Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему больше всего жертв пандемии будет не от Covid-19?

Почему больше всего жертв пандемии будет не от Covid-19?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ
Почему больше всего жертв пандемии будет не от Covid-19? Двухлетний Эмиль Уамуно любил играть в дупле большого дерева неподалеку от своего дома в поселке Мелианду - самом сердце гвинейских джунглей.

Но то большое уютное дупло не только ему пришлось по душе, были там и другие жители: летучие мыши. Дети иногда ловили их, чтобы зажарить на ужин.

А потом Эмиль заболел. 28 декабря 2013 его жизнь забрала неизвестная тяжелая болезнь. После мальчика умерла его сестра, а за ней - мать и бабушка.

С тех пор болезнь начала постепенно набирать обороты.

К 23 марта 2014 года уже 49 больных и 29 смертей. Врачи подтвердили, что причина поражения - вирус Эбола.

Следующие три с половиной года мир с ужасом наблюдал, как болезнь унесла более 11,3 тыс. жизней.

В то же время на фоне одной трагедии разворачивалась другая.

Вспышка Эболы серьезно поразила местные службы здравоохранения - погибали инфицированные медики, многие больницы прекратили работу, а те, которые работали, сами боролись с вирусом.

В трех наиболее пострадавших странах - Сьерра-Леоне, Либерии и Гвинее - люди начали всячески избегать медицинской помощи.

Они боялись новой таинственной болезни, и так же боялись врачей, чьи белые защитные комбинезоны внушали ужас и ассоциировались с внезапной смертью.

Анализ 2017 обнаружил, что пандемия привела к резкому падению популярности медицины.

Количество беременных женщин, обращавшихся к врачам во время родов, сократилось на 80%, резко упал уровень вакцинации, а число госпитализированных детей с малярией уменьшилось на 40%.

По иронии судьбы после интенсивных международных усилий в борьбе с пандемией, этот побочный эффект оказался серьезней, чем само заболевание.

И в 2020 году мир снова рискует столкнуться с подобным сценарием.
 
 

Единого врага не существует

В начале нынешней пандемии многие страны стремились убедить людей в том, что борьба с Covid-19 требует первоочередного внимания. На закупку аппаратов ИВЛ и больничных коек выделяли дополнительное финансирование, тысячи врачей перенаправили в отделения интенсивной терапии.

Мир бросил все усилия на преодоление коронавируса, а все, что считали несрочным, откладывали до лучших времен. Это, в частности, некоторые виды операций, меры в области сексуального и психического здоровья, программы лечения табачной зависимости, стоматология, вакцинация, скрининг рака и регулярные медосмотры.

Однако оказалось, что все эти вещи - очень важны. И таких понятий, как "лишний" врач или "лишняя" медицинская помощь, в конце концов, просто не существует.

К примеру, на Балканах женщины прибегают к самостоятельным абортам. А в Британии участились случаи стоматологического лечения "своими руками" - с помощью жевательной резинки, кусачек и суперклея.

И, как это обычно бывает со всеми кризисами, нынешняя пандемия, похоже, больше всего ударит по бедным странам.

Ученые предупреждают, что в некоторых странах сбои в лечении таких заболеваний, как ВИЧ, туберкулез и малярия, могут привести к потерям в том же масштабе, что и потери, вызванные непосредственно вирусом.

Эксперты также опасаются, что смертность от таких болезней, как холера, может намного превысить смертность от Covid-19.

Больше всего беспокоит ситуация с прививками. Всемирная организация здравоохранения подсчитала: не менее 80 млн. детей в возрасте до 1 года рискуют заболеть дифтерией, полиомиелитом и корью после того, как из-за пандемии в меньшей мере 68 странах приостановили программы по вакцинации.

Covid-19 также может поставить под угрозу многолетнюю и многомиллиардную борьбу с полиомиелитом. Благодаря усилиям медиков эта болезнь практически исчезла.

Однако коронавирус приостановил массовые прививки против полиомиелита, и инфекция может вернуться туда, где о ней давно забыли.

Побочные эффекты пандемии

Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) Дэвид Бизли предупредил, что мир находится на грани голода "библейского" масштаба - 130 млн человек угрожает голод, еще 135 млн уже находятся на грани голода.

Кроме того, есть мнение, что глобальный карантин и дальнейшие экономические потрясения могут привести к увеличению количества смертей от отчаяния, поскольку некоторые люди ищут спасение в алкоголе или прибегают к самоубийству.

Эпидемиолог Тимотии Робертон и его коллеги из Университета Джонса Хопкинса забеспокоились побочными эффектами пандемии еще на ранних ее этапах.

"Мы следили за реакцией мира на вспышку Эболы в Западной Африке 2014 года, поэтому понимаем, как могут развиваться события", - говорит он.

В частности, ученых интересует, как Covid-19 может повлиять на женщин и детей в странах с низким уровнем доходов. Они смоделировали несколько возможных сценариев развития кризиса и выделили две основные причины роста числа жертв.

