Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Местные выборы: побитые гривной

Местные выборы: побитые гривной

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Местные выборы: побитые гривнойСовсем немного времени осталось до того момента, как в Украине должны быть официально объявлены местные выборы. По действующему с 1 января Избирательному кодексу, кампания претерпит несколько существенных изменений. В частности, увеличилась сумма залога для кандидатов в мэры, а также депутаты областных, городских и поселковых советов.
 

Ранее залог рассчитывался в виде четырехкратного размера месячной минимальной зарплаты на каждые 100 тысяч избирателей одномандатного округа. В новом законодательстве предлагалось исходить из расчета уже на каждые 10 тысяч избирателей. Грубо говоря, сумма залога увеличивалась в 10 раз. И это обстоятельство устроило не все политические силы, которые собирались бороться за место под солнцем.

 

По таким расценкам гражданину, желающему баллотироваться, например, в мэры Запорожья, нужно заплатить 1 миллион 77 тысяч гривен – по формуле для городов областного значения и городов, в которых зарегистрировано от 90 тысяч избирателей и больше. Таких населенных пунктов в стране 30 (не считая оккупированных территорий). Значит, партии, которая будет выдвигать там своих кандидатов в мэры, нужно расщедриться на 20 с лишним миллионов. А ведь есть еще городские и областные советы, и они тоже «недешевые».

 

Словом, новый формат по нраву пришелся не всем. Особенно представителям небольших политсил, для которых такие суммы неподъемны. И они поспешили обвинить партию власти в попытке узурпации этой самой власти на местах. Впрочем, политологи не были так категоричны: по их мнению, повышенный залог для участия в выборах позволит отсеять ни на что не претендующие политсилы, технических кандидатов и просто «фриков».

 

Оппоненты нового Избирательного кодекса сетовали также на то, что партии, получающие финансирование из госбюджета, изначально находятся в привилегированных условиях в сравнении с другими. Мол, им есть откуда брать средства на залог. Но это не совсем так: полученные из казны деньги они не имеют права тратить на мероприятия, связанные с выборами, – следовательно, будут искать средства в других местах.

 

Также ряд непарламентских партий выступили с заявлением против изменений в Избирательный кодекс относительно местных выборов. Их не устраивают планы «Слуги народа» о необходимости для партийучаствовать в выборах на 2/3 округов Украины, установлению проходного барьера в 5%, а также по «сужению» населенных пунктов, где человек может идти на выборы в местные органы власти не от партии и без внесения залога, с 90 тысяч до 10 тысяч населения.

 

- То есть участники выборов будут входить в одну огромную партию, которая покроет всю территорию Украины. В то же время она должна набрать не менее 5% по всей стране. Если этого не произойдет, она не сможет выиграть выборы в вашем городе... По сути, это насильственное принуждение всех политиков на местном уровне баллотироваться от одной провластной партии, - говорится в заявлении.

 

Председатель партии «Слуга народа» Александр Корниенко комментировал соответствующие изменения в Избирательный кодекс так:

- Все, что касается обсуждаемых предложений о 2/3 охвата страны для партии и 5%-ном барьере на национальном уровне, - это попытка навести порядок и структурировать местный политический ландшафт. Относительно снижения 90-тысячного барьера до 10 тысяч жителей: мажоритарная система должна использоваться для ситуаций, когда депутат знает своих избирателей в лицо. Очевидно, что это сельские и поселковые территории до десяти тысяч человек. И в этот формат на самом деле попадает треть избирателей страны, - сказал он.

 

Но в итоге под давлением политикума и общественности в залоговые нормы власть таки решила внести изменения, и существенные. Верховная Рада поддержала за основу законопроект №2769 относительно уменьшения залога для участия в выборах. Им предлагается унифицировать подход для кандидатов в мэры в городах с числом избирателей более 90 тысяч и избирательных списков партий в местные советы (областных и городских с числом избирателей более 90 тысяч), установив сумму денежного залога в 4 минимальных заработных платы за каждые 90 тысяч избирателей.

 

Кандидаты в депутаты городского (населенного пункта на 15 тысяч и более избирателей) или областного совета, а также лицо, которое идет на должность городского головы путем самовыдвижения, будут платить в качестве залога одну минимальную зарплату (4723 гривны) на каждые 10 тысяч избирателей. А кандидаты в депутаты сельского, поселкового и городского (с числом избирателей до 15 тысяч человек) советов путем самовыдвижения- 20% от минимальной зарплаты.

 

В общем, залоговые суммы с подачи власти могут стать более приемлемыми. Но не настолько, чтобы попытаться влиться в органы местного самоуправления имел возможность буквально каждый желающий. В этом плане нормы Избирательного кодекса нареканий, в принципе, не вызывают. Надоели нам длиннющие «простыни» с мало кому известными фамилиями: теперь и сами кандидаты, и некоторые партии сто раз подумают, прежде чем регистрироваться в окружном избиркоме.

 

С другой стороны, все-таки с точки зрения равноправия и демократии права небольших политических сил и граждан ущемляются – тут тоже не поспоришь. Хотя в Украине развелось столько партий, что обычный человек и о 80% из них не слышал никогда. Может, залоговые нормы приведут к тому, что такие «игроки» исчезнут с политического горизонта? Вряд ли от этого стране станет хуже.

 

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция