Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Легализация марихуаны: что может пойти не так?

Легализация марихуаны: что может пойти не так?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ
Легализация марихуаны: что может пойти не так? Более года назад Канада узаконила использование рекреационного каннабиса. Почему люди до сих пор покупают его на черном рынке?

Когда Канада чуть больше года назад легализовала марихуану, казалось, что на этот рынок стремятся прорваться все.

СМИ окрестили это неистовство "зеленой лихорадкой", во время которой инвесторы, в частности рэпер Снуп Догг и бывший руководитель полиции Торонто, пытались получить кусочек этого многомиллиардного пирога.

Но подобно золотой лихорадке 1850-х годов, обманчивый блеск вскоре потускнел, оставив искателей в пыли.

"Не надо быть Эйнштейном, чтобы понять, что эти акции торговались на фантазиях, а не на аналитических показателях", - говорит Джонатан Рубин, генеральный директор New Leaf Data Services.

Господин Рубин, который имеет десятилетия опыта на рынках энергетических товаров, рассматривал легализацию каннабиса в таких штатах, как Колорадо и Калифорния в США, (и позже в Канаде), как возможность, которая случается раз в жизни - стоять у истоков продажи нового товара.

"У меня было предчувствие, что это будет такой же товар, как и любые другие", - рассказал он BBC.

На практике это означало, что оптовая цена каннабиса, как цена на пшеницу или свинину, будет колебаться вместе с рынком. Поэтому вместо того, чтобы вкладывать средства в сам каннабис, господин Рубин начал New Leaf, чтобы отслеживать цену каннабиса в штатах, где его легализовали. Инвесторы и другие участники этой отрасли платят за доступ к этим данным.

Благодаря такой бизнес-модели господин Рубин получил уникальную возможность увидеть, как разворачивался этот рынок.

В Канаде, по его словам, его открытие разочаровало.

"У них не было роста продаж и прибыли, которые они предполагали, - говорит он. - Я не хочу сказать, что это поражение, но разочарование есть".

С тех пор, как New Leaf начал отслеживать данные, оптовые цены снизились примерно на 17%, что ограничило показатели рентабельности для производителей.

Согласно данным Statistics Canada, продажи также замедлились.

Это привело к "качелям" с ценами акций компаний-производителей каннабиса.

В мае 2018 канадский производитель Canopy Growth стал первой компанией по производству марихуаны, вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу.

За шесть месяцев цена ее акций увеличилась вдвое и достигла максимальной отметки в $52,03 за акцию.

Теперь цена акций вернулись к исходной, и их конкуренты потерпели аналогичных кардинальных потерь.
 

Проблемы становления

Были и "первые ласточки" будущих проблем.

Когда 17 октября 2018 каннабис легализовали, для удовлетворения спроса не было достаточного предложения.

Долгое ожидание и задержки в онлайн-заказах раздражали потребителей. Производители не были уверены, какие сорта и где будут иметь наибольшую популярность, до сих пор пытались устранить недостатки в цепи сбыта.

"Пытаясь понять, какие сорта мы должны выращивать, в каких форматах и  в каких количествах, мы сделали замечательную работу, но не смогли учесть все", - рассказал президент Canopy Раде Ковачевич.

Путаница в местных законах также осложнила доставку продуктов потребителям. Хотя в некоторых местах купить каннабис достаточно просто, в других офлайновых магазинов его немного, и между ними большие расстояния.

Особенно это касается Онтарио, самой населенной провинции Канады. Бюрократические процедуры и ограничения для розничных торговцев замедлили развертывание рынке. Розничные лицензии распространяли путем лотереи, и провинция Онтарио с населением 14,5 млн человек получила их всего 24.
 
 

Спрос и предложение каннабиса

Там, где когда-то был дефицит, сейчас производители слишком много продукта - частично из-за нехватки розничной торговли.

В сентябре канадцы приобрели в стране 11 707 килограммов сухих цветов каннабиса. В то же время производители имели для продажи около 165 000 килограммов готовой продукции и полуфабрикатов - более чем достаточно для удовлетворения годового спроса.

Господин Ковачевич обвиняет недостаток розничной торговли в Онтарио во многих проблемах своей компании.

"Я думаю, что отсутствие непрерывной сети точек продаж по всей стране замедлила переход от черного рынка к легальному, - говорит он. - Это был вызов".
 

Черный рынок до сих пор процветает

Когда правительство объявило о своем решении легализовать каннабис, одной из главных причин было уменьшение черного рынка.

Но по данным Statistics Canada, около 75% потребителей каннабиса до сих пор покупают его нелегально.

