Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Тарифные нормативы: игра в монополию

Тарифные нормативы: игра в монополию

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Тарифные нормативы: игра в монополию Жилищно-коммунальная сфера в Украине давно уже стала притчей во языцех. Кто и как формирует тарифы на услуги? Почему цена на тот же газ для потребителя именно такая, а не ниже или выше? В конце концов, из чего она складывается? Ответы на эти вопросы были озвучены в программе «Сфера интересов», которая на днях вышла в эфире популярного запорожского телеканала «Алекс».
 

Для начала – один показательный момент. В начале 2000-х в Запорожье и области был проведен эксперимент группой ученых - под эгидой академика Бориса Патона и разработчика программы Единой государственной системы мониторинга (ЕГСМ) Анатолия Любаревича касательно рынка энергоресурсов в Украине.

 

Почему был выбран именно наш регион? Географически и по конструкции газовой системы запорожская территория представляет собой некий условный «карман», газ к нам заходит из единой транспортной системы, конкретнее – из «Укртрансгаза». И никуда дальше не транспортируется. Поэтому было удобно проанализировать процесс потребления газа в нашем регионе.

 

На «входе» Запорожская область за определенный контрольный период получила 220 миллионов кубометров газа. Кто стал его потребителем? Это население и коммунальные предприятия – около 12%. А 78% - промышленность и сельскохозяйственный сектор. Последние были оснащены приборами учета, а вот граждане и КП – только на 22%. Поэтому они платили по так называемым нормативам. Отсюда и причина возникновения перекосов в плане оплаты за потребление газа. Тогда мы «сожгли» газа на 35 миллионов гривен, а по факту счет людям выставили в семь раз выше! И большая часть этой суммы пришлась на население, не имевшее счетчиков. То есть фактически переплатили все – и промышленники, и население, все категории примерно в 5-6 раз.

 

- На момент проведения вышеупомянутого эксперимента в Запорожье и Луганске были странные тарифные разночтения. Вода, тепло, электроэнергия и газ – четыре показателя. Населению их поставили по факту на 86 миллионов гривен, а к оплате предъявили 636 миллионов, - говорит эксперт по вопросам энергетики Александр Козыряцкий. – Это огромный дисбаланс! «Всплыли» те приписки, которые были на то время в этих регионах (не говоря уже обо всей стране). Но самое парадоксальное, что и на сегодняшний день ситуация особо не изменилась. А если вдуматься, усугубилась.

 

- На мой взгляд, система эта создана осмысленно, - уверенэкс-заместитель губернатора Запорожской области, председатель наблюдательного совета ЗАО «Запорожский инструментальный завод» Алексей Литвин. – «Слом» произошел благодаря стараниям бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко. Это его правительством был принят цикл решений, в соответствии с которыми исчезли рынки газа, а вместо них возникла четкая централизованная государственная структура, которая стала добывать, транспортировать и продавать голубое топливо – НАК «Нафтогаз Украины». Вот после этого газовый рынок в нашей стране и исчез как таковой.

 

- Эта компания – раковая опухоль на теле государства и экономики, - говорит Александр Козыряцкий. – Достаточно одного момента: разделить внутренний рынок добычи собственного газа и его транзит. Государство сегодня находится в неведении – сколько мы добываем энергоресурса? Сколько транспортируем? И какое право имело руководство «Нафтогаза» приводить ресурс собственной добычи к цене европейского хаба? Нашего газа, и я заявляю это со всей ответственностью, хватает для всех категорий потребителей в Украине. И себестоимость его гораздо ниже, чем мы платим государству, - отмечает эксперт.

Между тем, НАК «Нафтогаз Украины» уже подсчитал, сколько население должно будет отстегивать за голубое топливо – исходя из своих собственных соображений. Формула такая: оптовая цена газа в январе составит 5580 гривен за тысячу «кубов». Сюда следует добавить стоимость транспортировки газа по магистралям – 149 гривен за тысячу кубометров, наценку поставщика – 165 гривен, а также стоимость доставки энергоресурса – в зависимости от региона сумма колеблется от 360 до 1308 гривен. Таким образом, «на конфорке» мы получим цену в районе 6254-7202 гривен за тысячу кубометров газа.

 

- Давайте посмотрим, кто сейчас входит в наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины», - продолжает Александр Козыряцкий. – Там нет ни одного украинца! О каких национальных интересах мы говорим? Опять же, договоренности по транзиту газа выглядят непонятно и кулуарно. Говорят даже не о транзите газа, а о его транспортировке – создали с этой целью отдельную компанию. Это не рынок, а новое проявление коррупции в данной сфере.

