Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Станет ли юг Украины Сахарой?

Станет ли юг Украины Сахарой?

Категория: Позиция » Новости Позиция » Экономика
Станет ли юг Украины Сахарой? Прогнозы ученых неутешительны: из-за климатических изменений значительная часть нашей территории может стать пустыней, если не развивать систему орошения.

Угроза превращения южных регионов Украины в пустыню существует. В этом убедились аграрии некоторых областей - они из-за засухи потеряли почти весь урожай. И это будет повторяться все чаще за климатических изменений, предостерегают ученые.

Апокалиптический прогноз

На круглом столе «Стратегия развития системы орошения в Украине», организованном Всеукраинской аграрной советом, директор Института водных проблем и мелиорации Национальной академии аграрных наук Украины Михаил Ромащенко с грустью заметил: Украина занимает мировое первенство по росту среднегодовой температуры - более 0,6 градуса за десять лет.

Ученые на основе имеющихся данных попытались смоделировать, что произойдет с отечественным климатом и водными ресурсами в 2050 и 2100 годах. Получилось, что к 2050-му среднегодовая температура вырастет на 2,2-2,5 градуса, к 2100 году - на 3,1-3,3 градуса, тогда как количество осадков в южных регионах не увеличится. Возрастет и испарение влаги, уменьшатся речные стоки, и сельскому хозяйству критически не будет хватать воды. В 2050-м году дефицит влаги составит 550-570 мм. Это фактически показатели пустыни. К 2100 году дефицит воды охватит 60% территории Украины. Предотвратить эту опасность можно только развивая орошения.

Восстановление орошения в зонах рискованного земледелия - сегодня актуальная тема как для аграриев, так и для государства.

Как аграриям перекрывают воду

Оросительная система Украины лежит в руинах, отметили участники круглого стола. В начале независимости было 2,17 миллиона га поливных земель, на сегодняшний день - не более 500 000. Восстановить хотя бы прошлые объемы орошения за счет только государства, очевидно, невозможно. Аграрные компании готовы инвестировать средства в развитие орошения, ведь они и сами в этом заинтересованы. Но заинтересованность - это одно, а возможность - совсем другое.

Некоторые аграрные компании пытаются создать у себя системы орошения уже сейчас, однако есть трудности. Компания «Агропродукт ЛТД» построила оросительную систему на 956 га, однако не может добиться отвода земельного участка под насосную станцию, так как должна временно расположить ее ... на воде.

Еще одна проблема - подключение насосов к электросети. Сельхозпроизводители жалуются: требования к подключению составлены так, что соблюсти их невозможно. Или кто-то намеренно вредит, или на взятки намекают - точно не известно.

Вероятнее последнее, потому что если подключения и удается добиться, появляются какие-то энергосервисные компании, вроде независимые, но на самом деле они находятся под крышей отдельных представителей местных органов власти. Они навязывают какое-то свое якобы энергосберегающее оборудование насосных станций, но по таким ценам, что о бережливости речь уже не идет.

И куда уж больше, если и так строительство оросительной системы - недешевое удовольствие? Стоимость материалов и работ составляет примерно 48 000 гривен на гектар орошаемого поля.

Еще одна проблема - очень высокие тарифы на воду для полива. А главное - формируют их непрозрачно, потребители не понимают, почему должны платить именно столько. И наконец как проложить трубы через земли других собственников, если не все дают на это согласие, видимо, тоже намекая на какие-то компенсации?

Роль государства

Очевидно, чтобы решить все эти вопросы, необходимо принять на уровне государства нормативные акты. Первым и самым необходимым из них называют закон об организациях водопользователей, проект которого находится на стадии разработки и обсуждения. Согласно замыслу, организация водопользователей должна быть неприбыльной, целью ставит обслуживание оросительных систем и обеспечения пользователей водой для орошения.

Однако здесь тоже есть проблемные вопросы, в частности каким образом передавать водопользователям объекты мелиоративной системы: в собственность, льготную аренду или еще как. Еще вопрос: предоставлять пользователям право строить новые системы и приватизировать имеющиеся, как закрепить право собственности на трубопроводы и т.д.?

Эти все вопросы как-то можно решить, было бы желание власти. А оно есть. Первый заместитель председателя Госводагентства Алексей Кузьменков на том же мероприятии заявил о поддержке идеи создания ОИК и пообещал за два месяца представить комплексный план развития орошения и дренажа до 2030 года.

В Минэкономразвития принимают меры для реализации задач, заложенных в Стратегии развития орошения в Украине на период до 2030 года. Об этом заявил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко на другом круглом столе, который состоялся в Одессе, на ту же тему: «Восстановление орошения в зонах рискованного земледелия». Это уже свидетельство того, насколько актуальна затронута тема.