Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Действительно ли есть не способны к математике люди?

Действительно ли есть не способны к математике люди?

Категория: Культура, Общество
Действительно ли есть не способны к математике люди? Трудности с математикой не связаны с складом ума или отсутствием природных способностей. Причина, скорее всего, в тревожности, которую вызывают числа у многих людей. Почему избавиться от нее важно?

Вы нервничаете каждый раз, когда ребенок просит помочь решить задачу? Ненавидите делить счет в ресторане? А ипотечные проценты вызывают устойчивую головную боль?

Если да, то вы в этом не одиноки. Исследования показали, что 93% взрослых американцев в определенной степени опасаются математики.

И не только взрослые. Около трети 15-16-летних детей в 34 странах отмечают, что они волнуются, выполняя задание по математике. А более половины переживает из-за того, что им будет сложно на уроке математики.

Идея, что математика кому-то дается легко, а кому-то - нет, распространена в западных странах, считает когнитивный психолог из Нью-Йорка Шиан Бейлок. И, кажется, иметь плохие способности к математике вполне приемлемо в обществе.

"Вы слышали когда, чтобы взрослый хвастался, что он не читает книг? А вот жаловаться, что ты не разбираешься в математике - это нормально", - говорит исследовательница.

Впрочем, многие из тех, кто боится математики или считает, что не имеет к ней способностей, на самом деле может легко справиться с большинством математических задач.

Так откуда же берется эта математическая тревога?
 

Раннее детство

Термин "Математофобия" ввела математик Мэри где Леллис Гоф в 1953 году, когда заметила, как страдали ее студенты.

Другие исследователи определяли ее как "панику, беспомощность, паралич и умственную дезорганизацию, которая возникает у некоторых людей, когда им нужно решить математическую задачу", а также как "общий страх перед математикой".

Бейлок и ее коллеги обнаружили, что тревожность по поводу математики начинается у детей, когда они идут в школу.

"Математика - одна из важнейших дисциплин в западной культуре, где распространено мнение, что на все может быть только один правильный ответ, и где считают, что знания можно оценить в тестах на скорость", - говорит она.

Математической тревоге чаще подвержены девушки и учителя начальных классов, говорит Бейлок, а в США ними работают обычно женщины.

Маленькие дети, как правило, отождествляют себя со взрослыми того же пола, а это значит, что девушки чаще перенимают страх к математике.

Они также чаще верят в гендерные стереотипы о том, что девушки менее склонны к математике, а потому имеют худшие достижения в этой области.

Исследование психолога Дарси Халлетт с Мемориального университета Ньюфаундленда в Канаде показало, что развитию математической тревожности способствуют неприветливые, злые и разочарованные учителя.

Впоследствии негативное отношение к королеве всех наук только усиливается.

Но проблема в том, что страх мешает работе нашей оперативной памяти, и следовательно, чем больше мы тревожимся, тем меньше способны сфокусироваться на задаче.

Страх заставляет также людей избегать математики, но поскольку новые знания в ней строятся исключительно на предыдущих, догнать становится все сложнее.
 

Учителя, которые любят математику

Те, кто не любит математику в школе, решают специализироваться на других предметах. Но общество заметно проигрывает от того, что многие люди пропускают университетские курсы по математике или избегают профессий, для которых требуются математические знания.

В США и многих других странах заметно не хватает специалистов по естественным наукам, как в частном, так и государственном секторах. А потому вопрос, как преодолеть математическую тревогу, актуален как никогда.

Неудивительно, что важную роль в этом играют родители.

Они могут как передать ребенку тревогу по поводу математики, так и, наоборот, показать привлекательность этой науки через математические игры и совместные занятия.

Доцентка школы бизнеса Бостонского университета Шуламит Кан считает, что гендерный разрыв в естественных науках можно преодолеть, если давать девушкам правильные модели для подражания.

По ее мнению, преподавать в начальной школе должны учителя, прежде всего, женщины, которые любят математику.

Для этого надо либо брать на работу педагогов с математическим опытом, или проводить соответствующие тренинги.

Важна и атмосфера на уроках, когда ученики не боятся, что могут допустить ошибку, отмечает Эйнар Скольвик с Норвежского университета науки и техники.

Важно создавать среду, ориентированное на обучение, а не на оценку, добавляет исследователь.

По мнению Халлет, надо также учить детей способов снижения тревожности общем, учить их практик осознанности и медитации.
 

Снижение тревоги

Студентам также нужна помощь в преодолении математической тревожности. Одно исследование показало, что после короткого творческого задания в начале теста по математике студенты показывали лучший результат.

Им предлагали описать свои мысли по поводу теста, и очевидно, это помогло студентам лучше понять и регулировать свои эмоции. И таким образом освободить мозг от тревожных мыслей.

Исследования, проведенные в колледже, также показали, что большая самостоятельность при обучении уменьшила обеспокоенность студентов и улучшила их успешность.

Если мы не будем помогать тем, кого пугает математика, как люди смогут реализовать свой потенциал?

Студенты могли консультироваться с преподавателями онлайн. Они испытывали меньше давления, если отставали от остального класса, и не стеснялись переспрашивать.

Конечно, всегда останутся те, кто будет избегать математики при любых условиях. Но, возможно, именно они могли бы получить наибольшую пользу от преодоления тревоги, которую вызывают числа.

"Математика - часть повседневной жизни",
- говорит Бейлок.

"Если мы не будем помогать тем, кого пугает математика, как люди смогут реализовать свой потенциал?" - заключает Бейлок.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.