Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Чили в протестном огне

Чили в протестном огне

Категорія: Політика, Вікно у світ
Чили в протестном огне Нашим людям, постоянно проживающим в Южной Америке, нравится эта своенравная и прекрасная страна – Чили. Ближе всего к этому государству, его сердцу (Сантьяго, Вильпараисо, Бинья дель мар) расположена Аргентина. И если путешествовать на машине из Буэнос-Айреса в Сантьяго де Чили, то понадобится день или два, и то если обращать внимание на живописные пейзажи и посещать виноградники (бодеги), где производят всемирно известные марки вин.
 

В Аргентине дорога проходит через провинцию Мендоса, где производится основное количество этого прекрасного напитка в стране. Из-за проблем в экономике Аргентины последних лет, закрытости внутреннего рынка и неимоверного роста цен Чили стала для аргентинцев той дверцей во внешний мир, куда можно было съездить на выходные, обновить свой гардероб качественными и недорогими товарами мировых производителей. Если у вас нет нескольких свободных дней, то на самолете полет из Буэнос-Айреса в Сантьяго длился около двух часов, что тоже было удобно.

 

Казалось, это навсегда, и Чили будет оставаться стабильной и привлекательной по сравнению со своими соседями страной. Но проблемы общества, которые не решаются, рано или поздно приведут к социальному взрыву, и общество захлебнется в крови.

 

Рост на тирании

Наравне с другими странами Латинской Америки, бывшими испанскими колониями, социальное неравенство (разрыв между богатыми и бедными) в Чили было вопиющим, но существовали и некоторые отличия от соседей: с конца XIX века власть менялась посредством выборов, а военные перевороты случались нечасто. Во второй половине ХХ века президенты (сначала Эдуардо Фрей, а затем Сальвадор Альенде) пытались улучшить условия жизни большинства населения Чили. Альенде даже попытался быстрыми темпами провести социалистические преобразования в стране. Но 11 сентября 1973 года произошел кровавый военный переворот под руководством Аугусто Пиночета.

 

Его хунта взяла на вооружение жесткую (просто бесчеловечную) неолиберальную экономическую модель, при этом уничтожив все социальные завоевания. Поскольку ресурсы страны были ограниченны, было для начала решено развивать горнодобывающую отрасль, добычу морепродуктов и сельское хозяйство, то есть те сферы, которые могли конкурировать на внешнем рынке. Они должны были выступить локомотивом для всей экономики страны, а Чили – стать примером для развивающихся стран. В итоге Пиночет добился своего: страна стала заметным игроком на мировом рынке, а рост экономики к концу 80-х годов составлял 7-8% в год.

 

Но эти достижения дались чилийцам дорогой ценой: около 40% граждан жили за чертой бедности, а 19% были и вовсе нищими. Неолиберальные реформы были проведены во всех сферах, в том числе и в пенсионной системе, здравоохранении, образовании, так что на неравенство человек был обречен уже с рождения. Государство Пиночета отказалось от всякой социальной ответственности перед гражданами. Образование стало частным и доступным только для обеспеченных семей.

 

Столица в руинах

Чили в протестном огнеПосле ухода Пиночета правительства, избранные демократическим путем, пытались изменить эту бесчеловечную социальную систему к лучшему. Кое-что им удалось: количество бедных жителей снизилось до 8%, а нищих – до 2%. Нооправдать всех ожиданий чилийцев власти не смогли в силу ограниченности экономических возможностей государства. Хотя доступ к высшему образованию в последнее время получило значительное число жителей страны, это нивелировалось абсолютной безответственностью владельцев высших учебных заведений. Если по каким-то причинам вуз разорялся во время учебного процесса, то студенты оставались и без диплома, и без денег, и без надежд продолжить образование в другом университете с того курса, на котором они завершили его в разорившемся учебном заведении – все приходилось начинать сначала. Это послужило причиной затяжной конфронтации населения и государства.

 

Сегодня красивый, ухоженный и яркий Сантьяго похож на фронтовой город. На его улицах и проспектах не прекращаются стычки между разгневанными жителями и карабинерами (полицейскими). Офисы банков закрыты железными щитами, разграблены и сожжены сотни крупнейших супермаркетов, повсюду битое стекло и пустые глазницы искореженных окон. В результате многодневных столкновений Сантьяго смахивает на город, подвергшийся интенсивным ковровым бомбардировкам - все в руинах.

 

Надо отметить, что нынешний вид столицы Чили - это не столько результат протестных выступлений населения, сколько последствия действий банд мародеров, использующих протесты для своих черных целей. Все силы карабинеров брошены на подавление протестов, никто не защищает магазины и супермаркеты. Банды же действуют слаженно и в высшей степени организованно. Так, например, как только в центре города полиция нападает на манифестантов, синхронно с этим происходят захваты и разграбление крупных супермаркетов в разных районах столицы. Четко прослеживается чья-то заинтересованность в дальнейшей дестабилизации обстановки в стране. В результате погромов начались перебои со снабжением населения продуктами питания и питьевой водой.

