Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » ЗМЗ "Мотор Сич": ставка на кадровый ресурс и новые направления

ЗМЗ "Мотор Сич": ставка на кадровый ресурс и новые направления

Категория: Экономика, Регион
ЗМЗ "Мотор Сич": ставка на кадровый ресурс и новые направленияДва года назад Запорожский машиностроительный завод им. В.И. Омельченко перешагнул свой 30-летний юбилей с достойными высокотехнологичными мощностями, результативными производственными показателями и созидательными планами. Обособленное подразделение МОТОР СИЧ в числе немногих предприятий в стране напоминает о том, что Украина все-таки остается индустриальной державой с мощным промышленным потенциалом. Как работает и чем живет сегодня ЗМЗ, узнавали журналисты ПОЗИЦИИ.
 
Первое, на что обращает внимание – присутствие в цехах преимущественно молодежи. Директор ЗМЗ Сергей Данилов убежден, что приток молодых кадров является залогом эффективной работы предприятия, поэтому здесь созданы достаточные условия для обучения и профессионального роста.
 
– У нас большой запрос на рабочие профессии. Прежде всего, мы привлекаем молодежь, которая на сегодня составляет 25% работников предприятия. Средний возраст наших сотрудников варьируется в пределах 45 лет. При этом мы сохраняем кадровый потенциал – наряду с молодым поколением трудятся умудренные опытом рабочие, что свидетельствует о преемственности поколений и наставничестве на ЗМЗ. Люди, пришедшие после вузов и набравшись достаточного опыта на рабочих специальностях, уверенно поднимаются по карьерной лестнице. У нас не только рабочий, но и руководящий костяк завода составляют молодые кадры.
 
Предприятие постоянно строится, модернизируется, обновляется. Новые технологии и современное оборудование требуют таких же подходов к производству, и могу с уверенностью сказать, что наши специалисты готовы к этим вызовам. Поэтому мы даем карт-бланш новой когорте руководителей осваивать наше высокотехнологичное производство и выдавать продукцию наивысшего качества, – резюмировал Сергей Николаевич.
 
За небольшим исключением, на ЗМЗ работают люди с похожей образовательной судьбой: авиаколледж им. А.Г. Ивченко – армия – легендарная машинка, которая, к слову, была и остается кузницей кадров для крупнейшего в стране предприятия МОТОР СИЧ и его подразделений.

Подготовка к полету

Прежде чем прийти на завод, такой путь прошел испытатель-механик, зам. начальника цеха по производству Роман Кульбака. Молодой руководитель на практике досконально освоил все техпроцессы родного цеха, поэтому на все наши «почему» дал исчерпывающие ответы.
 
– Испытательному цеху 35 лет. Он появился прежде, чем был построен завод. Это испытательный участок, вокруг которого вырос ЗМЗ. Обрастая новыми цехами и отделами, завод работал, испытания здесь проходили в четыре смены, и продукция отправлялась заказчику, – рассказал Роман Владимирович.

Здесь работает испытательный стенд, вошедший в эксплуатацию 35 лет назад. Его безупречная работа и актуальность не уступает оборудованию нового поколения. На нем, как и с первых дней работы, проводятся испытания двигателя Д-18, запроектированного на ЗМКБ «Прогресс».

– Это самые крупные двигатели, которые изготавливаются и ремонтируются на МОТОР СИЧ, их тяга составляет 23 тонны. Устанавливаются на большие самолеты «Руслан»(4 двигателя) и «Мрия» (6 двигателей). От момента постановки до упаковки – испытания длятся две недели. Со временем, благодаря расширению ассортимента авиационной продукции, цех наполнялся испытательными стендами других модификаций – для испытаний двигателей АИ-322 и АИ-222. Также в поселке Канцеровка на нашей промплощадке проходят испытания газотурбинные приводы, которые применяются на электро– и газоперекачивающих станциях. Испытываются они в комплексе электростанций разных мощностей – от 0,3 до 10 МВт (1МВт = 1000кВт – ред.). Это очень широкий профиль работы. Работают специалисты универсальные – на всех типах оборудования, как на газоперекачке, так и на авиационной технике, – сообщил зам начальника цеха по производству.
 
