Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Живое дыхание огненных лет

Живое дыхание огненных лет

Категорія: Суспільство, Регіон
Живое дыхание огненных летКак известно, наступающий 2020 год – год 75-летнего юбилея Великой Победы. В разгром германского нацизма, итальянского фашизма, их европейских сателлитов и коллаборантов огромный личный вклад внесли десятки тысяч наших земляков. Их подвиги на фронте, в партизанских отрядах и в трудовом тылу в общем и целом описаны в неисчислимом количестве газетно-журнальных публикаций и документальных книг.
 

Тем не менее, ряд живых подробностей, раскрывающих героизм жителей Запорожья (именитых и не очень), все еще, увы, остаются малоизвестными широкой аудитории. Работая в архивах и библиотеках, время от времени обнаруживаешь такие материалы. В частности, большой интерес представляют публикации в ежедневной красноармейской газете «Звезда Советов», которая издавалась командованием Южного (до 25.08.1941 – Резервного) фронта. В его состав входила 12-я армия (командарм А.А.Гречко), в рядах которой сражались множество солдат и офицеров – жителей Запорожской области. А в составе 12-й армии воевала 274-я стрелковая дивизия, сформированная в первые недели войны в основном из наших земляков – мобилизованных и добровольцев.

 

Именно 274 СД 15-18 августа 1941 года держала оборону на линии «западная и северная околица поселка Верхняя Хортица – полотно железной дороги Запорожье-Никополь - село Бабурка». В начале сентября ее части выбили противника с о. Хортица, откуда враг поливал наш город артиллерийским огнем. Тем самым была обеспечена возможность эвакуировать в глубокий тыл важнейшие промышленные предприятия Запорожья. Это была первая успешная наступательная операция наших войск в ходе Великой Отечественной войны.

 

«Враг надолго запомнит Хортицу на Днепре, - пишет в своей статье «С честью выполнили Сталинский наказ» генерал-майор К.Коротеев (№48 (335), 17.02.1942). – Наши бойцы ночью переправились на остров и внезапно для противника пошли в штыки. До 3000 венгров, занимавших Хортицу, в панике бежали с острова, бросив оружие и снаряжение. В течение пяти недель вражеские войска, пытавшиеся переправиться на левый берег Днепра в районе Запорожья, встречали шквал артиллерийского и пулеметного огня, находили свою погибель на дне реки». Однако после тяжелейших боев в районе Павлограда и Синельниково, разгоревшихся в первой декаде октября, остатки обескровленной 274 СД были переданы в состав 4 СД все той же 12-й армии.

 

На страницах «Звезды Советов» можно встретить знакомые имена. Это и внештатные авторы, и герои публикаций. Один из таких авторов – помощник начальника оперативного отдела штаба 220-го стрелкового полка 4 СД старший лейтенант Василий Верезубчак, после войны – начальник отдела кадров Запорожского областного управления сельского хозяйства, затем председатель исполкома Токмакского городского совета.

 

Василий Севастьянович – один из героев обороны Запорожья. Вот как о его подвиге написано в сборнике очерков и воспоминаний «У стен Запорожья» (Днепропетровск, «Промінь», 1975): «Отдельным группам фашистских автоматчиков удалось просочиться в район парка Металлургов. Сюда были брошены подразделения 274-й стрелковой дивизии. Через два часа, уже в темноте, фашистов окружили и, прижав к реке, уничтожили. В этой операции особенно отличился офицер штаба дивизии В.С.Верезубчак, который заменил убитого комбата и поднял бойцов в контратаку» (с. 290).

 

Василий Севастьянович не только близко знал знаменитого младшего политрука Алексея Еременко, чей образ запечатлен на всемирно известном снимке «Комбат», но и был свидетелем его героической гибели в бою под Славяносербском, на подступах к Ворошиловграду (ныне Луганск). По словам В.С.Верезубчака, он лично похоронил А.Г.Еременко (В.Ільїн. «Побачення». Газета «Комсомолець Запоріжжя», 19.12.1970).

