Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Какие пассажирские самолеты сбивали и кто за это ответил

Какие пассажирские самолеты сбивали и кто за это ответил

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ
Какие пассажирские самолеты сбивали и кто за это ответил После Второй мировой войны произошли десятки катастроф с пассажирской авиацией, вероятной или доказанной причиной которых стало сбивание.

Иранские власти уже признали, что украинский "Боинг" компании МАУ под Тегераном "нечаянно" сбили вооруженные силы этой страны.

Эта трагедия стала третьим подобным инцидентом, в котором так или иначе фигурировала Украины.

В перечне ниже - семь из крупнейших авиационных трагедий, где гражданские самолеты становились мишенью военных технологий.

27 июля 1955. Самолет израильской авиакомпании El Al летел из Лондона в Тель-Авив - через Вену и Стамбул. Он отклонился от курса, залетел в воздушное пространство Болгарии и был сбит двумя болгарскими истребителями.


Погибли все 58 человек, на борту находился 51  пассажир и 7 членов экипажа.

Почему самолет отклонись от курса, точно не установлено. По одной из версий, из-за грозы навигационное оборудование вышло из строя, сбив с толку экипаж.

Самолет пролетел в небе Болгарией 200 км.

Катастрофа произошла в условиях напряжения между Западом и СССР, сателлитом которого была Болгария.

Болгарские военные, зафиксировав самолет, отправили на его перехват истребители МиГ-15. Самолет сопровождали до границы с Грецией и там сбили.

Лайнер взорвался в небе недалеко от города Петрич.

Болгария признала факт уничтожения на следующий день, однако изначально возложила вину за катастрофу на израильский лайнер, который без разрешения залетел в ее воздушное пространство.

Затем страна официально извинилась, отметив, что летчики истребителей приняли "слишком поспешное решение".

Семьям погибших выплатили компенсацию.
 

Советский Ту-104 над Красноярском


Самолет Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет. Дебютный серийный самолет был изготовлен на Харьковском авиазаводе.

30 июня 1962. Самолет Ту-104А компании "Аэрофлот" взорвался в небе у российского Красноярска, когда летел из Хабаровска в Москву с несколькими промежуточными посадками. Его сбила ракета во время учений.

Погибли все 84 человека на борту: 76 пассажиров и восемь членов экипажа.

Через полчаса после взлета рейс перестал отвечать диспетчерам. Начал резко снижаться и через две с половиной минуты ударился о землю.

Сначала причиной аварии назвали "пожар или иной инцидент" в самолете.

Однако впоследствии стало известно, что в этом районе происходили учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет потеряла мишень и перенацелилась на гражданский самолет.
 

Ливийский "Боинг" над Синайским полуостровом

21 февраля 1973. Самолет "Боинг-727" ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines разбился на Синайском полуострове, когда летел из Триполи в Каир через Бенгази. Его сбили израильские истребители.

На борту было 113 пассажиров. Погибли 108 пассажиров. Пятеро выживших - четверо пассажиров и второй пилот самолета.

Самолет попал в песчаную бурю на подлете к Каиру. Из-за плохой погоды и проблем с оборудованием он сбился с курса и оказался на территории Синайского полуострова, который тогда контролировался Израилем.

Там его перехватили два израильских истребителя F-4E Phantom II. Израильские пилоты пытались заставить самолет приземлиться, однако экипаж самолета не понял этих сигналов. Открыли огонь.

Лайнер конце врезался в дюну.

Израильские ВВС приняли самолет как угрозу безопасности страны, заподозрив его в шпионаже.

ООН, как и США, осудила Израиль за атаку, хотя и не приняла против него никаких карательных мер.

Израиль выплатил компенсации семьям погибших.
 

Корейский «Боинг» над Сахалином

1 сентября 1983. У западного побережья острова Сахалин был сбит самолет Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL).

Погибли 269 человек, 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди них было 105 корейцев, 62 американцы, 28 японцев и граждане других государств.

Самолет выполнял рейс Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, отклонился от запланированного маршрута и пролетел над советскими Камчаткой и Сахалином.