Несколько лет назад ЗМЗ освоил перспективное направление – испытания четырех типов вертолетных редукторов – ВР-14; ВР-8, ВР-24, ВР-17МС. Последний, опытный – собственная разработка МОТОР СИЧ.

– В цехе проходят испытания редукторы как отремонтированные, так и изготовленные на МОТОР СИЧ. В планах – испытания двигателя АИ-322Ф с форсажной камерой сгорания,
– подытожил Роман Кульбака.

Ресурсное продвижение

Механический цех ЗМЗ обеспечивает работоспособность всего оборудования на заводе и осуществляет всю крупногабаритную механическую обработку не только по заводу, но и по всему АО «МОТОР СИЧ». Стенды для испытаний различных агрегатов на вертолетную тематику и инструментальные тумбочки также производит этот цех. При этом здесь работают не только на авиационную промышленность страны.

Начальник механического цеха Денис Прасолов рассказал, что сегодня появилось новое направление: с 2017 года запущены в производство элеваторные стеллажи собственной разработки (запроектированы на базе МОТОР СИЧ), которые не уступают в качестве дорогостоящим немецким. Имеют широкий спектр назначения – для хранения деталей, комплектующих и других изделий на крупных промышленных объектах. Грузоподъемность одного стеллажа составляет 2,4 тонны.
 
Еще одно актуальное направление в производственном процессе цеха – изготовление фильтров для очистки воздуха, которые прекрасно заменили немецкие. Кроме этого специфика работы механического цеха заключается в производстве электростанций на 6МВт. Одна такая электростанция обеспечивает электроэнергией небольшой поселок, а собрать этот комплекс не представляет сложностей буквально в чистом поле.
 
– Мы также на перспективу развиваем тему изготовления коробов для литейного цеха, которые используются для прокалки стержней. С учетом внутрипроизводственных запросов работаем на собственного потребителя. Зачем покупать на стороне то, что можно изготовить в рамках нашего предприятия, – резюмировал Денис Юрьевич.

Здесь рождаются детали

Следом за испытательным цехом, в процессе строительства ЗМЗ, появился литейный. Начальник цеха точного стального литья Роман Кутняк рассказал, что основной задачей подразделения является изготовление заготовок методом литья по выплавляемым моделям. Начинается процесс с трудоемкого изготовления керамических стержней для литья турбинных, сопловых лопаток, секторов сопловых аппаратов и других деталей сложнофасонной формы, обеспечивающих внутреннюю полость будущих отливок. Но изготовление стержней – лишь первый этап производства будущей заготовки. Второй – изготовление карбамидных стержней, моделей, модельных блоков и керамических форм для изготовления заготовок из жаропрочных сплавов. Третий этап изготовления в цехе – самый зрелищный и ответственный процесс – заливка форм металлом. Для этого используется не только покупной, но и сплав собственного изготовления. Для отливки цельнолитых сопловых аппаратов с полыми охлаждаемыми лопатками более пяти лет назад по техническому заданию специалистов МОТОР СИЧ была разработана вакуумная индукционная высокочастотная плавильная печь.

Как отметил начальник литейного цеха, особенностью этого подразделения является замкнутый цикл производства; на территории цеха располагается участок термической обработки, который позволяет сократить цикл обработки заготовок и производить сдачу уже готовой продукции на головное предприятие. При этом успех выхода качественной продукции в основном зависит не от бездушной машины, а от живых рук.
 
– Изготовлением стержней и моделей в цехе занимаются женщины. Из 240 сотрудников литейного цеха половину составляют представительницы прекрасного пола, занятые в этом уникальном производстве, – рассказал Роман Владимирович.
 
На участках цеха работает группа девушек-модельщиц. Они вручную изготавливают модели стержней – будущие заготовки, куда заливается металл. Делают это со 100-процентным контролем каждого изделия на качество. Это ювелирная работа. Для этого нужно иметь хорошее зрение, координацию и чувствительные пальчики. В модельные блоки будущие детали представительницы прекрасного пола также собирают вручную.

