Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Так кто кому должен?

Так кто кому должен?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Так кто кому должен?Личность Ивана Мазепы – одного из украинских гетманов – до сих пор не находит однозначного отклика у историков и исследователей разных эпох, в том числе и нынешней. Уж слишком противоречиво его персона выписывалась на протяжении нескольких веков. В современной Украине, впрочем, Мазепе отдали должное и даже изобразили на купюре достоинством 10 гривен. Но связана с его именем и такая загадка, как «золото Мазепы», о котором мало кто знает.
 

В 1903 году в журнале «Киевская старина» историк Никандр Молчановский написал о том, как гетман умирал в изгнании в Бендерах – маленьком городке на территории Молдовы, который тогда принадлежал туркам. Якобы Иван Мазепа доживал последние дни в окружении золота и бриллиантов, которые ранее числились за государственной казной Украины. У самого гетмана прямых наследников не было, лишь только племянник – Андрей Войнаровский, совсем еще молодой человек, который и делил со своим дядей дом в Бендерах. Тут же находился и двор шведского короля Карла XII, с коим Иван Мазепа вступил в сговор против России, а также небольшой гарнизон правителя. И когда гетман отдал Богу душу, встал вопрос: кому будут принадлежать отныне эти богатства?

 

Интриги претендентов

Не успели по Ивану Степановичу справить поминки, как разразился ожесточенный спор за его наследство. В частности, беглая казацкая старшина, предводителем которой был небезызвестный Пылып Орлык, заявила, что сокровища гетмана – не его личные, а не что иное, как украинская казна. При этом тот факт, что после бегства Мазепы был законно избран гетманом Иван Скоропадский, их мало интересовал. Все-таки деньги на кону стояли немалые. В общем, старшина обратилась с просьбой «порешать» вопрос к самому Карлу XII. Вот тут-то и началась катавасия, связанная с «золотом Мазепы».

Шведский король, будучи в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, рассудил так: если отдать сокровища казакам, с ними можно будет попрощаться навеки. А если рассудить спор в пользу Андрея Войнаровского, единственного наследника гетмана, есть надежда отхватить свой кусок от пирога. И Карл XII решился – велел передать имущество Мазепы его племяннику. Старшина возразила: как же так? 22 октября 1709 года она подала шведскому правителю мемориал, в котором обвинила Войнаровского в обмане. Но монарх и ухом не повел, поскольку имел на этот капитал свои планы. И для их осуществления, если понадобится, - войско, значительно превосходившее казачье.

 

Так кто кому должен?Логика Карла XII была проста. Он надеялся взять у племянника гетмана денег в долг с тем расчетом, чтобы их потом не возвращать (ну, или хотя бы не так быстро). Так оно и произошло: Андрей Войнаровский ссудил короля суммой в 61 166 талеров под 6% годовых. Заодно племянник Мазепы отказался от булавы в пользу Пылыпа Орлика и отправился бороздить Европу – благо, денег на это у него было предостаточно. Там молодой человек вовсю кутил и играл в карты, методично проматывая немалую часть дядюшкиного наследства...

 

«Супружеский» долг

Однажды Войнаровский приехал в Швецию с целью вытребовать с короля должок с процентами, поскольку сам теперь был решительно не при деньгах. Однако озабоченный новыми военными конфликтами Карл XII свободными средствами отнюдь не располагал, а посему не смог и расплатиться по векселю. Раздосадованный Войнаровский подался в Гамбург, где был схвачен и доставлен в российское посольство как беглый подданный царя и казнокрад. Шведы для виду немного поупорствовали, доказывая, что Андрей – полковник их армии, но потом плюнули и сдали молодого человека с потрохами Петру I. Остаток своей жизни Войнаровский провел, как и многие каторжники того времени, в Сибири.

 

Однако вскоре выяснилось, что между кутежами и карточными проигрышами Андрей успел жениться на дочери Переяславского полковника - Анне Мирович, которая бросила своего мужа и подалась с Войнаровским за границу. Который, впрочем, выдержал с ней недолго и в 1715 году сбежал, оставив Анну одну на руках с дочерью. Вот своей, скажем так, «незаконной супруге» Андрей и завещал нотариально заверенные долги, которые должен был ей выплатить шведский самодержец.

 

Так кто кому должен?В 1718 году Анна прибыла в Швецию и стала направо и налево рассылать во всевозможные инстанции письма с требованием вернуть ей причитающиеся деньги. Суд да дело, и Карлу XII пришлось признать этот долг, поскольку векселя были настоящими. Да вот только выплатить по ним деньги король не успел, потому как вскоре был убит в одном из сражений. А поскольку он сам, как и Мазепа, был бездетным, Анна предъявила требования родной сестре монарха, его наследнице королеве Ульрике Элеоноре.

 

Общий счет был выставлен на миллион с лишним талеров, хотя впоследствии Анна была согласна и на половину от этой суммы. Шведская корона хотела было отделаться малой кровью, выделив истице 4 тысячи талеров пенсиона в год. Но та не сдавалась и добралась до правительства, которое выделило Анне некоторую сумму наличными, а также недвижимость – дом в Стокгольме и замок у озера. Но у Мирович осталось еще одно незавершенное дело: вызволить из сибирской ссылки Войнаровского. Для этого она подвизалась работать на российскую разведку, но все ее попытки оказались тщетны – до конца жизни Анна так и не смогла воссоединиться с Андреем.

 

Раскаяние и расчет

Однако на этом история не заканчивается – даже, пожалуй, получает новый виток. Как писал проживавший в США украинский историк Любомир Винар, дело с наследством в пользу Войнаровского было построено на неправдивых показаниях. А дал их гетманский поверенный Иван Быстрицкий, который присягнул, что сокровища Мазепы были его личным состоянием. И только уже будучи при смерти, в 1717 году (то есть спустя восемь лет после описанных в начале статьи событий), признался в клятвопреступлении. Оказалось, что Войнаровский не расплатился с ним за лжесвидетельство, а это целых 100 дукатов (350 граммов золота).

 

То есть «золото Мазепы» все же было не персональным его имуществом, нажитым потом и кровью, а частью государственной казны Украины. И это – задокументированный факт. Ни Войнаровский, ни его «жена» Анна Мирович не имели на наследство гетмана никаких законных прав. Что касается Карла XII, то он брал эти деньги в долг как глава государства, преемницей которого есть нынешняя Швеция. Соответственно, это можно расценивать как тот факт, что она вот уже 300 лет должна Украине деньги, и притом немалые!

 

Сколько именно? Давайте примерно подсчитаем. Итак, изначально, в 1709 году, в деле фигурировала сумма в 611 66 талеров. Первое – так называемое «тело» кредита, второе – набежавшие по нему за эти годы проценты. Каждый талер – это 28 граммов чистого серебра, то есть в переводе на «язык драгметалла» долг Швеции – более 325 тысяч килограммов серебра. По курсу Национального банка Украины грамм серебра оценивается примерно в 13 гривен. Нехитрая процедура умножения, и получаем результат: плюс-минус 170 миллионов долларов! Как вам такая арифметика?

 

Насколько реально Украине вытребовать полную сумму долга Карла XII у Стокгольма, вопрос риторический. Но, если судить по имеющимся архивным записям, он вполне реален и, кроме того, не погашен. Следовательно, «счетчик» все еще включен. И коль уж Киев так старательно отдает кредиты с процентами западным кредиторам сегодня (тратя на это треть всего государственного бюджета), то почему бы Швеции не проявить добрую волю и не отдать нам причитающиеся уже три века деньги? Все-таки дело чести, хоть и покрытое сводами столетий...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция