Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Реформа по-украински

Реформа по-украински

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Реформа по-украински В номере 42 газеты «Позиция» мы анализировали состояние реформы территориально-административного управления в части образования громад (ОТГ) на местах. Сегодня мы продолжаем эту резонансную и важную для организации нашей страны тему.
 

Одним из важнейших критериев организации самодостаточной ОТГ является социально-экономический параметр. Основанием для образования громады должно быть не только критическое число граждан, проживающих на данной территории, но и наличие там такой производственной, да и в целом хозяйственной базы, которая обеспечивала бы функционирование громады – от карьеров по добыче полезных ископаемых и бензозаправок до крупных промышленных комплексов, делающих должные отчисления в местный бюджет. Тогда громада не будет надеяться только на дотации и субвенции из центра, а сможет более-менее самостоятельно планировать свою деятельность. Только правильная оценка соотношения трудовых ресурсов, земельных запасов, промышленных мощностей и достаточного сектора услуг может стать базой для создания устойчивой территориальной единицы, которая способна не только финансировать свои базовые расходы, но и генерировать доходы для развития. Мы же и по этой части умудрились сказать свое слово.

 

Весьма примечательны показатели анализа бюджетов ОТГ по итогам прошлого года. Из функционирующих в 2018 г. 665 ОТГ почти 75% были дотационными. Прежняя власть не придумала ничего, кроме как решить вопрос методом перераспределения. Почти 16% ОТГ не только не получали дотации, но и перечисляли в государственный бюджет реверсные дотации. Эти средства направлялись на поддержку дотационных громад, и, по задумке реформаторов, такой подход должен был уравновесить ситуацию. Но, как свидетельствует статистика по первому полугодию 2019-го, такой подход не работает, и дотационные ОТГ остаются таковыми, несмотря на предоставление им дополнительного финансирования. Дотационные громады просто стали паразитировать на этом процессе, попадая во все большую зависимость от центра. О какой самостоятельности и самоуправлении здесь можно говорить?

 

Весьма распространенная практика, когда ближайшие к областному центру села отказываются от объединения с городом. Некоторые руководители таких ОТГ, преследуя определенные интересы, создают территориальные «островки» вокруг крупных городов, довольствуясь сбором акцизного налога с нескольких бензозаправок на территории громады.

Получая налоговые поступления от крупного предприятия, местные чиновники, допустим, решили создать свою ОТГ. Их вовсе не волнует, что жители прилегающих к городу сел ездят на работу в город, пользуются услугами городских медучреждений, а их дети ходят в городские школы. Такого рода окологородской «сепаратизм» абсолютно нелогичен с точки зрения перспектив развития и областного центра (ему нужны земли для расширения), и близких к городу сел (которые пользуются социальной инфраструктурой города и могли бы иметь долгосрочные перспективы развития путем интеграции).

 

Такая организация децентрализации была выгодна предыдущей власти – Порошенко со товарищи, поставив в процессе выборов глав ОТГ и местных депутатов своих людей, могли хоть как-то контролировать процесс на местах. Под ними были не только зависимые хозяйственные руководители, но и силовики, управляемые и контролируемые из центра. Для новой команды управленцев, зашедшей во власть, это означает новые вызовы – силовые ресурсы рассредоточены и координируются не только президентской вертикалью, партийные вожжи оказались не в руках провластной структуры, да и собственно сама партийная центральная вертикаль отсутствует.

 

И как будет перераспределяться, децентрализироваться реверсный дотационный бюджет в пользу ущербных громад – большой вопрос. А без дотаций и целевых субвенций такие громады просто рухнут, что вызовет жесткий социальный резонанс в глубинке страны. И это еще один серьезный вызов новой власти, который может выявить степень ее самодостаточности.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