Оснастка для авиации

Начальник инструментального цеха Дмитрий Марченко уверен, если театр начинается с вешалки, то любое крупное промышленное предприятие начинается с инструментального цеха, где шлифовальные, фрезерные станки составляют основу всех производственных процессов.
 
– Производство двигателей и деталей моторов начинается с оснастки оборудования. А мы как раз являемся изготовителями этой оснастки, которая позволяет производить обработку или контроль выпускаемой продукции. На сегодня инструментальный цех обеспечивает оснасткой внутренние потребности своего завода, включая испытательный, механический и литейный цеха, а также отчасти и головного предприятия, – отметил Дмитрий Валерьевич.

В инструментальном цехе тоже не обходится без женских рук. Здесь работают заточницы – они для всех подразделений затачивают инструмент, используемый на предприятии. Работники цеха в возрасте 30-35 лет составляют 70% от общего числа. Старшие коллеги передают им свой богатый производственный опыт. Для того чтобы из молодого поколения, пришедшего на станки и другое оборудование, получились настоящие инструментальщики, наставники обучают их с нуля. А работать есть на чем, были бы руки. Из Полтавской области, где работает структурная единица МОТОР СИЧ – Лубенский станкостроительный завод, прибыли четыре совершенно новых круглошлифовальных станка. На них проведены пусконаладочные процессы, и теперь оборудование ждет своих инструментальщиков. Сообщаем по секрету: ЗМЗ набирает штат для работы на этих станках.

Молодежное крыло ЗМЗ

У предприятия есть два, образно говоря, кадровых крыла. Первое составляют работники старой закалки, которые дарят свой богатый опыт новой смене и дают путевку во взрослую заводскую жизнь. И как вы поняли, в нерушимой связке со «стариками» не прерывает производственный полет молодежное крыло ЗМЗ.

Мы поговорили с молодежным лидером Запорожского машиностроительного завода, сотрудницей отдела капитального строительства Ириной Демиденко о существующих наработках и дальнейших планах молодежки.

– Наша молодежь – постоянный активный участник спортивных соревнований. В СК «МОТОР СИЧ» мы соревнуемся с цехами завода в различных видах спорта – это легкоатлетическая эстафета, кросс, перетягивание каната, гиревой спорт, метание гранаты, волейбол, подтягивание на перекладине, плавание, настольный теннис, шахматы и шашки.

Большое внимание уделяем памяти о погибших за наше мирное небо. Не так давно мы взяли шефство над мемориалом в селе Каневское, где в братской могиле захоронены более 350 военнослужащих Советской армии, сложивших головы в годы Второй мировой войны. Ежегодно, 9 мая и 14 октября, молодежь предприятия организовывает митинги-реквиемы в память погибших воинов-освободителей Запорожья и поддерживает территорию мемориала в ухоженном состоянии.

Также наши ребята участвуют в городских творческих конкурсах и интеллектуальных играх. В областном центре молодежи сотрудники ЗМЗ занимают лидирующие позиции в игре «Что? Где? Когда?» и других викторинах. В этом году выступим одними из организаторов подобных турниров среди наших предприятий.
 
Активный отдых заводской молодежи на турбазе «Меридиан» и острове Хортица всегда сопровождается конкурсами и спортивными состязаниями. В рамках проекта «Узнай свой город» планируем эксклюзивное проведение молодежных экскурсий по Запорожью – рассказала ПОЗИЦИИ Ирина.

Подытоживая нашу экскурсию по легендарному Запорожскому машиностроительному заводу, отметим, что его продукция конкурентоспособна благодаря высочайшему уровню качества. И в этом заслуга, прежде всего, большого коллектива предприятия. Именно он своим трудом, вопреки всем сложностям в стране, заслуженно держит свое предприятие на лидирующих позициях в мировом масштабе и уверенно идет к очередному юбилею.
 
Наталья НЕСТЕРЕНКО, фото Владимира САЛЬНИКОВА