Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » МВФ в шаге от новой программы для Украины. Получит ли Киев все 5$ млрд?

МВФ в шаге от новой программы для Украины. Получит ли Киев все 5$ млрд?

Категорія: Головне, Економіка
МВФ в шаге от новой программы для Украины. Получит ли Киев все 5$ млрд?9 июня должно состояться заседание Совета директоров МВФ. Ожидается, что на нем примут решение об открытии новой полуторагодовалой программы для Украины на общую сумму в 5 млрд долларов.

Для этого, как заявлял президент Зеленский, глава его администрации Андрей Ермак, а также премьер Денис Шмыгаль, Украина выполнила все "домашние задания". В частности одобрила банковский "антиколомойский закон" и закон о рынке земли.

Деньги от МВФ должны поддержать Украину во время коронавирусного кризиса, и, как рассказал председатель НБУ Яков Смолий, все они пойдут на покрытие дефицита бюджета.

В Киеве ожидают, что первый транш по этой программе составит 1,9$ млрд.

Чтобы получить остальные, - ориентировочно 1,6$ млрд осенью этого года и 1,5 млрд долларов в следующем году, - Киев должен выполнить собственные обязательства, зафиксированные в Меморандуме о сотрудничестве.

Украинские СМИ уже больше недели обсуждают эти обязательства, по привычке называют "условиями" МВФ, ссылаясь на проект Меморандума.

Как заявил представитель МВФ Гарри Райс, сам Меморандум подпишут и обнародуют после того, как примут новую программу сотрудничества. До этого МВФ не комментирует утечки информации.

Украинское правительство также официально не обнародовало документов о дальнейшем сотрудничестве с МВФ.

Однако премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что "сторонники политических спекуляций начали распространять мифы вокруг меморандума с МВФ". Но и не сказал, когда обнародуют официальную информацию об этом документе.

Но несколько из так называемых «маяков» МВФ премьер все же назвал и сказал, что они совпадают с теми направлениями реформ, которые уже внедряют в Украине.

"Это те вещи, которые Украина должна делать хоть с МВФ, хоть без МВФ. Это нам нужно и это движение к лучшей жизни", - заявил Денис Шмыгаль.

О чем говорил премьер и что это может означать?

1. "Прозрачность работы банков и госкомпаний"

Еще во время предварительных переговоров с МВФ поднималось несколько вопросов, касающихся банковской сферы.

Речь шла о сокращении доли государства в банковском секторе, которая резко возросла после национализации "ПриватБанка" в декабре 2016, а также о вхождении международных инвесторов в капитал государственных банков. Например, сейчас идут переговоры о вхождении ЕБРР в капитал "Ощадбанка".

И хотя украинская банковская система значительно окрепла после нескольких лет "очищения", на переговорах с МВФ снова шла речь о проблемных кредитах, которые обременяют банковскую систему.

От Украины требуют принять законодательные правки, которые отрегулируют взыскания задолженности так называемых "связанных лиц" - компаний или лиц, которые брали кредиты в "дружественных" банках, особенно перед тем, как эти банки пытаться спасти счет рефинансирования НБУ или или объявляли банкротами.

Обозреватели называют эти возможные законодательные изменения еще одним "приветом Коломойскому", ведь большинство проблемных кредитов, в основном выдавались "связанным лицам", касаются именно "ПриватБанка". Именно вокруг этой проблемы построены судебные дела, касающиеся "Привата".

Еще одной темой, которая постоянно нарушается во время переговоров с МВФ - сохранение независимости Национального банка, как "островка стабильности" в украинской экономике и политике.

После прихода к власти президента Зеленского, из его окружения неоднократно звучала критика в адрес нынешнего руководителя НБУ Якова Смолия, что иностранные партнеры Украины воспринимали как попытку взять под контроль работу центрального банка страны.

Сам Смолий заявил, что собирается работать на своем посту полный срок, на который он назначен - до 2025 года.

Что касается государственных компаний, то известен совет МВФ и согласие украинского правительства об уменьшении государственного сектора в экономике. Речь идет о приватизации. И среди многолетних приоритетов - продажа "Одесского припортового завода" и "Центрэнерго".

Конечно, в нынешних условиях могут возникнуть вопросы о целесообразности продажи таких крупных предприятий во время кризиса, то есть, по минимальной цене. Впрочем, такой аргумент также раздается не один год.

Пока же ожидания от приватизационных поступлений в бюджет на этот год уменьшили с 12 млрд до 500 млн грн.
 

2. "Усиление корпоративного управления госпредприятий"

Здесь прежде всего речь может идти о "Нафтогазе", после анбандлингу которого структура и деятельность компании претерпели значительные изменения.

Известно, что МВФ и другие международные партнеры Украины были недовольны вмешательством правительства в деятельность компании.

В частности, это касалось сужения полномочий Наблюдательного совета, а также некоторых противоречивых решений. Например, большие зарплаты топ-менеджеров Нафтогаза, которые вызывают недовольство уже нескольких правительств.

Подобные изменения коснутся и других крупных государственных компаний, чтобы правительство не влияло на их Наблюдательные советы, менеджмент и финансовые планы, поскольку это, как считают международные кредиторы Украины, порождает коррупционные риски.
 

