Действительно ли есть не способны к математике люди?Категорія: Культура, Суспільство
Трудности с математикой не связаны с складом ума или отсутствием
природных способностей. Причина, скорее всего, в тревожности, которую
вызывают числа у многих людей. Почему избавиться от нее важно?Вы нервничаете каждый раз, когда ребенок просит помочь решить задачу? Ненавидите делить счет в ресторане? А ипотечные проценты вызывают устойчивую головную боль? Если да, то вы в этом не одиноки. Исследования показали, что 93% взрослых американцев в определенной степени опасаются математики. И не только взрослые. Около трети 15-16-летних детей в 34 странах отмечают, что они волнуются, выполняя задание по математике. А более половины переживает из-за того, что им будет сложно на уроке математики. Идея, что математика кому-то дается легко, а кому-то - нет, распространена в западных странах, считает когнитивный психолог из Нью-Йорка Шиан Бейлок. И, кажется, иметь плохие способности к математике вполне приемлемо в обществе. "Вы слышали когда, чтобы взрослый хвастался, что он не читает книг? А вот жаловаться, что ты не разбираешься в математике - это нормально", - говорит исследовательница. Впрочем, многие из тех, кто боится математики или считает, что не имеет к ней способностей, на самом деле может легко справиться с большинством математических задач. Так откуда же берется эта математическая тревога? Раннее детствоДругие исследователи определяли ее как "панику, беспомощность, паралич и умственную дезорганизацию, которая возникает у некоторых людей, когда им нужно решить математическую задачу", а также как "общий страх перед математикой". Бейлок и ее коллеги обнаружили, что тревожность по поводу математики начинается у детей, когда они идут в школу. "Математика - одна из важнейших дисциплин в западной культуре, где распространено мнение, что на все может быть только один правильный ответ, и где считают, что знания можно оценить в тестах на скорость", - говорит она. Математической тревоге чаще подвержены девушки и учителя начальных классов, говорит Бейлок, а в США ними работают обычно женщины. Маленькие дети, как правило, отождествляют себя со взрослыми того же пола, а это значит, что девушки чаще перенимают страх к математике. Они также чаще верят в гендерные стереотипы о том, что девушки менее склонны к математике, а потому имеют худшие достижения в этой области. Исследование психолога Дарси Халлетт с Мемориального университета Ньюфаундленда в Канаде показало, что развитию математической тревожности способствуют неприветливые, злые и разочарованные учителя. Впоследствии негативное отношение к королеве всех наук только усиливается. Но проблема в том, что страх мешает работе нашей оперативной памяти, и следовательно, чем больше мы тревожимся, тем меньше способны сфокусироваться на задаче. Страх заставляет также людей избегать математики, но поскольку новые знания в ней строятся исключительно на предыдущих, догнать становится все сложнее. Учителя, которые любят математикуВ США и многих других странах заметно не хватает специалистов по естественным наукам, как в частном, так и государственном секторах. А потому вопрос, как преодолеть математическую тревогу, актуален как никогда. Неудивительно, что важную роль в этом играют родители. Они могут как передать ребенку тревогу по поводу математики, так и, наоборот, показать привлекательность этой науки через математические игры и совместные занятия. Доцентка школы бизнеса Бостонского университета Шуламит Кан считает, что гендерный разрыв в естественных науках можно преодолеть, если давать девушкам правильные модели для подражания. По ее мнению, преподавать в начальной школе должны учителя, прежде всего, женщины, которые любят математику. Для этого надо либо брать на работу педагогов с математическим опытом, или проводить соответствующие тренинги. Важна и атмосфера на уроках, когда ученики не боятся, что могут допустить ошибку, отмечает Эйнар Скольвик с Норвежского университета науки и техники. Важно создавать среду, ориентированное на обучение, а не на оценку, добавляет исследователь. По мнению Халлет, надо также учить детей способов снижения тревожности общем, учить их практик осознанности и медитации. Снижение тревогиИм предлагали описать свои мысли по поводу теста, и очевидно, это помогло студентам лучше понять и регулировать свои эмоции. И таким образом освободить мозг от тревожных мыслей. Исследования, проведенные в колледже, также показали, что большая самостоятельность при обучении уменьшила обеспокоенность студентов и улучшила их успешность. Если мы не будем помогать тем, кого пугает математика, как люди смогут реализовать свой потенциал? Студенты могли консультироваться с преподавателями онлайн. Они испытывали меньше давления, если отставали от остального класса, и не стеснялись переспрашивать. Конечно, всегда останутся те, кто будет избегать математики при любых условиях. Но, возможно, именно они могли бы получить наибольшую пользу от преодоления тревоги, которую вызывают числа. "Математика - часть повседневной жизни", - говорит Бейлок. "Если мы не будем помогать тем, кого пугает математика, как люди смогут реализовать свой потенциал?" - заключает Бейлок. |
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.