Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему большинство украинцев находятся в экономическом подполье

Почему большинство украинцев находятся в экономическом подполье

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Почему большинство украинцев находятся в экономическом подпольеДействующая бюрократическая система делает невозможным легализацию частных инициатив и бизнеса.
 

В начале 1990-х за государственный счет были проведены работы по перераспределению земель сельских, поселковых, городских советов и сведен баланс земель в пределах Украины. Эту информацию корректировали каждые полгода путем подачи государственных статистических отчетов по форме 6-зем и 2-зем. Фактически независимое государство Украина узаконило то, что было в советское время.

 

И бюджет пуст, и земля в сорняках

Для качественного формирования баланса земель Госкомзем Украины (современный Держгеокадастр) разработал систему кадастровых номеров, исходя из кодов Классификатора объектов административно-территориального устройства Украины, уменьшив учетную единицу с территории сельского, поселкового, городского совета к кадастрового квартала. Для завершения формирования кадастра оставалось увязать площади участков в пределах кадастровых кварталов и дождаться, когда участки будут зарегистрированы в госреестрах. Но с 2005 года Держгеокадастр приостановил проведение земельной реформы, и с тех пор вся его деятельность была направлена на создание коррупционной модели для обогащения определенных лиц, а о наполнении государственного или местных бюджетов речи не было.

 

Согласно закону о землеустройстве, землю можно использовать: как средство производства, то есть выращивание сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, лесов; как производственный и коммерческий базис для размещения объектов, которые дают прибыль; как социальный, пространственный базис и экологический ресурс. Наибольшую прибыль в бюджеты всех уровней дает использование земель именно как производственного базиса, потому что это налоги на прибыль предприятий, с работающих граждан, рабочие места местного населения, заработная плата, которую полностью или частично будет потрачено в определенной местности. Также это переработка продукции, полученной из земель как средства производства и соответственно добавленнаяк ней стоимость. Поэтому государство прежде всего должно быть заинтересовано в том, чтобы предоставлять свободные земельные участки для размещения объектов производства и коммерческого использования.

 

Что же происходит в Украине с 2005 года? Вместо того чтобы привлекать инвестора путем открытых конкурсов, исходя из инвестиций и продукции, которую он будет производить, создание рабочих мест, предоставление социальных гарантий работникам и контроль со стороны государства конкурсных условий, государственные чиновники решили продавать право аренды на аукционах, то есть тому, кто дал больше денег, особенно в теневом формате.

 

Деньги мы проели, а земля стоит в сорняках и ее перепродают. Инвесторам, потенциальным плательщикам в бюджеты продают право аренды на аукционе, а участки, которые уже никогда не будут давать дополнительной прибыли, раздают бесплатно, через коррупционные схемы и другие виды приватизации.

 

Но наиболее интересное началось потом. К 2013 году государство признало отвод земельных участков, который был осуществлен ранее.. Граждане или юридические лица обращались к соответствующей землеустроительной структуре, заказывали документацию, которую утверждал соответствующий орган, и участок передавали в собственность или аренду.

 

С 2013 Держгеокадастр для создания максимально коррупционной среды сначала ввел необходимость формирования земельных участков, за редким исключением, только путем разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков. А сейчас, чтобы получить под застройку земельный участок, даже тот, который десятки лет находится у гражданина в пользовании, необходимо:

  • обратиться в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления для получения соответствующего разрешения на разработку проекта, тем более что одним из этих органов становится Держгеокадастр;
  • обратиться в орган Держгеокадастра для получения перечня ограничений, получения справки из статистической отчетности, проведения экспертизы (если это предусмотрено законом);
  • обратиться к Держгеокадастру и органам, определенных статьей 186-1 Земельного кодекса о согласовании проекта;
  • обратиться в орган Держгеокадастра для регистрации земельного участка;
  • обратиться в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления для утверждения проекта.

Если государство не легализует процесс, то и в дальнейшем будет заставлять людей торговать с колен в прямом и переносном смысле.

 

 

Чтобы открыть киоск, нужен почти год

Теперь необходимость проведения второго и третьего пунктов отпала, однако приходится получать копии с публичной кадастровой карты. По каждому пункту стоит коррупционная составляющая и немалая.

 

О каком ведении бизнеса может идти речь, если украинцам даже на земельные участки, на которых расположено их имущество (объект недвижимости), вынуждены все эти разрешения собирать годами? И когда же поступят соответствующие платежи в бюджет?

 

Только для того, чтобы установить и открыть, например, на территории Полтавской области киоск для торговли овощами, потенциальному предпринимателю нужно потратить почти год:

  • день - на регистрацию физического лица-предпринимателя в государственного регистратора;
  • 10 дней - на регистрацию ФЛП в ДФС (налоговой инспекции);
  • еще 10 дней на получение разрешения на возможное расположение ТС (заявление в орган местного самоуправления - отдел архитектуры и градостроительства за ЦНАП) столько же времени - на изготовление паспорта привязки;
  • 30 дней - на рассмотрение заявления ЧП в органах местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на который распространяется право сервитута;
  • 180 дней (6 месяцев) - на изготовление технической документации;
  • 30 дней - на утверждении технической документации по землеустройству;
  • 10 дней - на составление договора сервитута земельного участка;
  • 15 дней - на регистрацию в реестре прав;
  • 21 день - на подключение объекта к электроснабжению и тому подобное.

 

Только после этого можно устанавливать киоск и торговать.

 

В целом оформление документов занимает до 12 месяцев, и это при условии доброй воли и согласия всех участников процесса: местных жителей, депутатов, государственных служащих.

 

Устанавливать киоск разрешено только на определенных территориях, в большинстве случаев устанавливать можно во дворах многоэтажных жилых домов, а у дорог запрещено.

 

Чем больше препятствий на пути получения земли и основания собственного дела создает действующая бюрократическая система, тем больше граждан переводят свой бизнес в тень и живут в экономическом подполье. По официальным данным, таких теневиков в стране сейчас 53%, а по неофициальным - до 70%.

 

В Держгеокадастре с 2016 года отменили статистические учетные документы, выбрасывая на помойку государственные бюджетные средства, затраченные на их создание. Даже сложно представить, как можно формировать бюджет государства без статистической информации.

 

Или мы сломаем бюрократическую машину и, легализируя имущество, бизнес и недвижимость каждого гражданина, выведем народ из экономического подполья, или государство и дальше продолжит прозябать в пропасти теневой экономики и коррупции и заставлять людей торговать с колен в прямом и переносном смысле.