Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Газ в обмен на Донбасс: опасность или необходимость?

Газ в обмен на Донбасс: опасность или необходимость?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
Газ в обмен на Донбасс: опасность или необходимость? Чем ближе к завершению года, тем шире становятся условия, которые Россия выдвигает для заключения нового контракта на транспортировку своего газа в Европу по территории Украины.

С другой стороны, из Киева раздаются как заявления о неприемлемости российских предложений, так и о том, что газовые договоренности могут стать частью "крупной сделки", или стать темой обсуждения в нормандском формате.

Украино-российский контракт на транспортировку газа теряет силу в конце этого года. Пока переговоры в трехстороннем формате - Украина, Россия, ЕС - не принесли новых договоренностей. Как сообщил после последнего раунда переговоров вице-президент Еврокомиссии Марош Шефрович, сторонам не удалось договориться о продолжительности контракта, объемов и тарифов.

На этом фоне в Украине все чаще звучат предположения, что договоренности о новом контракте могут выйти за рамки темы транзита, и войти в "пакет" соглашений - от восстановления импорта российского газа в уступок в урегулировании конфликта на Донбассе.

"Обнулить" суды и возобновить импорт

С самого начала переговоров Россия говорит о том, что ожидает от Украины "обнуления" судебных претензий к "Газпрому".

Впоследствии появилось и еще одно условие сохранения транзита российского газа через Украину: одновременно восстановить и прямой импорт российского газа, от которого Киев отказался четыре года назад. При этом, эти условия "Газпром" озвучивает не только непосредственным участникам переговоров.

Последний раз эти требования были официально озвучены во время встречи между специальным представителем правительства Германии Георгом Графом Вальдерзее и главой "Газпрома" Алексеем Миллером в Санкт-Петербурге.

"Первое - урегулирование судебных споров между "Газпромом" и украинской стороной ... Второе - готовность Украины к прямым закупкам российского газа от 2020 года", - говорилось в заявлении по итогам встречи.

К этому российский президент Владимир Путин заявил, что Украине нужно "обнулить" судебные претензии к России в газовой сфере, а также говорил о готовности "к конструктивной работе по прокачке газа через Украину, и по поставкам газа в Украину".
 
 

Дорогой дешевый газ

Глава украинского "Нафтогаза" Андрей Коболев оценил судебные "претензии" к "Газпрому" со стороны Украины минимум в 22 млрд долларов, из которых, по решению Стокгольмского арбитража, Украина должна получить около трех млрд долларов. Еще в около 12 млрд долларов может "потянуть" новый газовый спор в Стокгольме, а 7 млрд долларов приходится на штраф, Антимонопольного комитета Украины наложил на российский "Газпром".

"Ищу и не нахожу в озвученных в СМИ предложениях встречные шаги России на сопоставимые суммы. Разве так выглядит" обнуление "взаимных претензий?", - пишет Андрей Коболев в своем Facebook.

Что касается второго предложения - опять покупать российский газ - это руководитель "Нафтогаза" напоминает совсем недавнюю историю: "Традиционно российские поставки, даже со скидками за лояльность, то выходят дороже, чем закупки по конкурентным ценам в Европе. Это нелогично, потому что Газпром транспортирует газ на меньшее расстояние. Когда Стокгольмский арбитраж исправил эту ценовую аномалию," Газпром "отказался поставлять газ", - говорит Андрей Коболев и предостерегает:

"Мы уже давно убедились, что ничто не обходится Украине так дорого, как дешевый российский газ".

Big deal

Однако не все заявления из Киева являются категоричными.

Еще в сентябре министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что не исключает заключения широкого соглашения во время переговоров в нормандской формате, которое, кроме вопроса урегулирования конфликта на Донбассе, будет включать также и энергетические вопросы.

"Возможно, в результате долгих-долгих заседаний будет произведена какая-то крупная сделка, типа big deal, включающая не только решение вопроса Донбасса, но и, например, энергетическую безопасность Украины", - заявил министр в интервью "Европейской правде".

После очередного безрезультатного раунда переговоров между "Нафтогазом" и "Газпромом" при посредничестве Еврокомиссии в конце ноября чиновник подтвердил, что тему газа могут поднять на встрече в нормандской формате.

Впрочем, Вадим Пристайко подчеркнул, что вопрос газа является отдельным от вопроса восстановления мира в Донбассе. Но, мол, главы госав, если соберутся на встречу по Донбасса, не могут не использовать такую  возможность, чтобы не поговорить и о газе.
 

Уроки газовых "пакетов"

В 2010 в Харькове президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали соглашение о продлении базирования в Крыму российского флота. "В пакете" с этим соглашением руководители "Газпрома" и "Нафтогаза" подписали соглашение о газовой "скидке" для Украины.

Это соглашение было в одностороннем порядке было денонсировано российской Думой в конце марта 2014 года, после того, как Россия "приняла" Крым в свой состав.

Этот и другой опыт надо учитывать, начиная разговор о каких-либо "пакетных" договоренностях с Россией, особенно, если в "пакет" входит и газ".
 
 

"Газ - отдельно, Донбасс - отдельно"

"В Украине было две истории с газом в обмен на что-то, - газ в обмен на Черноморский флот и газ в обмен на Ассоциацию с ЕС", - отмечает Елена Павленко, директор Dixi Group, которая осуществляет исследования и консультации в сфере энергетики.

"Оба раза это был проигрыш Украины. И это точно будет третий. Поэтому у нас очень четкая позиция: газ - отдельно, Донбасс - отдельно. Эти вещи невозможно совмещать", - отмечает она.

