Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Астронавты, которые дважды избежали смерти во время запуска

Астронавты, которые дважды избежали смерти во время запуска

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Наука та IT
Астронавты, которые дважды избежали смерти во время запуска Запуски космических кораблей далеко не всегда происходят гладко. Что чувствуют астронавты в капсуле, прикрепленной к ракете, когда что-то идет не по плану?

26 июня 1984 года. Специалист полета Майк Маллейн лежит в кабине спейс-шаттла Discovery. Это 12-й пилотируемый полет программы Space Shuttle, но первый для Discovery и Маллейна.

Модернизированный космический корабль - только с конвейера: блестящая поверхность без всякой царапины или потертости, отшлифованные дисплеи, еще нетронутый пульт управления.

Ричард Майкл Маллейн, ветеран 134 боевых миссий ВВС США во Вьетнаме, был избран членом первой группы новобранцев.

Он готовился к полету в течение 6 лет. Но этой ночью он почти не спал и практически ничего не съел на завтрак. Он также трижды застраховал свою жизнь в разных компаниях - на всякий случай.

Накануне запуск отложили за 20 минут до вылета из-за сбоя компьютера, и теперь нервы всего экипажа были на пределе.

Лишь один из шести астронавтов миссии, командир Генк Гартсфилд, уже был в космосе. Остальные - получит золотые значки астронавтов впервые. Среди них - и Джуди Ресник, которая станет второй женщиной-космонавтом в США.

"В кабине меня охватили два чувства,
- рассказывает Маллейн. - Страх - да, ты действительно боишься погибнуть, но и безграничная радость, потому что для каждого астронавта полететь в космос - это стремление всей жизни".

В своей удивительно откровенной автобиографии Маллейн пишет, что если бы шаттл должен был взорваться, он хотел, чтобы это произошло выше 80 км над Землей. В таком случае он бы погиб, официально став космонавтом.

Сердце Маллейна бешено колотится, когда обратный отсчет достигает 10 секунд, и тонны ракетного топлива направляются в камеру сгорания. На "шесть" воздух наполняет рычание двигателей, крепления, удерживающие шаттл у стартовой панели, напрягаются.

Когда два твердотопливных ускорителя, похожие на гигантские петарды, которые разгоняют и направляют шаттл в космос, загораются, пути к отступлению нет.

Астронавты, которые дважды избежали смерти во время запускаАстронавты хорошо осознают: если что-то пойдет не так, избежать этого огненного ада не удастся.

"Вы понимаете, что никакой аварийной системы спасения нет, но вы также знаете, что сотни людей сделали все возможное, чтобы запуск прошел безопасно".

Затем раздается основной сигнал.

Семьи астронавтов с тревогой следят за кораблем с крыши центра управления запуском, что в 5 километрах от стартового комплекса. Яркая вспышка - и стартовая площадка тонет в пламени.

Вибрации в кабине больше не ощущаются - двигатели поутихли. Если ракетные усилители загорятся, космический корабль разорвет.

"Через несколько секунд мы слышим по связи, в одном из отсеков произошло возгорание, - говорит Маллейн. - На такое трудно не обратить внимание, когда сидишь на ракете, содержащий две тонны топлива".

Управление запуском предполагает, что на внешней стороне корабля возник невидимый водородный пожар. Экипажу предписывают ждать инструкций. Шаттл обливают каскадом воды. В конце концов экипаж оставляет космический корабль и возвращается на землю.

Они мокрые и раздраженные, но показывать этого перед камерами нельзя. Они готовы к новой попытке запуска следующего дня.

Маллейн готовился к этому дню шесть лет, следовательно, подождать еще немного - не проблема. Только с четвертой попытки через три месяца Discovery наконец-то покидает Землю и осуществляет восьмиминутное путешествие на орбиту.

"Когда взрываются крепежные болты и загораются ускорители, шум и вибрация становятся ужасными", - рассказывает Маллейн.

"Они усиливаются с нарастанием силы инерции, когда ракета рассекает атмосферу. А потом вдруг все стихает - ракетные ускорители отделились".

Экипаж не знал, как им на самом деле повезло. Когда два ракетных усилителя загорелись, они начали выходить из строя.

Астронавты, которые дважды избежали смерти во время запускаГорячие газы просачивались в стыки между сегментами ракеты, сгорая на резиновых уплотнителях. Еще несколько минут и усилители взорвались бы, уничтожив космический корабль.

Только через полтора года такая же проблема уничтожила Challenger, на борту которого были семь астронавтов, в том числе и Джуди Ресник.

Инцидент во время второй миссии Маллейна в 1988 году обнаружил еще один недостаток в дизайне космического шаттла. Вскоре после запуска кончик носового конуса одного из ускорителей, оторвавшись, врезался в фюзеляж космического корабля.

В центре управления полетами экипаж заверили, что проблема была незначительной. Однако когда шаттл вернулся на Землю, инженеры были шокированы серьезностью повреждений.

Если бы обломок попал в другой участок корабля, экипаж Маллейна погиб бы.

Похоже повреждения теплоизоляционного слоя стало причиной гибели спейс-шаттла Columbia при возвращении на Землю в 2003 году.

По замыслу, запуск шаттлов должен был стать рутинной процедурой, которая отправляла бы астронавтов на орбиту каждые несколько месяцев.

Но катастрофы "Челленджера" и "Коламбии" показали, что никакого стандарта нет и каждый запуск является, по сути, экспериментальным тестовым полетом.

Трагедии также обнаружили проблемы в системах безопасности и управления NASA, которые основывались на ложном предположении, что программа спейс-шаттлов является по определению надежной.

Попав на орбиту и выполняя задания миссии, шаттлы работали отлично - это был замечательный, универсальный и просто красивый космический корабль.

Он запустил и обслуживал космический телескоп Hubble позволил смонтировать Международную космическую станцию  и бесчисленное количество космических сооружений.

Но сочетание корабля с гигантским топливным баком и двумя ракетными ускорителями при запуске было фатальным недостатком дизайна, который делал каждое отправление астронавтов в космос все более опасным.

Теперь, через 9 лет после последнего полета шаттла, американским космонавтам снова пришлось пережить стресс задержки и переноса запуска.

Астронавты, которые дважды избежали смерти во время запускаНо космический корабль Dragon компании SpaceX кардинально отличается от челнока. За футуристическими сенсорными дисплеями и инновационными строительными материалами стоит фундаментальный дизайн первых дней космонавтики.

Космическая капсула установлена  поверх многоступенчатой  ракеты с жидким топливом. В отличие от шаттла, испытания пусковых установок Dragon и Falcon были в разы жестче.

В основе конструкции - система аварийного катапультирования капсулы в случае аварии или взрыва.

Впрочем, запуск Crew Dragon также был тестовым полетом. Ветераны миссий Shuttle и бывшие пилоты-испытатели Боб Бенкен и Даг Херли прекрасно осознают риски запуска и разочарование от задержки полета.

Херли участвовал в последний миссии Shuttle и ему хорошо знакомы смешанные чувства ужаса и радости, которые испытываешь на стартовой площадке.

"Я чувствовал бы себя гораздо спокойнее в капсуле Dragon, присоединенной к ракетоносителя Falcon",
- говорит Майк Маллейн.

"И все же при запуске любой космонавт любой миссии в истории космических полетов имеет довольно схожие чувства", - добавляет он.

Маллейн совершил свой последний полет в 1990 году и вскоре после этого уволился из Nasa. Но он предпочел бы снова оказался в кабине пилота и пережить страх и "безграничную радость" запуска.

"Черт возьми, я ужасно завидую этим ребятам, они же полетят в космос!"