Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как я провел карантин...

Как я провел карантин...

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Как я провел карантин...Любую можно кашу моровую

Затеять с молодежью горлопанской,

Которая Вторую мировую

Уже путает с Троянской.

 

Игорь Губерман

 

Если ничего не изменится, с 11 мая в Украине начнется постепенный выход из карантина, и по желанию родителей школьники смогут пойти в учебные заведения. Те, кто не захотят возвращаться за парты, могут продолжить дистанционное обучение в рамках проекта «Всеукраинская школа-онлайн».

 

Уже сегодня можно констатировать, что эта образовательная форма надолго оставит неизгладимый след в неокрепших детских и «видавших виды» взрослых умах. Как никогда актуально звучит афоризм Марка Твена: «Я никогда не позволял школьному обучению вмешиваться в мое образование». Не побоимся сказать, что трансляции уроков с телеканалов и из Интернета стали средством массового поражения интеллектуального потенциала учащихся.

 

 

По итогам первых уроков соцсети всколыхнули «откровения» онлайн-спикеров на предмет того, что 30-2 = 18, Австралийский полуостров с четырех сторон омывается Беринговым проливом, а в Антарктиде живут арктические медведи. Да, еще Ливанскую войну, по версии учительницы истории, вероломно начал... Иван Грозный. Если отбросить идеологическую шелуху и пропаганду, с завистью можно вспомнить те благодатные времена жесткой цензуры, которая не давала всякой околонаучной ереси через СМИ просочиться в массы.

 

 

Но речь сейчас о том, как после таких «онлайн-оговорок» всполошилось ученое сообщество. В сообщении, опубликованном Национальной академией наук Украины, была высказана обеспокоенность снижением содержательного уровня преподавания естественнонаучных дисциплин в школе и предложено «экспертное сопровождение в подготовке учебных материалов для телеуроков».

 

 

Нет, а что они хотели? К упадку наше образование пришло естественным путем. На него сокращались госрасходы (после 2009 года, когда вливания в эту сферу составляли смехотворные 8,2% ВВП, в последующие годы поступления не превышали и 6%), школьников освободили от «ненужной» информации путем сокращения обязательных предметов, младшеклассников прекратили мотивировать оценками, а обещанные высокие зарплаты учителям остались мифом.

Дистанционное обучение открыло нам дивный мир, именуемый «Новая украинская школа». Большинство учеников, подключившихся к образовательным платформам, следят за уроками через смартфон. Для них учеба стала развлекательным квестом. Если кому-то кажется, что это временная мера и дети снова пойдут в школы, где их научат и воспитают, - это вряд ли. Диджитализация, о которой так много говорили, уже внедряется в жизнь.

 

 

Возможно, дистанционное обучение станет одним из инструментов бесплатной или «не-элитной» образовательной подготовки, а платное, то есть «элитное», будет проходить вживую – в классе с учителями и лабораторными занятиями, на которых опытным путем постигаются знания. Достойными такого окажутся немногие. Большинство, обученное дистанционно, займет места в сфере торговли и обслуживания. Для обслуги знания не то что вредны, а даже бесполезны. Как их применить к кассовому аппарату, если он сам все посчитает? Но это в отдаленной перспективе, и то – гипотетической. Зато сегодня ясно одно: с «новым» школьным образованием в этом сезоне явно покончено.

 

 

Испытание дистанционным обучением свалилось и на студентов. Это отличный повод для дестабилизации системы высшего образования. Поскольку учебный процесс оказался максимально либерализирован, то и его эффективность резко снизилась. Студенту без системы контроля явно не до учебы. Но даже если и проснется сознательность с тягой к знаниям, то для освоения многих специальностей требуется специальное оборудование с присутствием преподавателя.

 

 

Среди прочего уже возникли вопросы финансового характера. В сети высших учебных заведений закрыты общежития, кафетерии, развлекательные центры - инфраструктура, которая приносила вузам деньги. Свернулись научные проекты грантового характера. Также немалую лепту в бюджет вносит контрактная форма получения образования. Не исключено, что студенты могут потребовать назад деньги и за проживание, и за обучение.

 

 

Колледжи и университеты в условиях «коронарной» паузы пребывают, можно сказать, в неведении; а ведь пора работать над финансовыми планами на следующий учебный год, заключать новые контракты с преподавателями. Но поди знай, каким он будет – онлайн или в аудиториях. Неизвестно также, какое решение примут родители абитуриентов-2020: то ли инвестировать в образование своих чад, то ли переждать до лучших времен. Вряд ли семьи окажутся готовы выбрасывать уйму денег ради «посещения» лекций в Интернете.

 

 

В создавшихся условиях «карантинной» неизвестности речь уже не идет о реализации научных программ, рейтинговых оценках, получении прибыли, академическом росте – только о банальном выживании. Просачиваются слухи, что в учебных заведениях урезаются бюджеты, включая зарплаты, а сотрудники ходят под дамокловым мечом сокращений.

 

 

Если наше высшее образование выдержит «вирусный шторм», то, как и остальной мир, уже не будет прежним. Преподавателям сложно спрогнозировать, какими станут alma materУкраины, но по традиции из 1990-х кнопка турборежима выживания для включения у них наготове.

 

 

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА