Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » После Донецкого аэропорта. Судьбы киборгов, которые выжили

После Донецкого аэропорта. Судьбы киборгов, которые выжили

Категорія: Політика, Суспільство
После Донецкого аэропорта. Судьбы киборгов, которые выжили Руслан Боровик - гранатометчик 90-го десантного батальона, который прошел тяжелые бои в Донецком аэропорту в 2014-2015 годах.

Его фотографии нового терминала навсегда зафиксировали многих защитников ДАПа - тех, кто погиб, и тех, кто выжил.

Через пять лет после тех боев Руслан Боровик рассказал о том, как сложилась жизнь "киборгов", которым удалось вернуться из Донецкого аэропорта: кто умер уже в мирной жизни, а кто-то смог пережить войну, создал семью и начал бизнес.
 

Помним - значит ребята живы

"При каждой возможности стараемся вспомнить ребят, которых уже с нами нет. Несколько раз в год собираемся, например, на их дни рождения, ходим на могилы", - рассказывает Руслан.

"Стараемся напоминать людям о том, что произошло. Пока живем - помним. А раз помним, значит ребята живы", - добавляет он.

По словам Руслана, бывшие бойцы его подразделения поддерживают связь с родственниками погибших товарищей: Игоря Брановицкого, которого в плену застрелил "Моторола", Андрея Терещенко с позывным "Рэмбо", погибшего в декабре 2014 года в своей первой ротации в ДАПе, Жене Яцину, который не дожил четыре дня до своего 26-го дня рождения, Максима Ридзанича, погибшего уже после падения аэропорта в марте 2015 года.

"С их родственниками мы уже как близкие и родные", - отмечает Руслан.

90-й отдельный аэромобильный батальон в свое время был создан на базе 95-й десантной бригады, а сейчас входит в 81-ю бригаду.

То есть, это десантное подразделение, некогда отмечало "день ВДВ" 2 августа - так же, как в СССР, а затем в России.

Но сейчас, отмечает Руслан, для них это совсем другой день: "Мы не можем праздновать с врагом в один и тот же день. Поэтому 2 августа для нас теперь - День погибшего десантника".

"Поминаем, вспоминаем. Без пафоса", - объясняет бывший гранатометчик.
 

Потери в мирной жизни

Многие из тех, кто вернулся из Донецкого аэропорта живыми, уже умерли, сетует Руслан Боровик.

"Война для них не прошла напрасно. Кто-то наложил на себя руки, кто-то умер от болезней", - объясняет он.

По его словам, периодически в соцсетях видит сообщение о том, что кто-то повесился, кто-то - подорвал себя гранатой, а у кого не выдержало сердце.

В ноябре прошлого года от побоев умер экс-начальник разведки 90-го батальона Игорь "Хан" Панов - на него напал пасынок с другом. Полиция нападающих задержала, их судят.

"Видим, что люди уходят. И это только в нашем подразделении", - отмечает Боровик.
 
 

Гранты для ветеранов

В то же время многие ветераны ДАП смогли наладить свою жизнь.

"Когда мы там были (в аэропорту. - Ред.), У многих не было ни жен, ни детей, были же молодежью. А теперь все создали семьи",
- рассказывает Руслан.

"Ребята стараются жить дальше. Открывают бизнес - повыигрывали гранты на развитие своего бизнеса", - добавляет он.

Гранты на развитие малого бизнеса для участников боевых действий ввели в Украине ряд международных организаций.

Руслан Боровик говорит - многие из ветеранов этим действительно смогли воспользоваться.
 
 

Фотография и спорт

Сам он был ранен в последние дни обороны ДАПа, когда украинские военные пытались штурмовать занятую сепаратистами церковь - пуля вошла под колено, также была тяжелая контузия.

После демобилизации работал инкассатором, но впоследствии решил оставить эту работу - после ранений было физически тяжело целый день ездить в закрытой машине.

"В 2017 году был тяжелый период, когда ничего не хотелось, были мысли вернуться обратно на войну. Но жена была беременна, связалась с волонтерами и нашли, куда положить на реабилитацию",
- вспоминает Руслан.

Сейчас он работает в "Киевском городском центре помощи ветеранам АТО" при КГГА.

Фотографирует различные мероприятия с ветеранами, а также занимается патриотическим воспитанием в организации "Славные эпохи Украины", которую организовал отец погибшего в Песках бойца 93-й бригады Алексея Дурмасенко.

Кстати, долгое время Руслан Боровик использовал тот же фотоаппарат, который был с ним еще в ДАПе, хотя многие кнопки там уже не работали.

Однако впоследствии зарядное устройство к нему сгорело, и "фотоветеран" ДАПа пошел на "заслуженный отдых", а волонтер Роман Синицын подарил Руслану другой - хоть и не новый, но рабочий.

"Что-то профессиональное и более новое пока не могу себе позволить", - объясняет "фотограф-гранатометчик".

Руслан Боровик периодически устраивает выставки своих фотографий в Украине и за рубежом, чтобы напоминать о боях в ДАПе.

Отмечает, что в Киеве интерес к ним меньше, чем в регионах: "Понимаю, что это не концерт Винника, хоть и бесплатно. Наверное, киевляне все время в активном круговороте жизни и их это не так зацепило. А в регионах - в Черкассах и Умани - людей было больше".

Также Руслан занимается спортивной реабилитацией - несмотря на то, что последствия ранения все еще ощущаются.

Участвует в международных соревнованиях - недавно пробежал марафон в словацком Кошице.

В то же время жалуется, что украинские дипломаты стали меньше поддерживать ветеранов, которые приезжают на соревнования или выставки за границу.

"Когда были в Кошице, то ветеранов пригласила словацкая сторона. Встретил мэр Кошице, были словацкие министры. А из украинского посольства никого не было. И похожее было в Германии. Есть такая тенденция, что риторика восприятия войны меняется", - описывает Боровик.
 

Все было не зря?

На вопрос о том, как сейчас воспринимаются бои в Донецком аэропорту и не возникало ли у него впечатление, что все было зря, Руслан признается - сам об этом много думает сейчас.

"Некоторые считают, что погибали зря. Особенно сейчас, когда было разведение, без боя сдали позиции. Мы этого не понимаем", - объясняет "киборг".

"Причем, никакого результата это не дало - люди как гибли, так и гибнут", - добавляет он.

Но отмечает: "Все мы считаем, что все те жизни, потерянные в аэропорту, не зря".

"Хочу верить, что все было не зря, и так это будут воспринимать и в будущем. Мы оказывали сопротивление. Возможно, без этого и страны под названием Украина уже не существовало бы. У нас были потери, но были и победы", - заключает Руслан.