Голодные и злые: как страдает и выживает украинский бизнес из-за карантина?
08 квітня 2020 12:22
Переглядів: 387
Коментарів: 0
Надрукувати
Продать автомобиль, влезть в долги, шить маски вместо платьев - что
только не делает украинский бизнес, чтобы выжить во время карантина. Но
сокращений и убытков избежать не удастся почти никому.
До недавнего времени дела шли очень хорошо, вспоминает киевский бизнесмен Николай Чаруха, который с женой имеет небольшую мастерскую и магазин декора из дерева Plywood Story.
Продажи постоянно росли. Причем и в Украине, и за рубежом через международные онлайн-платформы. Были большие планы на будущее. Но все изменил карантин, который ввели в Украине с середины марта до 24 апреля.
С тех пор новых заказов почти нет, доходы по сравнению с докарантинными временами упали почти на 70%. Часть людей пришлось уволить, а мастерскую надо будет перевезти в другой офис, потому что нынешний арендатор послаблений не дает.
Теперь план - хотя бы сохранить бизнес и выйти к концу года на 50% тех доходов, которые были в карантин.
"Скорее всего, придется продать авто, - жалуется Чаруха. - Ситуация очень пессимистическая".
"Худшее, что не мы создали проблему в бизнесе, но мы ее должны решать. Плюс еще и потеряем больше всех", - добавляет он.
Голодная веснаВ общем из-за карантина может закрыться каждый пятый малый бизнес в Украине, прогнозирует Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) по результатам опроса среди представителей малого и микробизнеса.
78% жалуются на потерю до 75% доходов, более 30% планируют урезать зарплаты работникам, сокращать штат.
Больше всего от карантина страдает ресторанный бизнес. По решению правительства, все заведения общественного питания должны были прекратить работу и работать разве что с доставкой.
Карантин в условиях коронавируса - решение правильное, но для бизнеса это все равно серьезный удар, отмечает львовский ресторатор, владелец сети "Restaron" Вардкес Арзуманян.
Всего в его ресторанах работает около 200 человек, теперь все заведения закрыты. Почти все работники сидят дома, частично им выплатили компенсацию за то время, которое они вынуждены работать не будут.
Закрывать рестораны в своей сети Арзуманян не планирует, но прогнозирует, что 10-15% заведений во Львове не переживут карантина.
"Мы в ожидании, когда же это закончится, - говорит он. - Надежд на государство нету, единственная надежда, что сейчас будут какие-то решения по льготному кредитованию бизнеса".
Не удастся, скорее всего, сохранить всех работников, жалуется Митя Ятим, владелец "Malevich wine bar" и "Умная кофе".
"Работы вообще нет, убытки большие, придется влезать в долги", - говорит предприниматель.
Он прогнозирует, что после карантина 25% малого бизнеса не откроется совсем, а остальные будут в долгах.
И все соглашаются, что после окончания карантина проблемы не исчезнут. Многим заведениям придется менять формат, искать дополнительное финансирование или сокращать расходы, а главное - бороться за посетителей, которых точно станет меньше.
"Когда карантин закончится, людям будет не до ресторанов, - говорит киевский ресторатор Алекс Якутов. - Сколько процентов людей сейчас получает деньги, по сравнению с теми, кто сидит на карантине без копейки. Сколько еще сократят рабочих мест?".
Он подчеркивает - главное, чтобы карантин не продлили еще дольше.
"Самое страшное - если мы откроемся летом. Этот прогноз больше всего волнует", - говорит Якутов.
Миллиарды убытковЖестоким ударом карантин стал для туристического бизнеса, говорит Артур Лупашко, основатель управляющей компании Ribas Hotels Group.
В стране не работает 97% отелей. Количество звонков и бронирований упало в 25 раз.
Пострадали также смежные сервисы - прачечные, поставщики профессиональной химии, туроператоры и сервисы бронирования.
"Сегодня сотни тысяч сотрудников, которые работали в сфере гостеприимства, одновременно остались без работы", - говорит Лупашко.
Причем отелям этот кризис пережить даже легче. Большинство отелей, особенно сезонных, быстро консервируют и так же быстро запускают в работу. Кроме того, их рентабельность достаточно высокая - 40-60%.