"Есть очень сильное сопротивление легальным магазинам, потому что: а) это дороже б) их недостаточно. Магазинов нет рядом, Поэтому они просто покупают у своего местного парня, как делали это всегда", - говорит Робин Эллис, соучредитель розничной сети" Дружественный незнакомец "в Торонто и многолетний активист легализации каннабиса.

В 2019 году в Торонто было всего пять розничных магазинов, и все они сосредоточены в центре города, что означает, что многим людям пришлось проехать несколько километров, чтобы приобрести легальную "травку".

Легальный каннабис также гораздо дороже.

Розничная цена легальной марихуаны выросла - с 7,5 долл. США за грамм в октябре 2018 году до 8,15 долл. за грамм в июле, по данным Statistics Canada.

Между тем нелегальная цена снизилась с 5 до 4,55 долл. США.
 

Ситуация с каннабисом

Возможно, одна из причин, почему продажи были неуспешными, заключается в том, что, вопреки опасениям экспертов в области здравоохранения, легализация марихуаны не превратили всех на "планокуры".

За последний год процент канадцев, которые употребляли каннабис, вырос с 14% до 17%.
 
Употребление марихуаны сильно различается в зависимости от возраста: чаще всего каннабис употребляют в возрасте 25-34 лет, далее следует группа 15-24 (законный возраст для употребления каннабиса в Канаде колеблется от 18 до 21). Пожилые люди меньше употребляют марихуану - но в этой возрастной группе рост употребления был самым большим, и именно люди старшего возраста, скорее всего, покупают только легальную "траву", по данным Statistics Canada.

Это согласуется с исследованиями в США, которые показывают, что в штатах, где легализовали каннабис, его употребление среди подростков самом деле уменьшилось или осталось на прежнем уровне.
 

Употребление каннабиса по возрасту

Эллис, который давно является активистом легализации конопли, говорит, что важно помнить, что, несмотря на проблемы становления отрасли, легализация значительной мере была успешной.

"Я думаю, что канадцы полностью не понимают масштабность этих изменений. Мы не просто сделали то доступным - для такой легализации понадобилось 25 лет упорной работы", - говорит он.

Легализация марихуаны также открыла целую новую отрасль для канадской экономики.

Легальная продажа сушеных цветов конопли увеличился примерно с 4040 килограммов в октябре 2018 году до 11 707 килограммов в сентябре 2019 года.

Сейчас отрасль производства каннабиса оценивается в 6,6 млрд. долларов США, или около 3% ВВП страны в 2018 году.
 

С нового листа

Впрочем, сейчас перспективы отрасли выглядят лучше, говорят ее участники.

В декабре правительство Онтарио объявил, что после медленного и нестабильного старта провинция откроет больше розничных точек по продаже марихуаны. Также отменят систему лотереи, ограничение количества частных магазинов и некоторые квалификационные критерии.

Это хорошие новости для тех, кто хочет выйти на рынок.

"Мы смотрим в будущее, - говорит г-н Эллис. Его магазин "Дружественный незнакомец" продает аксессуары для употребления каннабиса, и он намерен в новом году открыть до 20 лицензированных розничных точек.

Производителям также позволят открыть один магазин непосредственно на производстве - подобно тому, как некоторые пивоварни могут продавать пиво непосредственно потребителям.

Вскоре на рынок также поступит больше видов продукции. Правительство легализует альтернативные продукты с каннабисом, вроде съедобных форм и вейпов. Ожидается, что эти продукты попадут на полки в районе Рождества.

До сих пор Минздрав Канады позволял продавать потребителям только конопляное масло, сухие цветы, семена и растения.

Господин Рубин ожидает, что новая продукция поможет увеличить розничную продажу на 30-40%. Ожидается, что новые форматы станут хитом - особенно среди людей, которые раньше никогда не пробовали каннабис.

"Будет много людей, которые захотят впервые попробовать каннабис в каком-то другом виде, чем курение или вейпинг",
- говорит Эллис.

Новые линейки продуктов помогают некоторым производителям привлекать инвестиции. Например, компания Constellation Brands, которая производит пиво Corona, владеет 38% акций компании Canopy.

Президент Canopy господин Ковачевич говорит, что к началу 2020 году они начнут производить напитки с ТГК (тетрагидроканнабинол. - Ред.) Эти продукты будут содержать точно известную низкую дозу TКГ, которая будет эффект, эквивалентный бутылке пива. В то же время, они не будут содержать алкоголь.

Компания также начнет изготовления шоколадных конфет с ТГК.

"Я думаю, что это прекрасная возможность, - говорит он. - Каннабис в съедобной форме и в виде вейпив очень распространен на черном рынке, а теперь канадцы смогут пойти (и купить его. - Ред.) В легальный магазин".