На перехват самолета был направлен истребитель Су-15, который находился вне зоны видимости пилотов пассажирского самолета. Сначала он делал предупредительные выстрелы, а получив приказ сбить нарушителя, который поступал от командующего Дальневосточным военным округом Ивана Третьяка, выпустил две ракеты Р-98.

Одна из ракет взорвалась у хвоста самолета, повредив его системы управления. Считается, что самолет упал в море через 12 минут.

Только в сентябре 1983 года в СССР сообщили, что один из самолетов нарушил авиапространство СССР, но затем оставил его и исчез с радаров. 9 сентября 1983 советский маршал Николай Огарков признал, что сбитым считался самолет-разведчик, но оказалось, что это был пассажирский самолет.

Руководство СССР направило в район падения самолета корабли для поиска жертв и черных ящиков, но позже объявило, что их не удалось найти. Уже после распада СССР выяснилось, что это была откровенная ложь, а советские дайверы даже видели обломки самолета на дне моря.

Уничтожение самолета вызвало акции протеста в США и Южной Кореи с сожжением советских флагов и обострения Холодной войны. Президент США Рональд Рейган назвал инцидент "преступлением против человечества, который не подлежит забвению".

В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев извинился перед президентом Южной Кореи за уничтожение самолета.

В  конце 1992 года президент России Борис Ельцин передал Южной Корее черные ящики сбитого корейского самолета

1993 ИКАО (Международной организации гражданской авиации) провела второе расследование авиакатастрофы после передачи Россией в 1992 году "черных ящиков".

Было установлено, что самолет действительно отклонился от курса из-за неправильно настроенного автопилота, и экипаж не знал об этом.

В то же время комиссия пришла к выводу, что советские ВВС снизили самолет, считая его американским самолетом-разведчиком. Пилот советского истребителя не проверял, действительно ли его цель является самолетом-разведчиком из-за нехватки времени, поскольку он мог вскоре оставить советское авиапространство.
 
 

Иранский Airbus над Персидским заливом

В июле 1988 года. Американский крейсер "Vincennes" ракетой "земля-воздух" разорвал на две части самолет Airbus A300B2-203 иранской авиакомпании Iran Air над Персидским заливом. Погибли 274 пассажиров и 16 членов экипажа. 254 жертвы были гражданами Ирана, на борту было 66 детей.

Самолет выполнял рейс Бендер-Аббас-Дубай в условиях международной напряженности в регионе, где с 1980 года шла война Ирана во главе с исламистским режимом аятоллы Хомейни и Ираком, во главе с диктатором Саддамом Хусейном.

Американские военные корабли обеспечивали безопасность нефтетанкеров в Персидском заливе, ведь Ирак пытался уничтожать иранские танкеры и мог перепутать с ними танкеры арабских стран. 1987 самолет ВВС Ирака случайно обстрелял фрегат США, в результате чего 37 американских военных погибли.

Саддам Хусейн тогда извинился за инцидент, отметив, что самолет воспринял американский фрегат за иранский танкер. Впрочем, в США многие не верили его словам.

Именно поэтому на американских военных кораблях чувствовали опасность неожиданного воздушного удара и тщательно следили за воздушным пространством.

Комиссию по расследованию инцидента в США возглавил адмирал Уильям Фогарти.

Комиссия установила, что экипаж крейсера ошибочно определил пассажирский самолет как истребитель F-14A Tomcat, которые были на вооружении у Ирана и базировались именно на базе в городе Бендер-Аббас. Кроме того, американские военные 10 раз пытались связаться с экипажем самолета на военных и гражданских частотах.

В докладе Фогарти часть ответственности возлагалась и на Иран за то, что он позволил пассажирском самолете пролететь в зоне боевых действий.

Министр иностранных дел Ирана Али Велаяти просил Совет безопасности ООН осудить США. Он назвал инцидент "бойней", которую устроили США.

Иранские власти утверждали, что самолет сбили намеренно, и это вроде было символом готовности США открыто стать на сторону Саддама Хусейна в ирано-иракской войне.

