Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Запорожью грозит «приговор» туберкулезом

Запорожью грозит «приговор» туберкулезом

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Запорожью грозит «приговор» туберкулезомСостояние украинской системы здравоохранения в целом год от года ухудшается – это нужно признать как данность. Не помогают ни болезненные реформы, ни гуманитарная помощь от зарубежных партнеров – улучшений практически не наблюдается. Или, может, обыватели и СМИ все утрируют? Каково сегодня положение дел в разных отраслях конкретно запорожской медицины? Этому и будет посвящен цикл наших публикаций.
 

Днями депутаты Запорожского областного совета провели аудит в нескольких областных больницах на предмет их деятельности, обеспечения, финансирования и готовности к пандемии коронавируса. В состав инспекции вошли секретарь комиссии по вопросам бюджета Василий Хвостак, а также члены комиссии по вопросам управления объектами общей собственности территориальных громад и жилищно-коммунального хозяйства Ярослав Крыль и Роман Кузьменко.

 

Первым объектом, который посетила комиссия, стало коммунальное предприятие «Запорожский региональный фтизиопульмонологический клинический лечебно-диагностический центр» Запорожского областного совета. В этом учреждении лечат такое опаснейшее заболевание, как туберкулез – проблемы, весьма характерной для нашего региона. В области она не менее актуальна, чем новоявленный коронавирус. И ситуация с пандемией не лучшим образом накладывается на вопрос с распространением туберкулеза, ведь в период карантина плановые обследования, приемы и госпитализация очень ограничены.

 

- В Запорожской области с начала года было зафиксировано на 100 с лишним случаев меньше выявления этой болезни, чем за аналогичный период 2019-го, - констатирует главный врач КП «Запорожский региональный

фтизиопульмонологический клинический лечебно-диагностический центр» Александр Тищенко. - Если в прошлом году за 1-й квартал мы выявили 270 таких пациентов, то в этом - всего 162 человека. В то же время с января по апрель 2020-го от туберкулеза в регионе умерло 40 человек, тогда как годом ранее в этот же период летальных исходов было 53. Если говорить откровенно, лично я уверен, что больных и умерших от туберкулеза в регионе намного больше, просто не все люди имели возможность пролечиться от этого заболевания.

 

Однако проблема не только в этом: учреждению катастрофически не хватает финансирования. На маски и перчатки государством с начала карантина было выделено 56 тысяч гривен. По субвенции дополнительно получили 3 миллиона 457 тысяч гривен на зарплаты медперсоналу. Мы подсчитали бюджет нашего КП: на 2-4-й кварталы текущего года нужно 91,2 миллионов гривен, и это самый необходимый минимум.

 

48 миллионов гривен законтрактовано от Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), еще 10 миллионов обещал выделить городской совет. От мэра Запорожья Владимира Буряка получили документ, что эти деньги будут выделены на нужды центра, но до сих пор их так и не получили. С противотуберкулезным санаторием дела обстоят так же: есть письмо, что средства поступят, но... В целом получается, что даже с учетом запланированного и обещанного дефицит нашего бюджета составляет порядка 22 миллионов гривен.

 

- А ведь суммы, необходимые на лечение пациентов, наверняка растут...

- Ранее на одного пациента выделяли 80 тысяч гривен, теперь же НСЗУ решило, что больному хватит и 20 тысяч. Дальше – хуже: на сегодняшний день уже получили предупреждения о грядущем сокращении штата Мелитопольский и Бердянский противотуберкулезные диспансеры. Человеку, больному туберкулезом, доехать в Запорожье, например, из Мелитополя в условиях карантина нечем, где он будет проходить лечение?

 

Запорожью грозит «приговор» туберкулезомРаньше первичная медицинская помощь работала по иному принципу. Врач-терапевт был закреплен за определенной территорией и нес ответственность за всех больных, в том числе и туберкулезом. Но сейчас каждый человек сам решает, с каким врачом будет подписывать декларацию. И немалая доля пациентов-туберкулезников в регионе еще не заключила такой договор – таковых около половины. По сути, сейчас больному не к кому обратиться даже за консультацией. Вследствие чего и происходит позднее выявление болезни, а прогноз лечения становится неблагоприятным.

 

- Александр Викторович, как обстоят дела с лечением туберкулеза у детей в Запорожской области?

- Решением сессии облсовета детский противотуберкулезный санаторий был присоединен к фтизиопульмонологическому центру. Мы пересмотрели контингент детей, который должен проходить лечение в санатории, и трансформировали его в детское отделение №2. Но мы не можем его открыть – это связано с получением разрешительных документов и лицензии, поскольку существует немалая задолженность по ранее выполненным работам, которые проводились в этом лечебном санатории. Подрядчик в прошлом году выполнил работу качественно и быстро, а рассчитаться с ним мы не можем до сих пор.

Получили из Запорожской областной государственной администрации документ, что необходимые средства в сумме 5 миллионов гривен нам выделены, но по факту на сегодня (разговор состоялся 8 мая - прим. авт.) деньги к нам не поступили. Этой суммы хватило бы, чтобы нанять персонал и «запустить» санаторий, но не для погашения задолженности. В свое время немцы выделили на его реконструкцию около 30 миллионов гривен. И если они приедут посмотреть на то, как выхаживают детей, больных туберкулезом, а в санатории никто не лечится – представляете себе их реакцию?

 

- Почему же именно к туберкулезу в нашей стране такое предвзятое отношение?

- Накануне старта медицинской реформы врачей собирали в Киеве, они рассказывали о своих проблемах представителям Министерства здравоохранения и Национальной службы здоровья. Но чиновники дали понять: реформе быть – все нужно оптимизировать.

 

Запорожский регион уже тогда принимал пациентов из Донецкой и Луганской областей - всех лечили, проводили операции, делали анализы, то есть предпринимали необходимые с нашей стороны меры. Поэтому долгое время не сокращали количество коек, ибо было непонятно, как будет развиваться дальше ситуация на востоке страны. И к реформе, по сути, мы оказались не готовы. В кратчайшие сроки пришлось сокращать персонал – это было очень серьезное испытание.

 

Чиновники же параллельно советовали: создавайте фтизиопульмологический центр, это позволит и штат оптимизировать, и наладить финансовую составляющую учреждения. Мы, наивные, так и поступили, а теперь, оказывается, должны оставить 175 коек из 215. Туберкулезных же больных в принципе оперировать никто, кроме нас, не может. Более того, ни одна другая больница не хочет принимать таких пациентов. Что им делать?

 

Запорожью грозит «приговор» туберкулезомСейчас нарастает паника вокруг коронавируса. Но я скажу так: COVID-19 уйдет, а туберкулез был, есть и не исчезнет в ближайшее время. Я общался с коллегами из других областей, и все они выступают против медицинской реформы, потому что учреждениям не хватает финансирования. Местные власти вроде бы и рады помочь, но каждый раз говорят – не хватает денег, чтобы покрыть расходы. И как нам выходить из этого положения – не представляю...

 

Мы же, в свою очередь, адресуем поднятые в этой публикации вопросы властям – и местной, и центральной. Как они планируют решать проблему с туберкулезом в Запорожской области и Украине в целом? И очень хотим, что ответы были получены в ближайшее время. Иначе одной пандемией коронавируса не обойдется...

 

Марина УЛУНОВА, фото автора