 

Метро как катализатор

Чили в протестном огнеАвангардом протестов является студенческая молодёжь, доведенная до отчаяния своим бесправным положением в современном чилийском обществе. Молодые люди перекрывают улицы и проспекты в центре Сантьяго де Чили, строят баррикады, организуют отпор нападениям карабинеров на их позиции. Изначально это были в большинстве своем мирные стихийные протесты, но в результате карательных действий силовиков произошла самоорганизация участников протестов и в известной степени их радикализация.

 

Катализатором протестов послужило, в общем, пустяковое повышение цен на проезд в метро столицы в августе на 30 чилийских песо (1$ = 830,8 CLP), а до этого правительство уже увеличивало стоимость проезда на 20 песо в январе. 10 августа студенты и учащиеся средних школ в знак протеста начали перепрыгивать через турникеты в метро, в результате чего стали происходить стычки с карабинерами и стихийные демонстрации. Все это привело к захвату основных железнодорожных станций в столице и открытым столкновениям с силовиками.

 

Жестокие действия карабинеров вызвали еще большее негодование протестующих. 18 октября 2019 года были захвачены основные терминалы метро и беспорядки распространились по всему городу. Была повреждена инфраструктура и метро вышло из строя. В тот же день Себастьян Пиньера, президент Чили, ввел в стране чрезвычайное положение и привлек подразделения армии для обеспечения общественного порядка. На следующий день, 19 октября, был введен комендантский час в районе Большого Сантьяго, и в центр столицы стянули бронетехнику. В ожесточенных столкновениях погибли 18 человек, а 62 карабинера и 15 гражданских получили ранения. Протесты быстро перекинулись на другие регионы Чили, где также было введено чрезвычайное положение.

 

Уступки не помогли

Попытки властей урегулировать ситуацию в стране не приносят заметных результатов. Протесты против бесчеловечного экономического неравенства и безумно дорогих образования и здравоохранения не утихают. Президент Пиньера 22 октября анонсировал программу социальной поддержки для снижения напряжения в стране. Программа стоимостью 1,2 миллиарда долларов предполагает повышение минимальных зарплаты и пенсии, снижение цен на лекарства, уменьшение на 10% оплаты услуги здравоохранения, повышение налогов для лиц с высокими доходами и снижение зарплат чиновников и депутатов. Палата депутатов Чили создала комиссию по расследованию действий силовиков при подавлении протестов, когда были задержаны тысячи людей и погибли 18 человек.

 

Также президент отправил правительство в отставку после самой крупной в истории страны демонстрации протеста 25 октября 2019 года, собравшей более миллиона человек. Но и это не привело к ослаблению протестов: 28 октября в Сантьяго они переросли в столкновение с карабинерами. 30 октября Пиньера был вынужден отменить намеченные на ноябрь встречу АТЭС и конференцию по климату на декабрь.

 

Акции не утихают до сих пор. Левая оппозиция в парламенте (Широкий фронт и Коммунистическая партия) заявила, что поддерживает молодежный протест, так как в стране 120 семей являются владельцами почти всех ее богатств. И президент Пиньера представляет одну из этих семей. Практически в стране после падения режима Пиночета установилась кастовая система. В Чили не работает социальная лестница, почти невозможно получить высшее образование. Цены на медицину так высоки, что большая часть населения лишена такой помощи.

 

Это и вдохновило молодых людей на дальнейшие протесты и предъявление требований властям. В свою очередь использование силовиками против манифестантов слезоточивого газа и резиновых пуль вынудило последних искать способы хоть какой-то защиты. Протестующие изменили тактику поведения, и впереди своих колон стали выставлять «переднюю линию обороны». Из подручных средств изготавливались щиты и другие защитные средства, а лицо закрывают очки, маски и противогазы, что обеспечивало минимальную защиту от поражения газом и резиновыми пулями. В ответ правительство ввело запрет на любые манифестации и запрет на сокрытие своего лица. Силовики стали выхватывать членов передней линии и задерживать. В результате число арестованных за три месяца протестов перевалило за 26 тысяч человек.

 

Что дальше?

Во времена диктатуры Пиночета представители левых сил, поддерживавших Альенде, скрывались в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В основном это были молодые мужчины, которые знакомились с местными девушками, создавали с ними семьи и после ухода диктатора возвратились в Чили со своими интернациональными семьями. Естественно, что дети в этих семьях впитали в себя, как говорится, с молоком матери левые идеи. И сегодня они принимают активное участие в драматических событиях в Чили.

 

Уже больше трех месяцев молодые люди противостоят на баррикадах атакам силовиков на демонстрантов. Это затягивает. К великому ужасу их родителей, в рядах протестующих появился дух революционной романтики: погибнуть на баррикадах за народное счастье. Постепенно протестное движение клонится в сторону неоправданного увеличения жертв революции. И поскольку меры, принимаемые правительством, не приводят к спаду протестов, то эта тенденция может нарастать. В последнее время по Чили поползли слухи, что умиротворение в обществе не происходит, потому, что это станет оправданием для военного переворота под названием «Пиночет 2.0»...

 

 

Марина Богословская (Аргентина), специально для ПОЗИЦИИ