Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему не закрыли небо над Ираном? Что Украина может потребовать от Тегерана?

Почему не закрыли небо над Ираном? Что Украина может потребовать от Тегерана?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
Почему не закрыли небо над Ираном? Что Украина может потребовать от Тегерана? После того, как Иран признал ответственность иранских военных за сбивание самолета авиакомпании МАУ, украинцы продолжают обсуждать, почему авиапространство Ирана в день трагедии не закрыли для украинского самолета и какие требования Украина может выдвинуть Ирану.

Эти вопросы BBC News Украина прокомментировали специалисты по международному праву Борис Бабин и Андрей Козлов.

Должен ли был Иран закрыть авиапространство?


Да, это должен был сделать именно Иран, убежден Андрей Козлов.

"Потому что это его суверенное воздушное пространство, и это район воздушной информации, за которую несет ответственность сам Иран. Поэтому все запреты и ограничения на использование этого района был вводить Иран", - отметил эксперт.

Эту же точку зрения разделяет и Борис Бабин.

Украинский самолет сбили, когда Иран находился в состоянии вооруженного конфликта с США, отмечает он.

"Вооруженный конфликт заключался в том, что Иран наносил соответствующие ракетные удары по целям под юрисдикцией США в Ираке (За несколько часов до сбивания украинского самолета. - Ред.). Все происходило в рамках международного вооруженного конфликта", - отмечает юрист.

Поэтому, по его мнению, Иран должен приложить усилия, чтобы предотвратить трагедию:

"Иран должен принимать меры разумной предосторожности по закрытию воздушного пространства или других мер, которые бы сделали невозможным такие трагические ситуации",
- отмечает юрист.

11 января на пресс-конференции руководитель военной авиации Корпуса стражей Исламской революции бригадный генерал Амир Али Хаджизаде признал ответственность его подразделения за сбивание украинского самолета. Он рассказал об обстоятельствах инцидента и объяснил ситуацию с незакрытым авиапространством.

"Привлеченное подразделение, выпустило ракету, - мы провели собеседование с оператором ... говорит, что он неоднократно просил, чтобы все рейсы остановили в нашем воздушном пространстве или, технически говоря, он попросил очистить воздушное пространство", - отметил тогда Хаджизаде.

"Из-за определенных соображений, эти дорогие друзья (Чиновники, которых просили прекратить все рейсы. - Ред.) Не последовали просьбе по этому вопросу. Иными словами, в то время, когда происходили эти (Пассажирские. - Ред.) Рейсы, ситуация военного положения продолжалась",
- пояснил иранский генерал.
 

Есть ли вина украинских чиновников?

Андрей Козлов убежден, что нет.

"Оценка информации о том, какие есть угрозы воздушного движения, - это прежде всего ответственность того, чье это суверенное пространство",
- говорит он.

"У них есть вся информация, каналы коммуникации системы управления воздушным движением между военным и гражданским сектором", - добавляет эксперт.

По мнению Бориса Бабина, вопрос вины украинских чиновников тоже стоять не должен:

"Можно говорить о какой-то разумной осмотрительности, но Иран не закрывал свое воздушное пространство, и практически ни одна другая страна не закрыла это авиапространство (США закрыли авиапространство Ирана и Ирака для своих самолетов менее чем за час до сбивания украинского самолета и уже после иранских ударов по американских базах. - Ред.)", - напоминает он.

"Это все было ночью, и задержка на несколько часов или минут в этих вопросах не является преступным умыслом. Другие страны не запрещали (летать в авиапространстве Ирана. - Ред.), Самолеты принимались и отправлялись и до, и после катастрофы", - добавляет юрист.

В любом случае, вопрос вины украинских чиновников должен определяться в рамках расследований украинских правоохранителей:

"В производстве Нацполиции (по статье 276 Уголовного кодекса Украины - о нарушении правил безопасности авиатранспорта. - Ред.) Должны определять, должна авиакомпания, не нарушила она правила перевозок, знало руководство о ситуации в Иране, были какие-то указания",
- пояснил Борис Бабин.

Именно по статье о нарушении правил безопасности движения Украинские правоохранители начали расследование сразу после катастрофы.

Но вскоре после разговора Бориса Бабина с BBC News Украина, вечером 11 января, офис Генерального прокурора переквалифицировал производства по сбитому самолету по статьям Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за умышленное убийство двух и более людей и уничтожения самолета.
 
 

Будут ли компенсации?

Украинская власть говорит, что Иран согласился выплатить компенсацию семьям погибших и стоимость самолета.

"Предварительно сегодня есть понимание, что Иран согласился все это компенсировать, поскольку они официально признали", - рассказал в комментарии ВВС News Украина секретарь СНБО Алексей Данилов.

Президент Зеленский же накануне сказал, что украинское правительство окажет финансовую помощь родственникам жертв и "способствовать получению ими компенсаций от перевозчика, страховых компаний и Исламской Республики Иран".

Борис Бабин предполагает, что Иран будет идти добровольно на компромиссы с родственниками жертв, чтобы избежать длительных судебных разбирательств, возможно - путем конфиденциальных соглашений.

А Андрей Козлов добавляет: размер компенсаций, о которых будут вестись переговоры с Ираном, также зависит от степени вины - насколько грубой была неосторожность в этом случае.

С иранской стороны должен ответить и как?

И Бабин, и Козлов говорят, что этот вопрос должен решать Иран самостоятельно в рамках своего расследования.

"Это уже будет результат расследования в уголовном порядке. Кто и что делал, какова степень вины и т.д.",
- отмечает Андрей Козлов.

"Кто именно эти люди - те, кто нажимал на кнопку, те, кто устранился от перекрытия воздушного пространства, - Иран должен решить, отчитаться международному сообществу. И тогда можно будет говорить, или он полноценно нашел виновных или нет", - объясняет Борис Бабин .

Требования же со стороны Украины привлечь конкретных иранцев могут считаться вмешательством во внутренние дела, говорит он.

"Можем требовать установления виновных и их наказания, но кто именно это будет - или военнослужащий Корпуса стражей Исламской революции, не ту кнопку нажал, или его командир, или кто-то другой - это решает Иран",
- объясняет юрист.

Впрочем, не стоит ожидать, что будут осуждены представители высшего руководства Ирана, отмечает он.

Кроме того, наказание виновных в Иране поставит перед Украиной и Западом моральный вопрос, ведь в Иране действуют очень жесткие наказания, в частности, публичная казнь.

"Готово ли украинское и канадское общество видеть видео, где будут казнят нескольких людей? Будет ли такая казнь надлежащим элементом возмещения и компенсации?"
- спрашивает Борис Бабин.