Другие туристические бизнесы, например туристические компании, имеют рентабельность всего 10-20%. К тому же они не могут распустить команду, а через две недели перед сезоном собрать ее снова. Если карантин продлят, до 70% турагентств закроются, - прогнозирует Лупашко
"Если карантин не закончится до 1 июня, только наша сеть может недополучить 100 млн гривен, - добавляет он. - В целом гостиничный бизнес Украины потеряет миллиарды гривен дохода в этом году, а страна - сотни миллионов гривен налоговых отчислений".
Угрозы и непониманиеЕсли жесткие ограничительные меры затянутся, то "самые пессимистические прогнозы могут оказаться еще очень даже оптимистичным", прогнозирует Анна Деревянко, исполнительный директор ЕБА.
"Запас прочности у компаний начинает заканчиваться, а у малого бизнеса - его нет уже. Поэтому, наряду со спасением жизней стоит думать и о спасении экономики", - убеждена она.
Некоторые послабления для бизнеса власти ввели - например освободили на время карантина физических лиц-предпринимателей от уплаты единого социального взноса (ЕСВ), временно отменили некоторые штрафы в налоговой сфере, а также налог на коммерческую недвижимость и землю.
Но этого недостаточно, говорит Юлия Савостина - основательница проекта Made in Ukraine, цель которого популяризировать украинский бизнес, проводить соответствующие бизнес-ивенты и крупные фестивали-ярмарки с украинскими товарами.
"Хуже не то, что государство не может нас поддержать, мы знаем прекрасно, как выглядит наш бюджет, - говорит она. - Абсолютно обидно, что они еще и угрожают бизнесу".
В частности, в марте заместитель председателя Нацполиции Максим Цуцкиридзе заявил, что за незаконное увольнение во время карантина руководителям может грозить наказание вплоть до двух лет исправительных работ.
"Такое впечатление, что у этих людей деньги берутся из тумбочки и они не понимают вообще, как работает украинский бизнес. Меня это очень сильно возмущает", - подчеркивает Савостина.
Made in Ukraine сотрудничает почти с 8 тысячами украинских предприятий. Большинство из них тяжело переживает карантин и выкручивается, как может.
Некоторые переходят в онлайн, некоторые перепрофилировались, чтобы производство не простаивало. Например, бренды одежды вместо платьев шьют защитные маски, а некоторые косметические бренды стали изготавливать санитайзеры.
Именно средним компаниям со штатом в 100-200 человек будет сложнее, убеждена Савостина.
"Они как раз живут с оборотных средств. Невозможно содержать такое количество работников, когда у тебя цех, производство, а работает только маленький онлайн", - объясняет она.
По ее прогнозу, если карантин продлят, до конца мая работу потеряют почти 50% работников в производственном сегменте компаний, с которыми сотрудничает Made in Ukraine.
Более того - если в июне Made in Ukraine не сможет провести очередной запланированный фестиваль, выжить этому проекту будет очень сложно.
Тренд на украинскоеВпрочем, как и любой кризис нынешняя ситуация может иметь также положительные последствия, отмечает Анна Луковкина, автор и основательница проекта "Все.Свои".
"В этом кризисе вижу очень положительный момент - тренд покупать украинское и поддерживать своих набирать обороты, - говорит она. - Мы уже сейчас наблюдаем, как активизировалось сознательное общество и крупный бизнес в поддержке локального. Молчит только государство".
По ее мнению, после карантина может начаться новая эра еще более качественного украинского продукта.
После окончания карантина кризис может стимулировать также внутренний туризм, - предполагает Артур Лупашко.
Ведь другие страны, особенно западноевропейские, могут продолжить ограничения на въезд. Поэтому поехать в путешествие за границу будет сложнее.
"В 2020 году глобализация точно повернется к нам спиной, - убежден он. - Но Украина - сорокамиллионная страна и внутренних туристов будет достаточно, чтобы наполнить местные отели и рестораны. Главное, чтобы у украинцев были деньги, которые они смогут выделить на отдых".
|