Первая - это нарушение в работе системы здравоохранения. "Причиной может быть страх людей обращаться к врачам. То есть - проблема спроса", - говорит господин Робертон.

Есть также проблема предложения - медики сами могут заболеть, их могут перенаправить на лечение пациентов с Covid-19, также может возникнуть дефицит лекарств.

Но это еще не все. Ученые прогнозируют рост недоедания. Дети в семьях без доступа к надлежащего питания больше уязвимы к инфекционным болезням.

Итак, при наихудшем сценарии - если медобслуживание сократится на 50%, а уровень недоедания вырастет на те же 50%, - погибнут более миллиона детей и 56 700 матерей.

Большинство детей умрут от пневмонии и обезвоживания в результате диареи, тогда как смертность женщин, вероятно, будет связана с осложнениями во время беременности или родов.

Добавьте к этому тех, кому грозит голод, и получим довольно весомую цифру.

Всемирная продовольственная программа ООН помогает почти 100 миллионам людей ежедневно, а для примерно 30 миллионов - это единственный способ выжить.

По данным организации, без ее поддержки от голода будут ежедневно умирать 300 тыс. человек. И это без учета тех, кто только недавно обеднел вследствие пандемии.

Мало того, что из-за коронавируса на грани голода оказались 130 млн людей, он ставит под угрозу пожертвования стран-доноров, на которые опирается Всемирная продовольственная программа.

"Если страны не смогут оказывать ожидаемое финансирование, то нас ждет действительно большой кризис", - говорит Джейн Говард, руководитель отдела коммуникаций в ВПП.

Госпожа Говард объясняет, что вопреки стереотипам о голодных, которых показывали в благотворительных фильмов 90-х годов и жившие в самых отдаленных частях Африки к югу от Сахары, сегодня голод всего бьет по крупным городам -  и именно здесь пандемия может ударить по людям сильнее.

"У жителей сел может быть коза или корова, которая может давать молоко, - говорит она. - У них есть небольшой пищевой запас. Тогда как горожане полностью зависят от цен на рынке".

Сейчас в зоне наибольшего риска оказались неквалифицированные рабочие, водители рикш и строители.

Возраст и не только

Есть еще одна причина, почему во многих странах от сопутствующей вреда может умереть больше людей, чем от самого вируса. Это возраст. Известно, что наиболее уязвимыми к коронавирусной болезни являются пожилые люди. Именно среди них самый высокий процент смертности.

С другой стороны, в странах с низким уровнем доходов, как правило, молодое население. В самой молодой стране мира - Нигере, в Западной Африке, - средний возраст составляет лишь 15,2 года. А от Covid-19 умерли только 254 человека.

В Италии, наоборот, средний возраст - 45 лет. Там один из самых высоких показателей смертности от коронавируса: более 33 тысяч смертей.

Что касается высокой летальности от коронавируса, то она до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые считают, что она не является прямой причиной нынешних массовых смертей.

Например, известно, что новый вирус чаще убивает пожилых людей. Но именно на пожилых людей приходится самый высокий процент смертности от других сезонных или респираторных заболеваний, таких как норовирус или пневмония.

Есть мнение, что даже в богатых странах число косвенных смертей от Covid-19 может в долгосрочной перспективе превысить количество прямых.

Возьмем, к примеру, рак. Пандемия поставила на паузу большую часть работ, направленных на снижение уровня онкологии и смертности от нее - от мазка шейки матки к скрининга груди. Для некоторых людей это будет иметь фатальные последствия.

"Рак не может ждать", - говорит Сара Гиом, директор по ранней диагностике и исследования рака в Cancer Research UK, британской благотворительной организации, которая финансирует научные исследования рака. "Эффективность лечения рака зависит от своевременной диагностики".

В некоторых странах программы скрининга рака были временно остановлены от начала карантина. В результате те пациенты, кому уже диагностировали онкологию, рискуют начать лечение с опозданием.

Экономические последствия

Экономисты утверждают, что надвигается рецессия, которая уже официально началась в Германии и, как ожидается, будет крупнейшей со времен Великой депрессии.

Поэтому многие организации здравоохранения, большие и малые, рассчитывают на пожертвования от частных доноров и общественности - поскольку ослабление экономики может отбросить их работу и научные исследования на много лет назад.

Итак, что можно сделать, чтобы минимизировать косвенные последствия Covid-19?

Джейн Говард назвала шаги, которые предлагает экономист-резидент ВПП.

Они охватывают широкий круг инициатив - от помощи правительствам в социальной защите населения (например, бесплатное питание для учащихся, даже когда школы закрыты) к поддержке цепи поставок и устранения торговых барьеров.

"Маленькие вещи могут иметь большое влияние, - говорит она. - Например, если водители грузовиков, которые выполняют международные перевозки, должны проходить карантин, то цепь поставок полностью разрушается. Поэтому мы просим правительства стран южной Африки поддержать своих водителей, гарантируя им право на перевозку".