Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Уничтожит ли коронавирусный кризис угольную энергетику?

Уничтожит ли коронавирусный кризис угольную энергетику?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Уничтожит ли коронавирусный кризис угольную энергетику? Коронавирусный кризис уже существенно изменил рынок энергоресурсов в мире, по крайней мере на время. Но сможет ли пандемия "добить" угольную энергетику - самую грязную из тех, которые до сих пор обеспечивают нас теплом и светом?

Дышите глубже

Несмотря на то, что период карантина был тяжелым для всех, кто был вынужден его пережить, есть одна вещь, которой, бесспорно, наслаждались и заметили все.

Это - непривычно чистый воздух. Этот феномен был настолько очевидным, что иногда казалось, что мы являемся свидетелями какого-то масштабного эксперимента по использованию источников энергии.

Действительно из-за пандемии воздух стал чище

То, что миллионы людей по всему миру оставались дома, привело к беспрецедентному сокращению спроса на энергоносители и электричество.

А это, в свою очередь, выявило кое-что интересное в экономике современной энергетики: ненадобность угля - топлива, на котором построен современный мир.

Как после прилива, волна Covid-19 обнажила то, что было известно давно: финансовая целесообразность добычи этого грязного для окружающей среды энергоносителя весьма сомнительна.

Некоторые обозреватели даже считают, что уголь уже "не поправится" после завершения пандемии коронавируса. Но есть ли основания для этого?
 

Солнце и ветер - в тренде

В Британии состоянию на 10 июня в течение предыдущих 60 дней уголь вообще не использовался для выработки электроэнергии.

Это самый длинный период без угля за последние 200 лет, со времен начала промышленной революции, - отмечает главный корреспондент ВВС по вопросам окружающей среды Джастин Роулатт. И в ближайшем будущем, говорит он, производители электроэнергии не планируют сжигать уголь.

В США впервые потребление энергии, произведенной из возобновляемых источников, превысило потребление энергии, произведенной из угля. Хотя президент Трамп открыто и неоднократно выражал поддержку угольной отрасли, а лишь 10 лет назад половину электричества в США производили именно ТЭС на угле.

По данным Международного энергетического агентства (IEA), мы наблюдаем самое стремительное падение в потреблении угля со времен Второй мировой войны.

Собственно, свои позиции в энергетике пока удается удерживать лишь возобновляемым источникам, - говорит исполнительный директор IEA Фатих Бироль.

Этот тренд проявился еще до пандемии коронавируса.

И ключевым фактором здесь является то, что экономисты называют "маржинальная себестоимость" различных видов ресурсов.

На самом деле все просто: после того, как вы построили электростанцию, постоянно покупать топливо, например уголь, дороже, чем просто позволять солнцу светить, а ветру - дуть.

В дополнение к этому, строительство электростанций, работающих на возобновляемых источниках, обычно дешевле, чем для традиционных энергоносителей. И с каждым годом эта разница возрастает.

А теперь добавьте к этому, что голос лоббистов "чистой энергии" в мире будет звучать все громче.

Наконец, уголь считают самым большим виновником в загрязнении воздуха карбоновыми выбросами и другими токсичными веществами, стоимость которого, кстати, не учитывается в конечной цене сжигания угля.

Неудивительно, что многие страны уже выбрали возобновляемые источники как приоритет для развития своей электроэнергетики. А инвестиции в уголь, похоже, вытесняются с рынка.

Однако не все так просто.
 

Ветер с Востока победит ветер с Запада?

Уголь играет значительную роль в пятилетнем плане развития экономики Китая. Есть планы роста угольного сектора на 20%.

В Индии правительство завершает работу над многомиллиардным пакетом мер, которые должны стимулировать экономику после выхода из карантина. И там также предусмотрены инвестиции на развитие угольного сегмента энергетики.

Если учитывать экономический вес современных Китая и Индии, это определенным образом переворачивает картинку вверх ногами.

По оценкам аналитиков, в 2019 году потребление угля достигло своего пика, и уголь как энергоноситель вполне может дожить до 2030-х.

Это не очень приятная новость для тех, кто обеспокоен изменениями климата в мире.

Но правительства, хоть и не находятся под таким давлением соображений о прибыли, как коммерческие компании, все равно довольно редко согласны субсидировать убыточные отрасли вечно - особенно, очень грязные.
 

Как оно не так, то оно и не этак, - вот в чем логика

Впрочем, в Украине все может быть по-другому и еще более парадоксально.

На протяжении многих лет и до последнего времени львиную долю электроэнергии в Украине - более половины - производили атомные станции.

Еще более трети производства электричества приходится на ТЭС, которые преимущественно работают на угле.

Именно тепловые электростанции использовались и как главные маневровые мощности, которые позволяют быстро нарастить или уменьшить производство в зависимости от спроса.

Доля зеленой энергетики в общей генерации была сначала мизерной - около 1%. А в апреле 2020, по данным НКРЕКП, она составляла уже около 8%.

В свое время Киев привлек инвесторов в возобновляемую энергетику очень высокими тарифами.

После запуска рынка электроэнергии все расчеты в электроэнергетике были разбалансированы, ведь производители с долей в десятой части рынка выставляют на порядок выше тарифы, чем производители, дают более половины энергии.

Правительству пришлось менять энергетический баланс, уменьшая долю АЭС и увеличивая долю тепловой и возобновляемой энергетики.

Проблем добавила и структура собственности в этой области. Львиная доля добычи угля и тепловой энергетики в Украине приходится на энергетический холдинг ДТЭК, входящий в финансово-промышленную группу СКМ, контролируемую Ринатом Ахметовым. Но так же ДТЭК (вместе с рядом иностранных инвесторов) является одним из главных игроков на рынке возобновляемой энергетики в Украине.

На протяжении последних месяцев правительство проводило переговоры с инвесторами об изменении тарифной политики по зеленой энергетике, а те угрожали обжаловать в арбитражах изменения в условиях инвестирования в Украину.

Наконец, премьер-министр Денис Шмыгаль заявил о достижении компромисса с зелеными инвесторами. Ожидается, что меморандум с ними могут подписать уже в ближайшие дни.

Но как это ни парадоксально, выглядит, развитие зеленой энергетики в Украине вовсе не означает смерть угольной. Даже после коронакризиса.