 

В одной из первых публикаций, посвященных Еременко, Верезубчак так описывает его подвиг: младший политрук «поднялся во весь рост и со словами «Коммунисты, вперед!» ринулся в атаку. В следующее мгновение я увидел, как он медленно опускается на землю. Подбежал к нему, но помощь уже была не нужна. Пуля пробила сердце» (В.Бакуменко, Б.Комм. «Коммунисты, вперед!». Журнал «Под знаменем ленинизма» (№12, июнь 1973 г.). Воспоминания Василия Севастьяновича о том жестоком бое 12 июля 1942 года возле околицы села Хорошее, опубликованы также в газетах «Запорізька правда» («Легендарний політкерівник». «ЗП», №91 (14160), 9.05.1973), «Молодогвардієць» (В.Бакуменко, Б.Комм. «Комбат», № 23 (2559), 22.02.1973; М.Ночовний. «Комбата» знають і на острові Свободи», № 124 (2704), 26.01.1974), «Индустриальное Запорожье» (В.Палеха. Шаг в бессмертие. «ИЗ», №81 (12840), 28.04.1980).

 

Живое дыхание огненных летОднако в №80 (367)«Звезды Советов» от 21 марта 1942 года в первополосной заметке «Уничтожили 20 фашистов», расположенной рядом с передовой статьей, ст. лейтенант Верезубчак сообщал о другом. Вот текст этой заметки: «Группа разведчиков во главе с сержантом Кобылкиным получила задание – выявить огневые точки противника. Выступив ночью, разведчики на подступах к вражеской обороне наткнулись на минное поле. Но это не остановило их. Бойцы-саперы Лихачев и Парамонов быстро и искусно проделали проход. Расположив бойцов у железнодорожной насыпи, сержант Кобылкин с тт. Маркиным и Гунимухаевым выдвинулись вперед. Бесшумно сняв немецкого часового, они забросали гранатами передний блиндаж, уничтожив в нем до 20 фашистов. В процессе разведки бойцы выявили несколько огневых точек противника».

Как видим, уже одна эта заметка, в которой названы имена конкретных людей, опровергает выдумки о том, что-де в первой половине 1942 года части 12-й армии едва ли не прохлаждались в глубоком тылу, словно на курорте.

 

Интересно и то, что именно в это время состоялось знакомство старлея Верезубчака с младшим политруком Еременко. «Зустрілися ми вперше в березні 1942 року, - пишет Верезубчак. – Того дня, як земляки, пригадали нашу колишню стрілецьку дивізію, сформовану переважно з робітників Запоріжжя та хліборобів навколишніх сіл, які мужньо обороняли рідне місто... Дочекавшись сутінок, вирушили на передній край. Сніг на горбах вже зійшов, і тому ночі ставали дедалі темніші. Ось, нарешті, і перші окопи. Це була п’ята рота (там, де замполітом був О.Г.Еременко). Комбат залишив нас тут, а сам пішов у сусідню роту, звідки повинна була вирушити дивізійна розвідка за «язиком». В цей час весь передній край раптом «заговорив». Довелося переждати. Навколо Єременка збиралося дедалі більше бійців. А він тут, на передовій, наче не було і війни, не було крові і смерті, все розповідав про свій колгосп на Запоріжжі, про високі врожаї запорізької пшениці, про кращу конеферму в районі, про свою сім’ю, про дівчаток-сиріт, яких взяв на виховання колгосп, щоб вивести в люди» («Легендарний політпрацівник». «ЗП», 9.05.1973).

 

Данное свидетельство ценно еще и тем, что оно дезавуирует справку Главного управления кадров Советской Армии №0543 от 24.04.1952, которая гласит, что «младший политрук Еременко Алексей Гордеевич, политический руководитель стрелковой роты Южного фронта, пропал без вести в январе 1942 года». Ведь именно на этой справке обличители пресловутого «мифа о «Комбате» строят свои утверждения о том, что-де 12 июля 1942 корреспондент фронтовой фотохроники ТАСС Макс Альперт никак не мог запечатлеть А.Г.Еременко на своем знаменитом снимке.

 

Много неожиданных волнительных сюрпризов хранят пожелтевшие полуистлевшие страницы фронтовой прессы. В рамках одной газетной публикации обо всех их не расскажешь. Но эти пропахшие порохом страницы сберегли для нас поистине бесценные подробности тех лет, мысли, чувства и надежды наших дедов и прадедов, которые ценой невероятных героических усилий сломали хребет чудовищному людоедскому режиму.

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

 

 

Источник Позиция