 

Реверс газа – очередное вранье. Он технически невозможен. Это как река – течет в одну сторону. Помните, 23 ноября 2013 года тогдашний оппозиционер Арсений Яценюк открыто заявил, что правительство Николая Азарова злоупотребляет на газе собственной добычи? В 2014-м Яценюк стал премьером – и что сказал? Будем покупать европейский газ через «реверс»! Ну откуда в Европе газ? Он же по факту российский. Дезинформация, профанация и цинизм, иначе не скажешь. Поэтому еще раз говорю: без сводного энергетического баланса Украина, как государство, не «вытянет».

 

Почему я уже который год говорю о внутреннем рынке газа? Потому что баланс даже по транспортировке нарушен. Россия специально его «разорвала». Узлов учета на «Харьковтрансгазе», то есть на нашей территории, нет, а в РФ – есть. Акты о приеме газа подписывают за границей Украины! Через компанию «Нафтогаз» в эту трубу вылетело все – в прямом и переносном смыслах. Как в бездонную бочку. Государство должно ввести четкие правила игры и контролировать ресурс, который на самом деле принадлежит украинскому народу. Уже на его добыче формируется калькуляция затрат, куда входят и транспортировка, и поставка его потребителям, и даже обслуживание газовых сетей. А у нас сейчас тарифы «имени» Фирташа, Ахметова и Пинчука, балансовое ценообразование же отсутствует.

 

- Не так давно в НАК «Нафтогаз Украины» заявили, что наши газовые месторождения исчерпаны на 80% - это правда?

- Очередное вранье. До 1991 года наша страна добывала 110 млрд кубометров газа. И сейчас мы можем себе «позволить» не меньше – ресурсы есть. Тут должна сказать свое веское слово власть – президент, правительство. Ударить кулаком по столу, если надо. Вопрос об экономике государства, благосостоянии граждан – разве это не важно?

 

Тарифные нормативы: игра в монополию- А не это ли является источником внешних долгов нашей страны? – задается вопросом Алексей Литвин. – По сути, чтобы рассчитаться по ним, Украина «гребет» кредиты. Это одна большая игра, из которой победителями мы никак не выйдем. Разрушаем экономику напропалую.

 

- А кредиты Международного валютного фонда такими темпами к нам и не дойдут, - отмечает Александр Козыряцкий. – Потому что те субсидии, которые выставляют монополисты-поставщики, разлетаются по офшорам. 99,9% воруемых в стране денег выводится через себестоимость энергоресурсов.

 

- А почему наши реформаторы так боятся ввести открытую систему мониторинга? В чем причина?

- В этом и кроется вся загадка. Он не требует никаких финансовых вложений со стороны государства, однако простаивает уже много лет. Наоборот, проект наполняет бюджеты на всех уровнях. Это стратегия национального развития – не больше и не меньше. Но украинский парламент отчего-то не спешит ее одобрить. Следовательно, за этим стоят чьи-то финансовые интересы. А страдает отечественная экономика и наши граждане. Законопроект о внедрении ЕГСМ должен был автоматически перейти с рассмотрения Верховной Рады минувшего созыва в нынешний. Но его снимают с рассмотрения. Почему? Есть на этот вопрос логичный ответ?

 

В чем, собственно, состоит задача сводного энергетического баланса? Первое – выяснить энергоемкость ВВП Украины. То есть сколько тонн условного топлива приходится на единицу выпускаемой продукции. На данный момент этот показатель составляет 92%. Вот просто вдумайтесь в эту цифру! Мы находимся на «Титанике», который тонет. Энергоемкость настолько велика, что, как говорится, яйцо дороже, чем курица. Абсурд! По экономическим законам, если энергоемкость превышает 50%, экономика не работает. И кредиты в такой ситуации брать категорически нельзя. Но нас – пожалуйста, ссужают охотно, с распростертыми объятиями.

 

Реализуй мы проект ЕГСМ – увидите: буквально за три месяца пенсии и зарплаты у людей поднимутся в 5-6 раз (при моделировании на одной области). И не надо никому будет ехать на заработки в Польшу или Чехию. Но олигархат и монополисты этого не хотят. Государство обязано вмешаться в ситуацию, пока не поздно, - констатировал Александр Козыряцкий.

 

- Украина вышла из состава СССР самой перспективной страной, с 6-й по ранжиру экономикой в Европе на то время, - отметил напоследок Алексей Литвин. – Но такой тяжеловес Западу был не нужен. И потому нас планомерно «убивают», не дают жить и не предоставляют полноценный доступ к международным рынкам. К сожалению, это наши реалии. Но мириться ли украинцам с этим? Давайте решать сами...

 

Василий НОВИКОВ

 

Источник Позиция