В 1996 году правительства США и Ирана достигли компромисса в Международном суде ООН. В решении отмечалось, что США "признали воздушный инцидент 3 июля 1988 ужасной человеческой трагедией и выразили глубокое сожаление по поводу гибели людей".

США не признали свою юридическую ответственность, но добровольно согласились выплатить 61800000 долларов компенсации семьям иранских жертв.
 

Российский Ту-154 над Черным морем

4 октября 2001. Самолет Ту-154М российской авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Тель-Авив-Новосибирск, упал с высоты 11 км в Черное море. Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа - граждане России и Израиля.

В тот день в Крыму проходили совместные российско-украинкие военные учения. Планировалось впечатление мишени над Черным морем - советского беспилотника - Украинский ракетами. Одна из ракет поразила беспилотник, но другая - 5В28 комплекса С-200В - пролетела еще более 200 км и взорвалась.

В то время самолет Ту-154М упал в море. Нашли только 14 из 78 тел погибших и обломки.

Сначала рассматривалась версия о теракте, ведь трагедия произошла вскоре после атаки на "башни-близнецы" в Нью-Йорке.

Но уже через несколько дней российские следователи заявили о том, что над самолетом взорвалась именно ракета украинских сил ПВО, выпущенная во время учений в Крыму, а на обломках были найдены сотни дыр от шрапнели. В крови погибших нашли угарный газ, что свидетельствовало о пожаре на самолете.

Версию о поражении самолета украинской ракетой поддержал Межгосударственный авиационный комитет СНГ.

Сначала президент Кучма и военное командование называли поражение самолета украинской ракетой невозможным.

Однако 13 октября главнокомандующий войск ПВО Украины Владимир Ткачев признал ответственность украинских военных за трагедию, извинился семьи погибших и подал в отставку. Его вместе с заместителем вскоре уволили из рядов ВСУ.

Ушел в отставку и министр обороны Александр Кузьмук.

Президент Украины Леонид Кучма временно остановил использования ЗРК, запретил проведение пусков ракет и поручил провести ревизию сил ПВО, пересмотреть правила проведения военных учений.

В декабре 2003 года Украина заключила соглашение с Россией об уплате 7,8 млн. долларов компенсации - родственникам погибших россиян. Компенсацию выплатили без признания юридической ответственности Украины.

Также в 2003-2004 годах Украина выплатила более 7,6 млн. долларов компенсации гражданам Израиля в обмен на отказ от юридических претензий к Украине. В общем семьям каждого погибших выплатили по 200 тысяч долларов. Четыре семьи не согласились отказаться от юридических претензий к Украине.

С 2004 по 2013 годы проходило рассмотрение исков авиакомпании "Сибирь", которая потеряла самолет и экипаж, в Минобороны Украины и других государственных ведомств в украинских судах. Она требовала более 15 млн долларов компенсации.

Комиссия, созданная при участии специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, не выявила доказательств того, что самолет упал в море из-за взрыва украинской ракеты, зато предположила, что на борту было взрывное устройство. В 2013 году Высший хозяйственный суд Киева отклонил иск российской авиакомпании.

Ни один из украинских военных никогда не привлекался к уголовной ответственности за случай с Ту-154М.
 

Малазийский "Боинг" над Донбассом

17 июля 2014. Самолет Малайзийских авиалиний, выполнявший рейс MH17, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. Он был сбит над украинским Донбассом.

Погибли все 298 человек на борту.

Обломки лайнера разлетелись на большой территории в районе поселка Грабово, которое контролировали пророссийские сепаратисты.

По версии международной следственной группы, самолет сбила ракета, выпущенная из зенитного ракетного комплекса "Бук". Следователи считают, что установку доставили в Донецкую область из России, а затем отвезли обратно.

Россия отрицает причастность своих военных к катастрофе и утверждает, что ракета, которой сбили самолет, принадлежала украинскому воинской части.

Первое заседание голландского суда по этому делу запланировано на 9 марта 2020 года.

С большинством семей погибших авиакомпания заключила соглашение о компенсации.