Михаил Гончар, президент Центра глобалистики "Стратегия ХХ", считает, что признаком того, что и на этот раз история повторяется, свидетельствуют "растущие аппетиты" российской стороны в процессе переговоров.

Сначала, напоминает эксперт, речь шла о снятии судебных претензий Украины, затем добавились предложения восстановить и импорт газа, а затем эти предложения переросли в требования.

"Сразу могу сказать, что это маскировка не просто капитуляции, а разгрома Украины", - считает он.

Сергей Дяченко, директор "Бюро комплексного анализа и прогнозов", также считает "пакетные" соглашения опасными, но называет еще один аргумент: "Я бы не связывал газовые вопросы с политикой. Специалисты говорят, что в нормандском формате даже "формулу Штайнмайера" будет очень трудно согласовать в приемлемых для Украины рамках. Если газовые вопросы будут «в пакете», отдельно их обсуждать уже будет очень трудно".

Кроме того, по словам эксперта, "уступки, которые мы можем предложить другой стороне по газу, в обмен на приемлемое для нас решение по Донбассу ничего не значат для той публики".
 

Главная "красная линия"

Зато Валентин Землянский, эксперт по энергетическим вопросам и экс-спикер "Нафтогаза", считает, что в "пакетных" договоренностях нет ничего особенно опасного - "вопрос в том, какие документы вы будете подписывать, договоры заключать, будете привязывать какие-то политические соглашения к контракту на транзит".

Пока об этом речь не идет. Зато с украинской стороны, скорее, идет поиск выхода из тупика, замечает эксперт, но добавляет: понятнее ситуация будет после следующих переговоров в Брюсселе.

Главная «красная линия» в этом процессе - "будут договоренности по газу и по Донбасса связаны между собой юридически".

С другой стороны, говорит Валентин Землянский, трудно говорить об эффективности такого подхода:

"Понятно, что если стороны не приходят к согласию по принципиальным политическим вопросам, говорить о заключении договора в экономической плоскости - сложно".
 
 

Не поддаваться на навязанные "сценарии"

Но как дальше вести переговоры о контракте на транзит газа, который ежегодно приносит Украине до 3 млрд долларов?

При каких обстоятельствах может быть применен "пакетный" вариант?

Бороться, пока можно, и "не поддаваться на сценарии, которые нам навязывают", советует Елена Павленко. При этом, предупреждает эксперт, сценарии могут навязывать не только русские: "Нам будут навязывать сценарии из России, а также с некоторых стран ЕС, - не буду их называть, но это точно не ЕС в целом. Отдельные страны будут давить, чтобы решить конфликт на востоке Украины. Как можно быстрее. не надо. Правильно так: бороться за свои интересы самостоятельно, формулировать свои задачи и цели, и двигаться к ним. и это точно не пакетные договоренности".
 
 
Сергей Дяченко признает, что прекращение транзита газа из-за Украины, в случае, если новый контракт не будет подписан вовремя - "неприятная штука".

Но, добавляет он, и Украина, и Европа усвоили уроки 2009 года, когда Россия так же посреди зимы прекратила транзит. Сейчас и в европейских, и в украинских хранилищах рекордные запасы газа, которые позволят пережить самое трудное время.

А пока эксперт советует очень четко понимать мотивы российской стороны при обсуждении любых договоренностей. Например, говорит он, если говорить о требовании "обнулить" судебные претензии, то следует помнить, что "Газпром" спокойно выплачивает подобные суммы, если проигрывает европейским контрагентам ". Итак, речь не о деньгах, или не совсем о них.

"Путин платит слишком большую цену за войну в Украине - даже в том виде, как сейчас. Крым - это также бюджетная дыра, или чемодан без ручки. В этих условиях думать, что уступки в какие-то 2-3 миллиарда произведут какое впечатление на Путина ... это смешно", - говорит Сергей Дяченко.

Он приводит еще один пример того, как спор является скорее средством достижения других целей: "Мы же видим, что сейчас происходит с кораблями захваченными в Керченском проливе. Вроде, есть решение трибунала, вроде бы, готовы вернуть, но мы там должны признать, что неправы. Путину нужна победа на всех фронтах сейчас".
 
 
"Опасный подход"
Зато Валентин Землянский считает, что в определенный момент, когда станет ясно, что в сугубо корпоративном уровне "Нафтогаз" и "Газпром" не могут договориться, придет помощь на высшем уровне:

"Если газовые переговоры зайдут в тупик, нужно будет решать на уровне президентов, и, кстати, к этому идет".

Сейчас, несмотря на сопротивление ряда стран ЕС и критику со стороны США, достраивается вторая ветвь, которая может взять на себя львиную долю газа, который сейчас идет через Украину

Михаил Гончар, тем временем, предостерегает против вывода газовых переговоров "в политическую плоскость" и снова приводит пример Харьковских соглашений: "Там газ и политика прекрасно вплелись в одну сделку - только всего за счет Украины и в интересах России. То, что Россия убрала экспортную пошлину и объявила это стодолларовой скидкой, не спасло нашу чрезмерно газорасходную экономику, а также с этой" скидкой "цена на газ была заоблачной, а долг "Нафтогаза" и госбюджета рос".

25 ноября исполнится четыре года с тех пор, как Украина не импортирует российский газа напрямую от "Газпрома", напоминает он: "Зачем нам возвращаться в эти непрозрачные коррупционные схемы? А это - именно то, чего они хотят достичь, - вернуть статус-кво времен "РосУкрЭнерго". Расчет прост, что европейские друзья" Газпрома "и Кремля в Германии и Франции поддержат такой подход" .

А для Украины, утверждает Михаил Гончар, "такой подход очень опасно и грозит не просто протестами, а серьезными катаклизмами".