3. "Независимый Антимонопольный комитет"

Международные кредиторы, так же, как и многие украинские обозреватели считают, что эффективная работа АМКУ могла бы изменить неэффективную систему, которую часто называют "олигархономикой", когда незначительная доля бизнесменов и их финансово-промышленных групп контролирует значительную часть экономики Украины.

Но пока деятельность АМКУ ограничивается проверками монопольного положения тех или иных компаний на рынке (как правило, оно так и не подтверждается), сговора между ними, а также наложения штрафов, которые обжалуются в судах.

И здесь так же не первый год звучат призывы к независимости этого органа от политического влияния и назначения его руководства на прозрачном конкурсе.
 
 

4. "Реформа таможни и налоговой"

Опять разобщены в два отдельных ведомства, с недавно измененным руководством, налоговая и таможенная службы должны выполнить сверхсложную задачу - наполнить бюджет в год коронавирусного кризиса, когда экономика Украины, по предварительным предположениям МВФ, может сократиться на 7,7%.

Может также идти о приостановлении либерализации налоговой системы, ведь большинство из наработанных до сих пор инициатив предусматривают, что на первом этапе их внедрения налоговые поступления могут уменьшиться.

С другой стороны, так же очевидно, что МВФ будет настаивать на закрытии известных бюджетных «дыр» - налоговых льгот, уклонение от уплаты налогов через ФОПы, жесткой фиксации их операций через кассовые аппараты и тому подобное.

Кроме того, не исключено, что в очередной раз внимание привлечет и растаможка "евроблях".

Введение многих из этих мероприятий в очередной раз отложили - на этот раз из-за коронавируса и карантина. Но новые сроки приближаются.
 
 

5. "Сохранение принципа" деньги ходят за пациентом "в области медицины"

Новый Меморандум с МВФ должен решить одну из важнейших интриг последнего полугодия: что будет с медреформой, начатой  Ульяной Супрун?

Если слова премьера подтвердятся, то деньги должны "ходить за пациентом" не только на уровне семейных врачей, но и больниц, то есть, будут финансироваться пациенты, а не "койко-места". Хотя и президент Зеленский, и нынешний министр здравоохранения Степанов критиковали реформы Супрун.

6. "Приведение цены на газ для населения до рыночного уровня"

Это обязательство существует почти так же долго, как и отношения Украины с МВФ. Воплотить его пока это не удалось ни одному украинскому правительству.

Для правительства Азарова это, наконец, обернулось отказом от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и обращением за деньгами к России со всеми вытекающими, включая началом конфликта с Россией, с которым пришлось иметь дело правительству Яценюка.

Когда ситуация на восточной границе стабилизировалась, а Украина перестала покупать газ из России, правительство Гройсмана также не решилось на этот шаг, а тема цен на газ стала одной из главных в президентской кампании 2019 года.

Кажется, что сейчас, когда цены на энергоносители в мире достигли многолетнего минимума, время для перехода на рыночные цены для населения наступил. Если еще год назад украинцы платили более 8,5 грн за куб газа, то теперь - вдвое меньше. А на рынке цена движется по направлению к 3 грн за кубометр.

К тому же с 1 июля 2020 теряет силу правительственное постановление о спецобязательства "Нафтогаза" по продаже топлива для нужд населения.

Но какими будут цены на газ до осени, и как эти цены отразится на платежках за тепло в новом отопительном сезоне?

На этот случай, очевидно, можно вспомнить давно предлагаемые международными кредиторами меры, увеличивающие штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг и усиливают ответственность за долги.

С другой стороны, так же длительное время - после запуска рынка газа в Украине в 2015 - обсуждается и возможность того, что конечные потребители смогут легко менять поставщиков газа, как ожидается, будет заставлять тех предлагать лучшей цене.

Впрочем, министр финансов Сергей Марченко утверждает, что цены на газ и тарифы на отопление должны снизиться: "Сейчас цена более 4 тысяч, тогда как на рынке цена - 2275 гривен. Таким образом, цена на газ в период отопительного сезона для населения будет снижена", - заявил чиновник на одном из телеканалов.
 
 

Что будет дальше?

"Кредит от МВФ не только положительно повлияет на экономику государства, но и открывает двери для Украины в вопросе получения макрофинансовой помощи от Европейской Комиссии, кредита Всемирного Банка, что позволит не только выполнить бюджет этого года, но и уменьшить нагрузку на кошельки украинский", - уверяет министр финансов.

Но у парламента возникли вопросы относительно нового Меморандума с МВФ.

Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков призвал правительство обнародовать текст меморандума, который тот намерен подписать с МВФ.

"Я убежден, что правительство должно будет продемонстрировать меморандум, подписывать с Международным валютным фондом",
- заявил Разумков.

А вот председатель пропрезидентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия заявил, что в проект Меморандума с МВФ "многие вещи изложены так, что не будут восприняты ни украинским обществом, ни парламентом".

Поэтому здесь придется вести жесткие переговоры, и не факт, что они приведут к какому-то успеха", - предупредил он, уточнив, что это "другая программа".

На самом деле, Меморандум, который должны подписать МВФ и Украина, касается именно программы stand-by, если Совет директоров МВФ решит начать ее 9 июня. И подписывать этот Меморандум от имени Украины будет правительство.

Впрочем, в истории сотрудничества Киева с МВФ не раз случалось: Украина получала только первый транш, и переговоры по выполнению "маяков" продолжались до момента, когда стороны решали начать новую программу.
 
Не исключено, что так будет и сейчас.