Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » ВИЧ, гепатит и сифилис на фронте: подрыв боеспособности армии?

ВИЧ, гепатит и сифилис на фронте: подрыв боеспособности армии?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
ВИЧ, гепатит и сифилис на фронте: подрыв боеспособности армии? Вспышки гепатита С на Донбассе и заражения ВИЧ военных - большая проблема, отмечают активисты. Пик распространения инфекций был в 2014-2015 годах. Военные медики уверяют, что сейчас все под контролем.

Кроме врага явного, физического, фронтовиков подстерегает другой - невидимый и коварный. Это инфекционные болезни, передающиеся, в частности, через кровь и незащищенный секс.

BBC News Украина выясняла, насколько контролируемой является ситуация с распространением ВИЧ и гепатита С среди военных.

Мы обратились за комментариями к Минобороны в связи с выходом материала о ВИЧ-положительного добровольца, в котором он рассказал о крайне рискованном поведении военных на фронте и свой опыт службы без раскрытия диагноза.

"Глобальных обследований не надо"

"Ветряная оспа - пациентов посещать нельзя", - предупреждает надпись на входе в клинический центр инфекционных болезней главного военного госпиталя Киева.

Сюда нас направило Минобороны в ответ на запрос о данных по распространению ВИЧ и гепатитов в зоне ООС.

В отделении кишечной инфекции здесь лечатся в том числе и ВИЧ-положительные военнослужащие, а также те, у кого обнаружили гепатит С. Хотя эти инфекции не относятся к кишечным.

"В
2014-2015 годах количество пациентов с ВИЧ увеличилось, но потом пошло на спад. В 2018 году у нас было только три случая. За последние три года вдвое уменьшилось количество людей с гепатитом С, если сравнить с первыми годами войны", - рассказывает начальник отделения Анатолий Вишнягов.

По его мнению, потребности в глобальных обследованиях нет. "Я служил в зоне ООС в 2016 году. В мобильном госпитале были доступны тест-системы. Я отправлял на тест военных из групп риска. Ни у одного не выявили ВИЧ. Гепатит С - у одного из пяти".

Медик считает, что потребности в глобальных обследованиях военнослужащих нет. По его словам, отдельных эпидемий ВИЧ и гепатита С на фронте не может быть. То, что происходит на фронте, является частью национальных эпидемий этих инфекций.

Если вирус гепатита или ВИЧ уже обнаружен, то существует высокоэффективное лечение. Его обеспечивает Минздрав в центрах противодействия ВИЧ - как для гражданских, так и военных.

Факторы риска заразиться ВИЧ и гепатитом С на фронте:

  • Незащищенный секс, когда не пользуются презервативами;
  • Татуировки нестерильными инструментами в полевых условиях. Их нанесение является популярным занятием среди военных в свободное время;
  • Ранения. Риску подвергаются как те, кого ранили, так и те, кто оказывает помощь в условиях боевых действий;
  • Текущая донорская кровь;
  • Употребление инъекционных наркотиков;

3,9% военных оказались зараженными гепатитом С среди тех 4000 тысяч, которые прошли тест в июле 2015 года. Его провел Альянс общественного здоровья совместно с Минобороны.

Среди всего взрослого населения Украины этой болезни имеет около 3%. Это приблизительные подсчеты Минздрава и ВОЗ.

Проверяли военных в частях, госпиталях, мобилизационных центрах, на полигонах.

В госпиталях показатель обнаружения был существенно выше: от 5 до 10%. В главном военном госпитале Киева он как раз достиг 10%.

"Наша гипотеза о рисках заражения через ранения подтвердилась опосредованно: в госпиталях, где лежали тяжело раненые, гепатит С обнаружили у 10% протестированных", - рассказывает Павел Скала, ассоциированный директор по политике и партнерства Альянса.

Он добавляет, что среди тех, кто служил на Донбассе, мужчин с положительным ВИЧ-статусом было вдвое больше, чем среди тех, кто там не служил.

