Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Стремительное пике: как изменились закупки Укрзализныци в 2019 году?

Стремительное пике: как изменились закупки Укрзализныци в 2019 году?

Категорія: Суспільство, Гроші
Стремительное пике: как изменились закупки Укрзализныци в 2019 году? После того, как в течение трех лет объем закупок «Укрзализныци» достаточно динамично рос в 2019 году наступил настоящий закупочный кризис. Сумма всех контрактов компании уменьшилась почти в 2 раза.

В 2019 году Укрзализныця заключила договоры по результатам проведенных процедур закупок на сумму 15 924 млн. грн. По итогам 2018 года компания заключила контрактов на 27 930 млн. грн. Таким образом объем закупок снизился на 43%.

В общем, сумма контрактов компании опустилась ниже уровня 2016 года, когда Укрзализныцей руководил Войцех Балчун.

Самыми напряженными выдались первые 7 месяцев, в течение которых компания закупала в основном горюче-смазочные материалы и минимизировало расходы на другие производственные категории.

Правда это не мешало тратить миллионы гривен на довольно странные закупки для администрации УЗ, как пошив дорогой форменной одежды для менеджеров компании, организации стрельбы в тире, закупки «вип-наборов» и прочее.

Причинами снижения расходов компании в этот период стали значительные платежи по текущим кредитам и займам. После выпуска евробондов на 500$ млн. под 8,25% годовых АО «Украинская железная дорога» начала понемногу приходить в себя от кризиса. И хотя получение нового займа для погашения старых - не лучший вариант но, похоже что, в данной ситуации это был последний шанс для того чтобы избежать технического дефолта.

Из-за экономии в 2019 году Укрзализныце фактически пришлось отказаться от строительства собственных грузовых вагонов уменьшив этот показатель с почти 3000 грузовых вагонов до 21. Также в первой половине года железная дорога поставила «на паузу» контракты на строительство пассажирских вагонов и дизель-поездов.

Ну и конечно же не удалось выполнить провозглашенные в начале года показатели капитальных инвестиций в 24,5 млрд грн.

В частности прошлого года планировалось потратить 9,6 млрд грн. на закупку 3650 полувагонов, 15 тепловозов General Electric, 106 пассажирских вагонов и 3 дизель-поездов. Из всего перечня компания едва «осилила» один дизель-поезд и 18 пассажирских вагонов от Крюковского вагоностроительного завода.

В августе 2019 году в УЗ впервые появился директор по закупкам, а позже и аппарат контроля закупок компании. Уже в сентябре была представлена стратегию реформирования закупок Укрзализныци. И в принципе результатами этой деятельности должны были стать изменения в системных процессах компании.

Правда пока значительных различий в тендерных процедурах Укрзализныци не наблюдается.

Как и в прошлом году успешными (процедуры, которые завершились заключением договора) стали менее половины тендеров - 49,5% от всех объявленных. 50,5% процедур завершились безрезультатно.

Средний процент экономии несколько вырос - с 3,3% до 3,7%, но это все еще почти на 1,5% ниже среднего в ProZorro.
 
К тому же наибольший процент экономии наблюдался в тендерах апреля (5,7%) а не после обновления команды закупщиков.

По-прежнему Укрзализныця остается сложным заказчиком для участников закупок - каждый четвертый участник был дисквалифицирован тендерными комитетами УЗ. Общий показатель дисквалификации составил 26% и это почти в 2,5 раза больше, чем в среднем по Украине.

Около 80% закупок прошли без ценовой конкуренции или с минимальным количеством участников, тоже соответствует уровню 2018 года и говорит о том, что подавляющее большинство закупок компании является неконкурентными.

Также Укрзализныця продолжает возглавлять антирейтинг обжалований в АМКУ. Из 10800 жалоб, поступивших в коллегию решения заказчиков, 1290 подано относительно заказчиков УЗ.

Таким образом 12% всех жалоб в АМКУ было подано относительно действий железной дороги и это при том, что в Украине 29 тысяч организаторов и Укрзализныця далеко не лидер по количеству объявленных закупок.

Поэтому образцовыми закупки Укрзализныци назвать очень сложно, однако это не помешало руководителю компании отчитаться об успешности этого сегмента управления компанией:

Кстати в информации руководителя Укрзализныци имеющиеся недостоверные данные о большей в 1,5 раза экономии. Ведь в 2018 году сумма экономии составила 730 млн. грн. То есть больше, чем в 2019 году.

Главным трендом второго полугодия в закупках стали системные победы фирм-младенцев, получавших миллионные заказы, в том числе на ремонт железнодорожной техники.

В общем, компании, которые были основаны в течение 2019 года, выиграли на тендерах Укрзализныци 325 млн. грн. Самые успешные новички ООО «ТД «Кабель Центр» (66 млн. Грн.), ООО «Интер Холд Трейд» (51 млн. Грн.), ООО «Неор Систем Групп» (39 млн. Грн.), ООО «Опт Торг Трейд» (27 млн. грн.) и ООО «Трейд Текнолоджи Груп» (15 млн. грн.).