Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Сергей БЕЛИКОВ: «Мы продолжаем думать об открытии новых специальностей»

Сергей БЕЛИКОВ: «Мы продолжаем думать об открытии новых специальностей»

Категория: Общество, Регион
Сергей БЕЛИКОВ: «Мы продолжаем думать об открытии новых специальностей» Национальный университет «Запорожская политехника» - один из ведущих университетов не только нашего региона, но и всей Украины. Все потому, что здесь представлен широчайший спектр специальностей в самых разных сферах, а работают в учебном заведении профессионалы своего дела. Эти факторы и обеспечивают ему успех на ниве отечественного образования.
 

Возглавляет НУ «Запорожская политехника» Сергей Беликов – ректор, с именем которого связано немало позитивных моментов в жизни этого университета. Отметим, что в 2019 году он стал почетным академиком Национальной Академии педагогических наук Украины. ПОЗИЦИЯ решила поинтересоваться у Сергея Борисовича, чем еще запомнился ему и всей «машинке» 2019-й.

 

- Для меня это был уже 22-й год в должности ректора, - говорит Сергей Беликов. - Давняя мечта получить статус политехнического университета осуществилась именно в 2019-м, когда был утвержден соответствующий приказ. Добавлю, что о таком переименовании говорили еще в те времена, когда я сам был студентом «машинки», а это без малого 45 лет назад! И вот, наконец, задуманное состоялось. Презентация НУ «Запорожская политехника» прошла 26 июня, и для нашего университета это второй день рождения. Первый мы празднуем 19 ноября, а в наступившем году отметим 120-летие университета.

 

В 1900 году в тогдашнем Александровске появилось механико-техническое училище, и этот момент можно считать стартом развития технического образования в нашем крае. История Запорожья как промышленного региона продолжалась вместе с тем, как развивалась наша «машинка». В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Барнаул – там сегодня работает мощнейший Алтайский технический университет. Начало ему было положено зимой 1942-го, когда начались занятия нашего института в деревянных бараках (кстати, они сохранились до сегодняшнего дня). После этого мы были автомеханическим институтом, затем – снова сельскохозяйственным. Впрочем, большую часть своей истории – 37 лет – являлись машиностроительным институтом.

 

- Новые специальности – в этом плане университет соответствует требованиям?

- Безусловно. У нас уже прошли первые аккредитации по новой системе. Сейчас в стране изменились подходы к системе образования: появилось Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Приезжают эксперты, которые огромное внимание уделяют встречам и общению с преподавательским составом, студентами. Может, в какой-то степени это и правильно – от ощущений учащихся зависит существование любого университета.

 

 Есть студенты, которые любят и хотят учиться. Параллельно они занимаются спортом, творческой деятельностью. У нас есть выпускники, которые учились на технических специальностях, но все же стали известными людьми в гуманитарной, культурной сферах. Среди них - комики и авторы текстов, даже для Аркадия Райкина в свое время их писал наш выпускник. В общем, каждый находит свой путь.

 

 Мы и дальше думаем об открытии и развитии новых специальностей. Очень важно, что сегодня наши самые, скажем так, традиционные технические специальности плавно переходят на новый уровень. Сегодня уровень оборудования в университете позволяет нам преподавать студентам на новом качественном образовательном и научном уровнях. Допустим, использование информационных технологий на инженерно-физическом, машиностроительном, электротехническом факультетах. Уже почти 20 лет мы являемся головным университетом по внедрению современных компьютерных технологий, к нам присоединились еще 26 украинских университетов, среди которых киевская, харьковская и львовская политехники. И этот проект успешен. Наши преподаватели кафедры «Программные средства», а также кафедры «Технологии авиационных двигателей» активно участвуют в европейских программах, в том числе по обмену студентами, двойным дипломам, активным стажировкам.

 

 Почему наш университет стал политехникой? Потому что спектр специальностей в университете шире, чем просто в техническом университете. Почти 30% специальностей – это гуманитарные направления: технический перевод, международный туризм, психология, социология, политология, публичное управление и администрирование.

 

- Какие у НУ «Запорожская политехника» планы на 2020 год?

