Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Бессильная перезагрузка

Бессильная перезагрузка

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Бессильная перезагрузка Есть такие известные строки - «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Увы, на протяжении десятилетий они никак не находят своего подтверждения, когда речь заходит о борьбе с коррупцией по-украински. Уж как ей ни пытались сломать хребет, каких профессионалов ни привлекали – все без толку. Безусловно, это явление характерно не только для нашей страны, но в ней оно приобрело поистине ужасающие масштабы.
 

Создание множества органов для искоренения коррупции результата, по большому счету, не принесло. Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Высший антикоррупционный суд, Государственное бюро расследований – вон сколько структур одним грозным фронтом брошено на войну с казнокрадством! Не говоря уже о сонме разных общественных организаций и откровенных «грантоедов». И вся эта здоровенная махина не демонстрирует глобальных успехов в битве с воровством в органах власти. Соответственно, ставя под сомнение не просто свою квалификацию и эффективность, но и вообще необходимость существования как таковую.

 

В этот же ряд можно поставить и Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики, созданный в сентябре 2015 года. Это консультативный совещательный орган при главе государства, который должен подавать ему предложения по антикоррупционной стратегии, анализировать состояние предотвращения и противодействия данному явлению. С тех пор и до окончания каденции Петра Порошенко Нацсовет собирался всего несколько раз – и то больше для соблюдения формальностей.

 

Поэтому была надежда на то, что новая власть придаст органу второе дыхание. И ведь поначалу все выглядело именно так. 18 июля 2019 года на тот момент заместитель руководителя Офиса президента Руслан Рябошапка во время заседания Нацсовета заявил, что настало время предлагать новые решения, которые помогут перейти от процесса борьбы с коррупцией к победе над ней.

 

Среди приоритетов он назвал пересмотр антикоррупционного законодательства и принятие новой стратегии, изменения в Уголовный процессуальный кодекс, разработку путей выполнения международных обязательств в рамках сотрудничества с Группой государств против коррупции (GRECO). Также Руслан Рябошапка заявил, что хочет изменить практику редких встреч в формате Нацсовета и организовать более частые его заседания.

 

В общем, звучало все красиво и оптимистично. Но по факту этот орган не собирался еще почти год, до 1 июня 2020-го. Именно в этот день Владимир Зеленский постановил, что антикорруцционный Нацсовет возглавит лично, а его заместителем будет руководитель Офиса президента Андрей Ермак.

 

Заодно подвергся значительным изменениям состав самой структуры. Гарант ввел в нее главу МВД Арсена Авакова, председателя СБУ Ивана Баканова, секретаря СНБО Алексея Данилова, руководителя Офиса генпрокурора Ирину Венедиктову (по согласию), председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александра Новикова, главу Верховной Рады Дмитрия Разумкова и первого вице-спикера Руслана Стефанчука (по согласию), директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого (по согласию) и других чиновников топ-ранга. Словом, компания подобралась солидная.

 

Также указом Владимира Зеленского определено, что в работе Нацсовета могут принимать участие международные наблюдатели и консультанты. Это Дэвид Бернстайн - ведущий специалист по вопросам государственного сектора Всемирного банка в Украине, Гарт Уиллис - член Офиса демократического управления Агентства США по международному развитию (USAID), Назар Гром - специалист по законодательному процессу и антикоррупционной политике ПРООН в Украине, Андрей Кухарук - эксперт по антикоррупционным вопросам в Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Эка Ткешелашвили - председатель Антикоррупционной инициативы Европейского Союза в Украине (EUACI), Лоуренс Хелд - руководитель проекта «Поддержка организаций-лидеров в противодействии коррупции в Украине «Взаимодействие» (SACCI), Стефани Xoлмc - начальник отдела по правоохранительным вопросам Посольства США в Украине.

 

В связи с обилием иностранной «агентуры» предполагаем одно из двух: либо украинская власть признает, что своими силами ей коррупцию не обуздать, либо сами зарубежные кураторы убедились – президентская рать на это неспособна. Но то, что из состава совета вывели практически всех общественников – тоже не дело. Какими бы они ни были, власть не может без контроля со стороны бороться с коррупцией. Она же «на паях» (интересно, у кого доля больше?) с «ревизорами» из международных структур взяла полноту полномочий в свои руки.

 

А еще нужно задаться вопросом: в чем именно состоит задача Нацсовета? Во-первых, он во многом дублирует функции других антикоррупционных органов. Во-вторых, решения совета носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Наверное, потому он и собирался считанные разы, в том числе и при президенте Зеленском. Тогда каково предназначение Нацсовета и не является ли он лишним? Разве что на его существовании в таком формате настояли западные партнеры. Если это так, тогда ничего удивительного нет: Украина обзавелась очередным элементом внешнего управления...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция