Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » День Петра и Павла: черный борщ и женские обеды

День Петра и Павла: черный борщ и женские обеды

Категория: Общество, Культура
День Петра и Павла: черный борщ и женские обеды 12 июля отмечают день памяти святых апостолов Петра и Павла - первых учеников и ближайших помощников Иисуса Христа.

В Украине апостолов почитают как покровителей земледелия, нового урожая и пастухов.

В день Петра и Павла воздерживаются от полевых работ, стирки и шитья и тяжелой работы по хозяйству.

В этот день заканчивается петровский пост и в честь апостолов устраивают праздничные петровские обеды, на которые приглашают родных, кумовьев, соседей, а также малоимущих людей.

В этот день посещают сирот, немощных и больных и приносят им угощения.

По народным преданиям, в этот день Иисус Христос вместе с Петром и Павлом ходят по земле и проверяют, как люди их уважают, соблюдают предписания празднования, не обижают ли слабых и бессильных.

Виновных - безжалостно наказывают, призывая несчастье, пожар, болезни. Поэтому каждый, кто в этот день посетит дома, стоит гостеприимно принять и угостить.

Петровские обеды готовят из того, что в этом году созрело на поле, в огороде и саду. На столе обязательно должно быть борщ с нового урожая.

Поскольку недозрелые свекла и морковь, молодые листья капусты не дают характерного насыщенного цвета, петровский борщ называют "серым". На Харьковщине его готовили из трех молодых петушков в трех горшках.

В Житомирской варят "черный борщ". Такой цвет дают грибы, которые уже появляются в это время.

"На Петра без гриба они не завтракают и не обедают",
- говорят местные пословицы.

Старинная легенда рассказывает, что когда хлебный колос был большой, на весь стебель. Иисус Христос с Петром и Павлом то зашли в дом к одной женщины и увидели, что она не уважает хлеб.

Разозлившийся Господь ударил колос и все зерно осыпалось. Но Петр и Павел уговорили Спасителя оставить немного зерна на вершине стебля для кошек и собак, которые не провинились перед ним.

С тех пор люди потребляют "собачью и кошачью судьбу", а Петра и Павла почитают как спасителей святого хлеба.

В их честь этого дня надо обязательно сделать первый сноп на поле, поставить в углу и зерном из него засевать озимые.

Обязательно к праздничному обеду печется хлеб из муки нового урожая, даже если зерно иногда и недозрелое.
 
К середине XIX века в Киеве сохранялся обычай освящать на Петра и Павла в церкви хлеб нового урожая. Пекли его из ячменя, который жали перед Петровым днем.

На Полтавщине и Сумщине петровские обеды, на которые собирались только женщины, назывались "бриксы".

Устраивали их, чтобы коровы не брыкались и не дрались, чтобы хорошо "отгуляли" и привели здоровых телят.

На Подолье женщины в этот день "замачивали подойники" - вместе обедали и закармливали коров травами желтого цвета, "чтобы желтое молоко было".

К празднику готовили ритуальное печенье из яиц и сыра, который хозяйки собирали в течение петровского поста.

Легенда рассказывает, что Петр и Павел, путешествуя, питаются только сырниками-мандриками. То кукушка украла у святого Петра одну мандрику. За это ее Бог наказал, и она ежегодно на Петра давится ней и перестает куковать. Если же кукует и после Петра это предвещает долгую и теплую осень.

Пастухи уважают святого Петра как своего патрона.

Во всех регионах Украины когда-то к празднику Петра они не стригли волос, держали пост, чтобы выпас скота прошел без потерь в стаде и стаде. Вечером хозяева щедро их угощали.

На Бойковщине и Гуцульщине Петров день считался основным праздником пастухов. На Петра ватага пастухов спускалась с гор и на сельском выгоне собирались совместные обеды на их признания.

Накануне в земле выкапывали неглубокий ров четырехугольной формы так, чтобы посередине остался квадрат зеленой травы. Туда втыкали крест из ветвей, украшали его полевыми цветами и венками.

Пастухи садились вокруг импровизированного стола, свесив ноги в яму. Хозяева скота выставляли лучшие угощения, угощали их водкой, одаривали комками масла и сыра.

Чествовали пастухов щедро, потому что от них зависело, насколько хорошо напасется скот в течение лета.

На Петропавловские празднования ставили качели и круговые карусели, о чем вспоминает православный полемист ХVII века Иван Вышенский.

Благодаря его гневным обвинениям украинцев в соблюдении языческих обычаев сегодня мы знаем, что на праздник Петра и Павла много людей собиралось "на то дьявольское зрелище".

Колыхание на качелях было архаичным способом очистки воздухом накануне важного события - жатвы, которые полным ходом начинались после Петрового дня.

Обычай ставить Петропавловской колыбели у сельских кладбищ и церковных кладбищ свидетельствует об их древней связь с культом мертвых.

Ритуальные действия, традиции совместных обедов свидетельствуют, что на фигуры святых Петра и Павла были перенесены функции архаических божеств урожая, плодородия и изобилия, имя которых на сегодня уже потеряно "в походе веков".