- Прежде всего, это реализация намеченной программы развития к 120-летию. На сегодня выполнен большой объем ремонтных работ в помещениях. Ведь когда новые и красивые компьютеры стоят в некрасивой аудитории, это уже несоответствие. Учебные корпуса должны быть комфортными, презентабельными и функциональными во всех отношениях. Это касается и мест общего пользования, которые должны соответствовать всем необходимым требованиям, в том числе специально оборудованы для людей с ограниченными физическими возможностями. Все это постепенно реализуется в нашем университете. Сейчас перед нами стоит новый вызов – это возрождение 2-го корпуса, который уже давно требовал капитального ремонта. Занимаемся поиском средств на эти цели, поскольку требуются очень большие вложения. Но нам нужно за год привести здание в соответствующее состояние. Зато университетское общежитие – повод для гордости.

 

Передовые компьютерные кафедры находятся в 3-м корпусе. Корпус добротный, но «парадным» не был никогда. Поскольку сейчас за средства европейских программ создано ряд новейших учебно-научных лабораторий (по встроенным системам, облачным технологиям, встроенных систем и удаленной инженерии, автоматизированого проектирования, CAD/CAM/CAE систем), корпус тоже будет обновляться и модернизироваться.

 

Основной аспект в реализации образовательного процесса в нашем университете – «студентоориентированный», направленный на развитие студенческого самоуправления. В частности, при введении новых образовательных программ, студенты принимают участие в их формировании. А именно: высказывают свое мнение по поводу наполнения дисциплин – насколько они интересны для них и, возможно, имеет смысл заменить их на более прогрессивные. Законодательством предусмотрено наличие в учебном плане 25% учебных дисциплин по выбору студента. Они включены в индивидуальный учебный план студента. Причем студент может выбирать дисциплины не только из предусмотренных учебным планом отдельных специальностей, но и из других образовательных программ.

 

Кроме того, студенты Национального университета «Запорожская политехника» имеют право свободно выбирать и базы практики. Сейчас они активно принимают участие в программах академического обмена в университетах Германии, Бельгии, Словакии. Движемся мы и к перспективе реализации выдачи двойных дипломов.

 

Позиция нашего университета относительно возможности выбора индивидуальной образовательной траектории и учета всех возможных жизненных ситуаций, которые, возможно, мешают студенту своевременно получить оценки в период сессии, такова, что предусмотрено получение экзаменационной оценки по результату промежуточных контролей. И если у студента на протяжении семестра сданы промежуточные контроли, то он может получить экзаменационную оценку до начала сессии. Если она не устраивает – пожалуйста, приходи и пересдавай уже непосредственно на сессии.

 

Случается, кто-то не успевает сдать все долги по дисциплинам. Ректоратом спланирован такой график учебного процесса, который предусматривает проведение двух недель экзаменационной сессии в конце семестра, далее есть каникулярный период и еще неделя сессии. То есть период для ликвидации академической задолженности достаточно широкий.

 

Следует также поблагодарить студенческое самоуправление, поскольку они очень активно принимают участие в общественной жизни университета, являются членами научно-методических комиссий факультетов, присутствуют на различных заседаниях кафедр и выказывают свою активную позицию относительно видения самой организации учебного процесса.

 

- Сергей Борисович, и напоследок: как обстоят дела с трудоустройством выпускников НУ «Запорожская политехника»?

- Они востребованы на рынке труда. Если говорить о предприятиях, то это прежде всего АО «МОТОР СИЧ», «Запорожсталь» и другие промышленные гиганты. Работают наши выпускники и в других сферах, не связанных с производством. В то же время вопрос трудоустройства сейчас стоит очень остро, поскольку финансирование высших учебных заведений будет осуществляться по принципу формульного распределения: станут учитывать большое число разных критериев, качественные характеристики научно-педагогического персонала, уделят внимание и информации относительно трудоустройства выпускников университета. Будут объединяться реестр выданных дипломов и реестр отчисления налогов в бюджет Украины. Если выпускник университета платит их в своей стране, значит, университет правильно строит свою образовательную деятельность, приносит пользу государству, а оно в свою очередь финансирует именно такие учебные заведения.

 

 

Марина УЛУНОВА, фото автора

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.