Отец Сергий Дмитриев с ПЦУ занимался проектом проверок военных ВИЧ в зоне АТО в декабре 2016-го.

Из 3000 экспресс-тестов ВИЧ обнаружили в 1% случаев, для гепатита С - этот показатель был значительно меньше процента.

"Вспышка этих инфекций наблюдалась в 2014-2015 годах. Это может быть связано с тем, что мобилизованных и добровольцев не проверяли на ВИЧ и гепатиты. На фронт попадали уже зараженные люди", - говорит священник.

Впрочем, работники общественных организаций, которые сегодня обеспечивают тест-системами военные госпитали в зоне ООС, анонимно рассказывают, что там показатель выявления ВИЧ состоянию на 2019 и далее выше среднестатистических 1,5% по Украине. По их оценкам, речь может идти о 4-5%.

Основной путь заражения - незащищенный секс с женщинами, которые живут в селах рядом с военными позициями.

Наталья Исаева, сама секс-работница, директор БУ "Легалайф-Украина", рассказывает, что общественные организации сейчас раздают презервативы в зоне ООС.

200 презервативов - именно столько может получить бесплатно одна секс-работница по той норме, которую определило государство в рамках программы профилактики ВИЧ.

"У
нас сразу заявляют, что во всем виноваты секс-работницы. А на самом деле проблема в общей неосведомленности. Женщина, берется надолго за эту работу, о своем здоровье позаботится. У мужчин, которые приходят к женщинам в села рядом с фронтом и говорят, что они женаты и поэтому не имеют инфекций, а следовательно и презерватив не нужен, нет понимания: их здоровье - это их собственность и ответственность перед собой и другими", - говорит Исаева.

Отдельная проблема - ВИЧ-позитивные беременные женщины. Предполагают, что большое количество таких случаев как в зоне ООС, так в западных областях Украины может быть связана с заражением от военных, их мужчин: тех, что дальше служат, и возвращающихся на ротацию домой.

Международный институт проблем ВИЧ/СПИДа и туберкулеза готовится в начале следующего года обнародовать данные своего тестирования. "Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что вспышки гепатита С среди военных есть", - рассказывает его исполнительный директор Лариса Доброскок. А вот вспышек ВИЧ, по словам экспера, эти тесты не обнаружили.
 

Агитация против тестирования в армии

"Я тоже когда-то носил погоны и понимаю, что раскрытие всей информации об инфекционных болезнях на фронте шокировало бы. Ранее оно точно относилось к категории секретной информации. Речь идет о вопросах обороноспособности страны. 10% раненых с гепатитом С могут свидетельствовать об определенных тенденциях", - замечает Павел Скала.

По его словам, в начале войны "медработникам было запрещено об этом говорить, потому что это якобы предательство и подкормка настроений в пользу противника".

А некоторые военные начальники рассказывали военнослужащим, тем предлагают пройти тесты на ВИЧ и гепатиты, чтобы "намеренно им приписать такие диагнозы и уволить из армии". Мол, "враг так подрывает боеспособность ВСУ".

Военных, у которых обнаружили ВИЧ, увольняют из армии. Хотя на начальных стадиях развития болезни они имеют право дальше служить. Единственное, что их могут переводить на должности с меньшей нагрузкой, более совместимым с состоянием здоровья.

Из-за страха увольнения некоторые военные отказываются от тестирования или скрывают его положительные результаты.

"Я
не встречал военных, которые служили с ВИЧ", - говорит отец Сергий Дмитриев.

Постепенно табу с этой темы снимается. Армия и Нацгвардия сегодня лучше обеспечены тестами, а общественные организации раздают презервативы в зоне ООС.

Еще одна тенденция - Минобороны и МВД начали просить общественные организации о помощи с тестами на сифилис.

Перед заключением контракта с ВСУ каждый должен сдать тесты на ВИЧ и гепатиты. А вот добровольцев и мобилизованных не проверяли. Это еще один фактор риска.

Чтобы побороть врага, его существование в первую очередь нужно признать. Кому, как не военным, это должно быть известно.