Какие пассажирские самолеты сбивали и кто за это ответилИранские власти уже признали, что украинский "Боинг" компании МАУ под Тегераном "нечаянно" сбили вооруженные силы этой страны. Эта трагедия стала третьим подобным инцидентом, в котором так или иначе фигурировала Украины. В перечне ниже - семь из крупнейших авиационных трагедий, где гражданские самолеты становились мишенью военных технологий. 27 июля 1955. Самолет израильской авиакомпании El Al летел из Лондона в Тель-Авив - через Вену и Стамбул. Он отклонился от курса, залетел в воздушное пространство Болгарии и был сбит двумя болгарскими истребителями.Погибли все 58 человек, на борту находился 51 пассажир и 7 членов экипажа. Почему самолет отклонись от курса, точно не установлено. По одной из версий, из-за грозы навигационное оборудование вышло из строя, сбив с толку экипаж. Самолет пролетел в небе Болгарией 200 км. Катастрофа произошла в условиях напряжения между Западом и СССР, сателлитом которого была Болгария. Болгарские военные, зафиксировав самолет, отправили на его перехват истребители МиГ-15. Самолет сопровождали до границы с Грецией и там сбили. Лайнер взорвался в небе недалеко от города Петрич. Болгария признала факт уничтожения на следующий день, однако изначально возложила вину за катастрофу на израильский лайнер, который без разрешения залетел в ее воздушное пространство. Затем страна официально извинилась, отметив, что летчики истребителей приняли "слишком поспешное решение". Семьям погибших выплатили компенсацию. Советский Ту-104 над КрасноярскомСамолет Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет. Дебютный серийный самолет был изготовлен на Харьковском авиазаводе. 30 июня 1962. Самолет Ту-104А компании "Аэрофлот" взорвался в небе у российского Красноярска, когда летел из Хабаровска в Москву с несколькими промежуточными посадками. Его сбила ракета во время учений. Погибли все 84 человека на борту: 76 пассажиров и восемь членов экипажа. Через полчаса после взлета рейс перестал отвечать диспетчерам. Начал резко снижаться и через две с половиной минуты ударился о землю. Сначала причиной аварии назвали "пожар или иной инцидент" в самолете. Однако впоследствии стало известно, что в этом районе происходили учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет потеряла мишень и перенацелилась на гражданский самолет. Ливийский "Боинг" над Синайским полуостровомНа борту было 113 пассажиров. Погибли 108 пассажиров. Пятеро выживших - четверо пассажиров и второй пилот самолета. Самолет попал в песчаную бурю на подлете к Каиру. Из-за плохой погоды и проблем с оборудованием он сбился с курса и оказался на территории Синайского полуострова, который тогда контролировался Израилем. Там его перехватили два израильских истребителя F-4E Phantom II. Израильские пилоты пытались заставить самолет приземлиться, однако экипаж самолета не понял этих сигналов. Открыли огонь. Лайнер конце врезался в дюну. Израильские ВВС приняли самолет как угрозу безопасности страны, заподозрив его в шпионаже. ООН, как и США, осудила Израиль за атаку, хотя и не приняла против него никаких карательных мер. Израиль выплатил компенсации семьям погибших. Корейский «Боинг» над СахалиномПогибли 269 человек, 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди них было 105 корейцев, 62 американцы, 28 японцев и граждане других государств. Самолет выполнял рейс Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, отклонился от запланированного маршрута и пролетел над советскими Камчаткой и Сахалином. На перехват самолета был направлен истребитель Су-15, который находился вне зоны видимости пилотов пассажирского самолета. Сначала он делал предупредительные выстрелы, а получив приказ сбить нарушителя, который поступал от командующего Дальневосточным военным округом Ивана Третьяка, выпустил две ракеты Р-98. Одна из ракет взорвалась у хвоста самолета, повредив его системы управления. Считается, что самолет упал в море через 12 минут. Только в сентябре 1983 года в СССР сообщили, что один из самолетов нарушил авиапространство СССР, но затем оставил его и исчез с радаров. 9 сентября 1983 советский маршал Николай Огарков признал, что сбитым считался самолет-разведчик, но оказалось, что это был пассажирский самолет. Руководство СССР направило в район падения самолета корабли для поиска жертв и черных ящиков, но позже объявило, что их не удалось найти. Уже после распада СССР выяснилось, что это была откровенная ложь, а советские дайверы даже видели обломки самолета на дне моря. Уничтожение самолета вызвало акции протеста в США и Южной Кореи с сожжением советских флагов и обострения Холодной войны. Президент США Рональд Рейган назвал инцидент "преступлением против человечества, который не подлежит забвению". В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев извинился перед президентом Южной Кореи за уничтожение самолета. В конце 1992 года президент России Борис Ельцин передал Южной Корее черные ящики сбитого корейского самолета 1993 ИКАО (Международной организации гражданской авиации) провела второе расследование авиакатастрофы после передачи Россией в 1992 году "черных ящиков". Было установлено, что самолет действительно отклонился от курса из-за неправильно настроенного автопилота, и экипаж не знал об этом. В то же время комиссия пришла к выводу, что советские ВВС снизили самолет, считая его американским самолетом-разведчиком. Пилот советского истребителя не проверял, действительно ли его цель является самолетом-разведчиком из-за нехватки времени, поскольку он мог вскоре оставить советское авиапространство.
