Информатика победила
юриспруденцию
Алине 23 года. Девушка уже второй год учится на магистратуре
Лейпцигского университета по специальности «компьютерные науки». Перед тем
студентка закончила бакалавриат Университета информационных технологий и
менеджмента в польском Ряшеве. В родное Запорожье она приехала на каникулы в
начале августа, сдав последний экзамен в университете. И пока ее сверстники
грызут гранит наук в своих учебных заведениях, она еще наслаждается отдыхом,
ведь обучение в Лейпцигском университете стартует в середине октября.
«В Германии обучение начинается с середины октября, дальше
есть две недели каникул на Рождество и Новый год, и затем между семестрам еще
месяц, - рассказывает студентка. –Что касается практики, то в Германии на
бакалавриате она является обязательной, а на магистратуре уже нет».
После окончания СШ №93 с углубленным изучением немецкого
языка девушка решила осваивать свою профессию за рубежом. Даже несмотря на то,
что она успешно сдала внешнее независимое оценивание и поступила на четыре
специальности трех украинских вузов. На родине Алина выбирала специальности,
связанные с изучением иностранных языков и юриспруденции, а за рубежом ее выбор
пал на «информатику», ведь решила, что эта профессия более перспективная. Кроме
того, иностранное высшее образование ее привлекло высоким уровнем преподавания
и отсутствием коррупции.
Многие студенты во время обучения в университете на той или
иной специальности или даже уже получив диплом специалиста, понимают, что
выбрали не ту профессию и стремятся заниматься чем-то другим, но точно не тем,
что записано в дипломе. А вот Алина не разочаровалась в выборе своей будущей специальности,
а наоборот, убедилась в его правильности. Девушка говорит, что на этапе
поступления не очень понимала, что такое информатика, однако теперь увлеклась
ею.
Поступление без ВНО
В течение трех с половиной лет Алина училась в Университете
информационных технологий и менеджмента в Ряшеве. Это частное учебное заведение,
о нем Алина узнала на сайте study-and-travel.net. Говорит, что поступить в
польский вуз было нетрудно, ведь не нужно сдавать никаких экзаменов. Зачисление
в университет происходило на основе оценок школьного аттестата и государственной
итоговой аттестации. «Если иметь высокие
оценки в школе, то нет больших проблем с поступлением», - констатирует
студентка.
Поступая в магистратуру по специальности «компьютерные
науки» Лейпцигского университета, девушка также не сдавала никаких экзаменов -
зачисление происходило на основе среднего балла диплома бакалавра. Кроме того,
«зеленый свет» для обучения в Германии дает успешно сданный экзамен по знанию
немецкого языка.
Учиться в Германии было мечтой Алины, ведь девушка считает
уровень немецкого высшего образования одним из самых высоких в Европе. Выбрать
свою будущую alma mater ей помогли рейтинги университетов и конкретной
специальности в каждом из них. Кроме того, на ее решение повлияли и списки
дисциплин, ей пришлось бы там изучать, ведь стремилась изучать те предметы,
которые ей нравятся.
Трудности перевода
Алина признается, что приобретать будущую профессию на
иностранном, а не на родном языке довольно сложно. Подготовка к экзаменам
забирает у нее гораздо больше времени, чем у ее одногруппников.
«В Польше я почти не
общалась на немецком, не повторяла его, и когда приехала в Германию, то очень
почувствовала, что давно не практиковалась, не помнила язык так хорошо, как
сразу после окончания школы, - рассказывает студентка. - Сложность обучения состоит в том, что экзамены нужно сдавать на
немецком. Готовлюсь к ним гораздо дольше, чем мои одногруппники. Во время
подготовки к экзаменам ищу нужную информацию на английском, чтобы хорошо понять
учебный материал, разъяснить его для себя, а позже учу его немецкой».
Неудивительно, что основным недостатком обучения за рубежом
Алина называет иностранный язык преподавания, ведь, бесспорно, учиться на
родном языке значительно легче. А вот преимуществами иностранного образования
студентка считает высокий уровень преподавания и возможность устроиться на
работу в странах Европейского Союза.
Студентка рассказывает, что в Польше учится очень много
украинцев, тогда как в Германии их гораздо меньше: «В Польше много украинцев, особенно в нашем университете, поскольку Жешув
расположен близко к украинской границы, там даже создают отдельные группы
только из украинцев. В Лейпциге такого нет».
Про стипендии Алина
рассказывает, что иностранные студенты имеют все шансы ее получить, однако есть
отдельные нюансы.
«В Польше стипендию
начисляют за успехи в учебе. Добавляет баллов и активную студенческую жизнь,
участие в различных университетских кружках и событиях. Ее реально получить, но
есть отдельно стипендия для поляков и стипендия для иностранцев. Студенты,
которые имеют так называемую карту поляка, подают на ее получение вместе с
поляками, у них немного другие условия, то есть выше стипендия. В Германии нет стипендии от университета,
однако можно претендовать на различные программы. Например, в рамках одной из
них выплачивают стипендию, которой хватает на проживание и другие нужды.
Впрочем, половина этой суммы - это, так сказать, кредит, который позже нужно
вернуть», - говорит Алина.
Польша или Германия?
Алина признается, что учиться в Германии ей нравится больше,
чем в Польше. И на это есть несколько причин.
«Во-первых, в
немецком вузе можно выбирать предметы, на моей специальности. Нет обязательных
дисциплин, хотя на отдельных факультетах они есть, - говорит студентка. - Кроме того, можно поменять одну дисциплину
на другую, если в ходе обучения она тебе не понравилась или стала неинтересной.
Часто бывает так, что люди в начале семестра берут себе многие предметы, а
потом отказываются от тех, которые им не нравятся. Во-вторых, поляки не всегда
хорошо относятся к украинцам. В целом уровень преподавания в немецком вузе мне
нравится больше, он выше».
Студентка отмечает, что Университет информационных
технологий и менеджмента, она успешно закончила, специализируется на
практическом обучении. И это имело свои преимущества, ведь уже на студенческой
скамье студенты понимают суть своей будущей профессии, ее практическую
составляющую. Впрочем, такое направление ее предыдущего учебного заведения
добавил сложностей во время учебы в Лейпцигском университете, которое является
более теоретическим.
«В любом случае для
работы программистом нужно учиться и самому, но университет в Польше дал очень
хорошую базу, чтобы можно было легко изучить другие языки программирования и
т.д.», - отмечает собеседница.
Тайны сочетание работы
и учебы
Сегодня Алина совмещает учебу с работой. Работает
дистанционно в фирме, в которой проходила учебную практику еще во время учебы в
польском вузе. Девушка занимается разработкой сайтов.
«Нашла работу сразу
после окончания бакалаврата, - рассказывает девушка. - Мне очень повезло с этим, проработала там год-полтора, перед поездкой
в Германию хотела увольняться, но мне
предложили работу удаленно, и я согласилась, потому что решила, что это хорошая
возможность. Работаю только на полставки, иначе просто не успевала бы, ведь
каждый должен много пар. Всего в Германии немало молодежи находит себе работу,
чтобы оплатить проживание».
Алина честно признается, что после окончания университета не
планирует возвращаться в Украину.
«Люблю свою родную страну,
но решила выбрать жизнь в более развитой стране, если есть такая возможность,- отмечает девушка. - После окончания
университета планирую искать новую работу, серьезную и интересную. Хочу
попробовать себя в другой сфере, тем более, что в информатике их немало».
А тем абитуриентам, которые хотят получать профессию «за
морями», моя собеседница дает только один совет, но очень удобный: поступать в
иностранный вуз только при условии, если готовы к усиленному обучению.