Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сергей БЕЛИКОВ: «Мы продолжаем думать об открытии новых специальностей»

Сергей БЕЛИКОВ: «Мы продолжаем думать об открытии новых специальностей»

Категорія: Суспільство, Регіон
Сергей БЕЛИКОВ: «Мы продолжаем думать об открытии новых специальностей» Национальный университет «Запорожская политехника» - один из ведущих университетов не только нашего региона, но и всей Украины. Все потому, что здесь представлен широчайший спектр специальностей в самых разных сферах, а работают в учебном заведении профессионалы своего дела. Эти факторы и обеспечивают ему успех на ниве отечественного образования.
 

Возглавляет НУ «Запорожская политехника» Сергей Беликов – ректор, с именем которого связано немало позитивных моментов в жизни этого университета. Отметим, что в 2019 году он стал почетным академиком Национальной Академии педагогических наук Украины. ПОЗИЦИЯ решила поинтересоваться у Сергея Борисовича, чем еще запомнился ему и всей «машинке» 2019-й.

 

- Для меня это был уже 22-й год в должности ректора, - говорит Сергей Беликов. - Давняя мечта получить статус политехнического университета осуществилась именно в 2019-м, когда был утвержден соответствующий приказ. Добавлю, что о таком переименовании говорили еще в те времена, когда я сам был студентом «машинки», а это без малого 45 лет назад! И вот, наконец, задуманное состоялось. Презентация НУ «Запорожская политехника» прошла 26 июня, и для нашего университета это второй день рождения. Первый мы празднуем 19 ноября, а в наступившем году отметим 120-летие университета.

 

В 1900 году в тогдашнем Александровске появилось механико-техническое училище, и этот момент можно считать стартом развития технического образования в нашем крае. История Запорожья как промышленного региона продолжалась вместе с тем, как развивалась наша «машинка». В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Барнаул – там сегодня работает мощнейший Алтайский технический университет. Начало ему было положено зимой 1942-го, когда начались занятия нашего института в деревянных бараках (кстати, они сохранились до сегодняшнего дня). После этого мы были автомеханическим институтом, затем – снова сельскохозяйственным. Впрочем, большую часть своей истории – 37 лет – являлись машиностроительным институтом.

 

- Новые специальности – в этом плане университет соответствует требованиям?

- Безусловно. У нас уже прошли первые аккредитации по новой системе. Сейчас в стране изменились подходы к системе образования: появилось Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Приезжают эксперты, которые огромное внимание уделяют встречам и общению с преподавательским составом, студентами. Может, в какой-то степени это и правильно – от ощущений учащихся зависит существование любого университета.

 

 Есть студенты, которые любят и хотят учиться. Параллельно они занимаются спортом, творческой деятельностью. У нас есть выпускники, которые учились на технических специальностях, но все же стали известными людьми в гуманитарной, культурной сферах. Среди них - комики и авторы текстов, даже для Аркадия Райкина в свое время их писал наш выпускник. В общем, каждый находит свой путь.

 

 Мы и дальше думаем об открытии и развитии новых специальностей. Очень важно, что сегодня наши самые, скажем так, традиционные технические специальности плавно переходят на новый уровень. Сегодня уровень оборудования в университете позволяет нам преподавать студентам на новом качественном образовательном и научном уровнях. Допустим, использование информационных технологий на инженерно-физическом, машиностроительном, электротехническом факультетах. Уже почти 20 лет мы являемся головным университетом по внедрению современных компьютерных технологий, к нам присоединились еще 26 украинских университетов, среди которых киевская, харьковская и львовская политехники. И этот проект успешен. Наши преподаватели кафедры «Программные средства», а также кафедры «Технологии авиационных двигателей» активно участвуют в европейских программах, в том числе по обмену студентами, двойным дипломам, активным стажировкам.

 

 Почему наш университет стал политехникой? Потому что спектр специальностей в университете шире, чем просто в техническом университете. Почти 30% специальностей – это гуманитарные направления: технический перевод, международный туризм, психология, социология, политология, публичное управление и администрирование.

 

- Какие у НУ «Запорожская политехника» планы на 2020 год?

