Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Иран бунтует из-за сбитого самолета. Сметет ли разгневанная молодежь режим аятоллы Хаменеи?

Иран бунтует из-за сбитого самолета. Сметет ли разгневанная молодежь режим аятоллы Хаменеи?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ
Иран бунтует из-за сбитого самолета. Сметет ли разгневанная молодежь режим аятоллы Хаменеи? Признание иранскими военными факта сбивания украинского самолета МАУ со 176 людьми на борту, среди которых большинство иранцы, после многодневного настаивания на версии технической неисправности, носило взрывной эффект для иранского общества.

После памяти погибших тысячи разгневанных демонстрантов заполонили улицы, скандируя "Смерть диктатору!", "Смерть лжецам!".

Их лозунги направлены на верховного лидера и символа современного Ирана - 80-летнего аятоллу Али Хаменеи, который является фактическим руководителем страны с 1989 года.

Приведет ли волна гнева к падению режима?


Что происходит сейчас в Иране?
На выходных люди по всему Ирану зажгли свечи и возложили цветы у фотографий пассажиров рейса PS754. Вскоре памяти превратилось в протест против руководства исламской республики и Корпуса стражей исламской революции.

"Некомпетентные чиновники, идите в отставку!"
- скандировали демонстранты.

"Наш гении убиты, их заменяют священнослужители", - скандировала группа студентов из Технологического университета Шариф. Это - ведущий университет страны, известный своими талантами в области информатики и техники.

16 выпускников университета Шарифа были пассажирами рейса PS754. Все они оставили Иран, чтобы продолжить образование и работать в Канаде.

Еще неделю назад в Иране происходила масштабная похоронная церемония генерала Сулеймани, командира Сил Кудс Корпуса стражей исламской революции, убитого американскими беспилотниками в Багдаде.

А на выходных протестующие сжигали плакаты генерала Сулеймани, выкрикивая "Сулеймани был убийцей, как и его лидер".

После волны антиправительственных протестов в субботу демонстранты вернулись на улицы в воскресенье, несмотря на большое развертывания силовиков.

Их встретили полиция, члены элитного Корпуса волонтеров исламской революции на мотоциклах и силовики в штатском.

Полиция применила слезоточивый газ и водяные пушки для разгона протестующих. В BBC есть видеозаписи, на которых видно раненых демонстрантов в крови. Есть свидетельства об использовании летальной оружия.

Под давлением со стороны международного сообщества, в частности, журналистов, иранские чиновники признали, что самолет сбила ракета. Генерал Саламе, командир Корпуса стражей исламской революции, извинился в парламенте. Он сказал, что катастрофу расследовали, поэтому так долго ждали.

В то же время источники Персидского службы BBC в Иране прислали снимки, на которых было показано, как чиновники пытаются изъять доказательства на месте, чтобы никто не мог узнать, что повлекло авиакатастрофе.

Все это стало катастрофой для правительства Ирана, ведь в течение трех дней все СМИ и чиновники Исламской республики обвиняли США и независимых журналистов во лжи и проведении психологической войны против Ирана.

Почему молодежь стала двигателем протестов?

Молодежь - это самая возрастная группа населения в Иране (40,7% населения согласно переписи были в возрасте 15-34 лет), которая болезненно реагирует на высокую безработицу, критическое экономическое положение страны, сложившееся в результате использования больших ресурсов на военные нужды страны, поддержку дружественных группировок в странах региона и санкций США против Ирана.

Эксперт по Ближнему Востоку, преподаватель Института международных отношений КНУ Александр Мишин считает, что январские протесты в Иране фактически стали продолжением кровавых протестов в ноябре. Тогда причиной стало повышение цен на бензин.

"Цены на бензин в Афганистане и Ираке выше цены в Иране, так росла контрабанда в соседние страны. Чтобы побороть это явление, правительство повысило цены на бензин на внутреннем рынке. Это привело к протестам, к которым присоединились не только либеральные студенты, которые давно выступают против режима, но и далекие от политики иранцы", - объясняет Александр Мишин.

По количеству погибших ноябрьские протесты считаются наиболее кровавыми за 40 лет существования Исламской республики. Президент США Дональд Трамп называл количество более чем тысячу погибших, правозащитники утверждают о сотнях погибших, а иранские власти просто признала определенное количество погибших, которых государственные телеканалы назвали "вооруженными демонстрантами и сепаратистами".

По словам Александра Мишина, сбивания самолета только усилило гнев по Корпуса стражей исламской революции. Ведь сейчас немало иранской молодежи не воспринимает затратную политику экспансии Ирана в регионе, считает, что священнослужители и Корпус стражей исламской революции забирают слишком много ресурсов, которые можно было бы использовать на развитие страны.

"Все больше людей понимают, что этот режим способен поддерживать нормальный уровень жизни для людей в то время, как санкции США все больше ухудшают ситуацию в стране", - отмечает он.

"Много лет Иран поддерживает Башара Асада, различные группировки, но какая экономическая польза для страны от этого? Ее нет, народ устал ждать, что это принесет пользу, а жизнь только ухудшается", - объясняет Александр Мишин.

Приблизят ли протесты конец режима?

Украинские эксперты по Ближнему Востоку уверены, что правящий режим в Иране еще имеет достаточный запас прочности. В то же время убийство генерала Сулеймани и сбивание самолета МАУ существенно пошатнули позиции Корпуса стражей исламской революции и аятоллы Хаменеи.

"Гнев улицы сейчас адресуется верховному лидеру Али Хаменеи. Может возникнуть консенсус элит, пора отправить 80-летнего Хаменеи на пенсию", - предполагает Александр Мишин.

Именно аятолла Хаменеи занимает высшую должность в государстве - рахбара, является религиозным лидером мусульман и, согласно Конституции, является главнокомандующим, назначает командующих родов войск и Корпуса стражей исламской революции, судей, Совет стражей Конституции (де-факто конституционный суд), который имеет право вето на законы.

Президент Ирана, которого избирает народ, имеет гораздо меньше полномочий по сравнению с рахбаром.

Александр Мишин напоминает, что статья 111 Конституции Ирана предусматривает процедуру отзыва рахбара с должности.

"Неправильно считать Али Хаменеи абсолютным монархом. В Конституции Ирана прописано, что если верховный лидер перестает отвечать требованиям, его могут отправить в отставку", - отмечает Мишин.

Впрочем, по мнению эксперта, даже в случае применения такой процедуры, это не будет означать конца действующего режима в Иране, который является "очень адаптивным к изменениям среды".

Директор Института востоковедения НАН Украины Александр Богомолов отмечает, что сбивания самолета бросило большую тень на Корпус стражей исламской революции, еще более мощным ударом было убийство Сулеймани.

"Его часто называли вторым человеком в стране. Фактически он был первым, потому что Хаменеи является символом, а Сулеймани руководил де-факто", - считает ученый.

"Однако у правящего режима в Иране много ресурсов для выживания. Протесты происходят не впервые, и призывы против Хаменеи звучат не впервые. Этот режим будет разрушаться и деградировать постепенно, так быстро его сбросить, как избавились Януковича, не получится", - отмечает Александр Богомолов.

Он считает, что в этих условиях Украине нужно сосредоточиться на требованиях полноценного и быстрого расследования сбивания самолета, предоставление полной информации об инциденте и получения компенсаций.