Иранский Airbus над Персидским заливомВ июле 1988 года. Американский крейсер "Vincennes" ракетой "земля-воздух" разорвал на две части самолет Airbus A300B2-203 иранской авиакомпании Iran Air над Персидским заливом. Погибли 274 пассажиров и 16 членов экипажа. 254 жертвы были гражданами Ирана, на борту было 66 детей.Самолет выполнял рейс Бендер-Аббас-Дубай в условиях международной напряженности в регионе, где с 1980 года шла война Ирана во главе с исламистским режимом аятоллы Хомейни и Ираком, во главе с диктатором Саддамом Хусейном. Американские военные корабли обеспечивали безопасность нефтетанкеров в Персидском заливе, ведь Ирак пытался уничтожать иранские танкеры и мог перепутать с ними танкеры арабских стран. 1987 самолет ВВС Ирака случайно обстрелял фрегат США, в результате чего 37 американских военных погибли. Саддам Хусейн тогда извинился за инцидент, отметив, что самолет воспринял американский фрегат за иранский танкер. Впрочем, в США многие не верили его словам. Именно поэтому на американских военных кораблях чувствовали опасность неожиданного воздушного удара и тщательно следили за воздушным пространством. Комиссию по расследованию инцидента в США возглавил адмирал Уильям Фогарти. Комиссия установила, что экипаж крейсера ошибочно определил пассажирский самолет как истребитель F-14A Tomcat, которые были на вооружении у Ирана и базировались именно на базе в городе Бендер-Аббас. Кроме того, американские военные 10 раз пытались связаться с экипажем самолета на военных и гражданских частотах. В докладе Фогарти часть ответственности возлагалась и на Иран за то, что он позволил пассажирском самолете пролететь в зоне боевых действий. Министр иностранных дел Ирана Али Велаяти просил Совет безопасности ООН осудить США. Он назвал инцидент "бойней", которую устроили США. Иранские власти утверждали, что самолет сбили намеренно, и это вроде было символом готовности США открыто стать на сторону Саддама Хусейна в ирано-иракской войне. В 1996 году правительства США и Ирана достигли компромисса в Международном суде ООН. В решении отмечалось, что США "признали воздушный инцидент 3 июля 1988 ужасной человеческой трагедией и выразили глубокое сожаление по поводу гибели людей". США не признали свою юридическую ответственность, но добровольно согласились выплатить 61800000 долларов компенсации семьям иранских жертв. Российский Ту-154 над Черным моремВ тот день в Крыму проходили совместные российско-украинкие военные учения. Планировалось впечатление мишени над Черным морем - советского беспилотника - Украинский ракетами. Одна из ракет поразила беспилотник, но другая - 5В28 комплекса С-200В - пролетела еще более 200 км и взорвалась. В то время самолет Ту-154М упал в море. Нашли только 14 из 78 тел погибших и обломки. Сначала рассматривалась версия о теракте, ведь трагедия произошла вскоре после атаки на "башни-близнецы" в Нью-Йорке. Но уже через несколько дней российские следователи заявили о том, что над самолетом взорвалась именно ракета украинских сил ПВО, выпущенная во время учений в Крыму, а на обломках были найдены сотни дыр от шрапнели. В крови погибших нашли угарный газ, что свидетельствовало о пожаре на самолете. Версию о поражении самолета украинской ракетой поддержал Межгосударственный авиационный комитет СНГ. Сначала президент Кучма и военное командование называли поражение самолета украинской ракетой невозможным. Однако 13 октября главнокомандующий войск ПВО Украины Владимир Ткачев признал ответственность украинских военных за трагедию, извинился семьи погибших и подал в отставку. Его вместе с заместителем вскоре уволили из рядов ВСУ. Ушел в отставку и министр обороны Александр Кузьмук. Президент Украины Леонид Кучма временно остановил использования ЗРК, запретил проведение пусков ракет и поручил провести ревизию сил ПВО, пересмотреть правила проведения военных учений. В декабре 2003 года Украина заключила соглашение с Россией об уплате 7,8 млн. долларов компенсации - родственникам погибших россиян. Компенсацию выплатили без признания юридической ответственности Украины. Также в 2003-2004 годах Украина выплатила более 7,6 млн. долларов компенсации гражданам Израиля в обмен на отказ от юридических претензий к Украине. В общем семьям каждого погибших выплатили по 200 тысяч долларов. Четыре семьи не согласились отказаться от юридических претензий к Украине. С 2004 по 2013 годы проходило рассмотрение исков авиакомпании "Сибирь", которая потеряла самолет и экипаж, в Минобороны Украины и других государственных ведомств в украинских судах. Она требовала более 15 млн долларов компенсации. Комиссия, созданная при участии специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, не выявила доказательств того, что самолет упал в море из-за взрыва украинской ракеты, зато предположила, что на борту было взрывное устройство. В 2013 году Высший хозяйственный суд Киева отклонил иск российской авиакомпании. Ни один из украинских военных никогда не привлекался к уголовной ответственности за случай с Ту-154М. Малазийский "Боинг" над ДонбассомПогибли все 298 человек на борту. Обломки лайнера разлетелись на большой территории в районе поселка Грабово, которое контролировали пророссийские сепаратисты. По версии международной следственной группы, самолет сбила ракета, выпущенная из зенитного ракетного комплекса "Бук". Следователи считают, что установку доставили в Донецкую область из России, а затем отвезли обратно. Россия отрицает причастность своих военных к катастрофе и утверждает, что ракета, которой сбили самолет, принадлежала украинскому воинской части. Первое заседание голландского суда по этому делу запланировано на 9 марта 2020 года. С большинством семей погибших авиакомпания заключила соглашение о компенсации. |
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.