- Прежде всего, это реализация намеченной программы развития к 120-летию. На сегодня выполнен большой объем ремонтных работ в помещениях. Ведь когда новые и красивые компьютеры стоят в некрасивой аудитории, это уже несоответствие. Учебные корпуса должны быть комфортными, презентабельными и функциональными во всех отношениях. Это касается и мест общего пользования, которые должны соответствовать всем необходимым требованиям, в том числе специально оборудованы для людей с ограниченными физическими возможностями. Все это постепенно реализуется в нашем университете. Сейчас перед нами стоит новый вызов – это возрождение 2-го корпуса, который уже давно требовал капитального ремонта. Занимаемся поиском средств на эти цели, поскольку требуются очень большие вложения. Но нам нужно за год привести здание в соответствующее состояние. Зато университетское общежитие – повод для гордости.

 

Передовые компьютерные кафедры находятся в 3-м корпусе. Корпус добротный, но «парадным» не был никогда. Поскольку сейчас за средства европейских программ создано ряд новейших учебно-научных лабораторий (по встроенным системам, облачным технологиям, встроенных систем и удаленной инженерии, автоматизированого проектирования, CAD/CAM/CAE систем), корпус тоже будет обновляться и модернизироваться.

 

Основной аспект в реализации образовательного процесса в нашем университете – «студентоориентированный», направленный на развитие студенческого самоуправления. В частности, при введении новых образовательных программ, студенты принимают участие в их формировании. А именно: высказывают свое мнение по поводу наполнения дисциплин – насколько они интересны для них и, возможно, имеет смысл заменить их на более прогрессивные. Законодательством предусмотрено наличие в учебном плане 25% учебных дисциплин по выбору студента. Они включены в индивидуальный учебный план студента. Причем студент может выбирать дисциплины не только из предусмотренных учебным планом отдельных специальностей, но и из других образовательных программ.

 

Кроме того, студенты Национального университета «Запорожская политехника» имеют право свободно выбирать и базы практики. Сейчас они активно принимают участие в программах академического обмена в университетах Германии, Бельгии, Словакии. Движемся мы и к перспективе реализации выдачи двойных дипломов.

 

Позиция нашего университета относительно возможности выбора индивидуальной образовательной траектории и учета всех возможных жизненных ситуаций, которые, возможно, мешают студенту своевременно получить оценки в период сессии, такова, что предусмотрено получение экзаменационной оценки по результату промежуточных контролей. И если у студента на протяжении семестра сданы промежуточные контроли, то он может получить экзаменационную оценку до начала сессии. Если она не устраивает – пожалуйста, приходи и пересдавай уже непосредственно на сессии.

 

Случается, кто-то не успевает сдать все долги по дисциплинам. Ректоратом спланирован такой график учебного процесса, который предусматривает проведение двух недель экзаменационной сессии в конце семестра, далее есть каникулярный период и еще неделя сессии. То есть период для ликвидации академической задолженности достаточно широкий.

 

Следует также поблагодарить студенческое самоуправление, поскольку они очень активно принимают участие в общественной жизни университета, являются членами научно-методических комиссий факультетов, присутствуют на различных заседаниях кафедр и выказывают свою активную позицию относительно видения самой организации учебного процесса.

 

- Сергей Борисович, и напоследок: как обстоят дела с трудоустройством выпускников НУ «Запорожская политехника»?

- Они востребованы на рынке труда. Если говорить о предприятиях, то это прежде всего АО «МОТОР СИЧ», «Запорожсталь» и другие промышленные гиганты. Работают наши выпускники и в других сферах, не связанных с производством. В то же время вопрос трудоустройства сейчас стоит очень остро, поскольку финансирование высших учебных заведений будет осуществляться по принципу формульного распределения: станут учитывать большое число разных критериев, качественные характеристики научно-педагогического персонала, уделят внимание и информации относительно трудоустройства выпускников университета. Будут объединяться реестр выданных дипломов и реестр отчисления налогов в бюджет Украины. Если выпускник университета платит их в своей стране, значит, университет правильно строит свою образовательную деятельность, приносит пользу государству, а оно в свою очередь финансирует именно такие учебные заведения.

 

 

Марина УЛУНОВА, фото автора

 

Источник Позиция