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия. Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.