Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » На крыльях победы. Краткая история создания ГП «Ивченко-Прогресс»

На крыльях победы. Краткая история создания ГП «Ивченко-Прогресс»

Категория: Общество, Регион
На крыльях победы. Краткая история создания ГП «Ивченко-Прогресс» В 2020 году запорожскому машиностроительному конструкторскому бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко исполняется 75 лет. 5 мая 1945 года стало судьбоносной датой в истории нынешнего ГП «Ивченко-Прогресс». Еще не закончилась война, но мир был на пороге.
 

Именно в этот день Нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин подписал приказ №193 «О создании опытно-конструкторское бюро №478 по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива нового опытно-конструкторского бюро составили опытные специалисты запорожского моторного завода, работавшие во время эвакуации в Омске, прошедшие большую школу создания и доводки авиадвигателей от М-11 до М 88Б и АШ 82ФН. Это А.И. Анашкин, В.А. Лотарев, А.Н. Пантелеев, К.М. Валик, А.Е. Долгий и другие.

 

В первые послевоенные годы, в тяжелейших условиях разрухи,предприятие начинает создавать новую технику. Уже в 1946-м в ОКБ был создан двигатель М-26ГР мощностью 500 лошадиных сил. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолетов. Двигателю присваивается индекс «АИ» (Александр Ивченко) – АИ-26ГР.

 

В 1948 г. создается уникальный двигатель АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р, мощностью 265 л.с, устанавливался на различные модификации Як-12 и Як-18. Серийно выпущено более 12 тысяч самолетов в СССР, Польше, Китае. Всего изготовлено свыше 12500 двигателей АИ-14Р различных модификаций. Это самый массовый в СССР поршневой двигатель.

Особо плодотворным в те годы было сотрудничество с конструкторским бюро М.Л. Миля. Созданный в 1953 году вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В и мощностью 575 л.с имел более десятка модификаций и широкое гражданское и военное применение. Большинство первых советских опытных и серийных вертолетов оснащались поршневыми моторами, спроектированными в Запорожском ОКБ.

 

С 1953 г. бюро начинает работы по созданию газотурбинных двигателей. Первой в этом направлении была разработка мощного турбостартера ТС-12 для турбовинтового двигателя (ТВД) НК-12, который создавался на Государственном союзном опытном заводе №276 под руководством Н.Д. Кузнецова. Им оснащались пассажирские Ту-114 и самолеты военного назначения Ан-22, Ту-95, Ту-126, Ту-142.

 

С 1950-х годов на предприятии широко ведутся разработки техники промышленного применения. В числе первых были разработаны поршневые двигатели АИ-2 - для всемирно известной мотобензопилы «Дружба», общий выпуск которой превысил 3 млн. ед. Была разработана серия двигателей, которые устанавливалось на аэросани, моторные лодки.

 

В середине 1950-х А.Г. Ивченко впервые посетил конструкторское бюро О.К. Антонова. Первая встреча сыграла важную роль в дальнейшем сотрудничестве коллективов. Самолет Ан-8 стал первой совместной машиной, работа над которой была завершена в рекордно короткие сроки - всего за пятнадцать месяцев.

 

В эти же годы крупнейшим конструкторским коллективам самолетостроителей – ОКБ С.В. Ильюшина и О.К. Антонова – постановлением правительства поручается создать многоместные пассажирские самолеты с турбовинтовыми двигателями большой мощности. Впервые на конкурсной основе главные конструкторы Н.Д. Кузнецов и А.Г. Ивченко получают задание разработать турбовинтовые двигатели НК-4 и АИ-20. Сроки изготовления самолетов и двигателей были очень жесткие, и запуск в серийное производство был возможен лишь для той машины, которая покажет лучшие результаты в процессе летных испытаний. В деятельности ОКБ настал один из самых ответственных периодов.

 

В 1957 году успешно прошел государственные испытания одновальный турбовинтовой двигатель (ТВД) АИ-20. Простой по конструкции, технологичный и недорогой в производстве двигатель с высокой эксплуатационной надежностью. Долгие годы его модификации АИ-20А (четвертой серий), АИ-20Д (пятой серий), АИ-20К, АИ-20М мощностью от 4000 до 5250 эффективных лошадиных сил успешно эксплуатировались на пассажирских самолетах Ан-10, Ил-18 и самолетах ВВС - Ан-8, Ил 20, Ил-22, и сегодня продолжают использоваться на Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-38. В процессе эксплуатации на двигателе серии АИ-20М, первом в СССР, достигнут самый большой межремонтный ресурс 8000 часов и назначенный - 22000 часов. Всего изготовлено более 21 тысячи двигателей АИ-20 всех модификаций.

 

В конце 1950-х разработан ТВД АИ-24, мощностью 2550 э.л.с., в основу которого лег опыт конструирования ТВД АИ-20 и прогрессивный метод моделирования. Модификации двигателя эксплуатируются на пассажирских самолетах Ан-24 и самолетах специального назначения Ан-26, Ан-30.

 

На базе авиационных двигателей АИ-20 и АИ-24 были созданы газотурбинные приводы: для экран плана «СМ-6», судна на подводных крыльях «Буревестник», «Тайфун» и СВП «Сормович». Промышленное применение было также реализовано в передвижных электростанциях АИ-24ПГТЭ и ПАЭС-2500, водонагревательной установке 2УВАГ, передвижной газотурбонасосной установке БТУ-800, электростанции трубосварочного комплекса «Север-1» и как источник сжатого воздуха на кислород азотодобывающей станции ТКАДС-200М.


 

Продолжение следует...

 

Ольга КОРНИЕНКО

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.