» » » » Сигнал от слияния черных дыр летел 7 млрд лет и "всколыхнул" Землю

Сигнал от слияния черных дыр летел 7 млрд лет и "всколыхнул" Землю

Сигнал от слияния черных дыр летел 7 млрд лет и "всколыхнул" Землю Представьте, как энергия восьми Солнц внезапно высвобождается в пространство.

Именно такая мощность в "ударной волны" от крупнейшего известного науке слияния двух черных дыр, которую описывает корреспондент BBC по науке Джонатан Амос.

Эхо той масштабного события дошло до Земли через семь миллиардов лет, но оно было достаточно сильным, чтобы его зафиксировали лазерные датчики в США и Италии в мае прошлого года.

Исследователи говорят, что в результате столкновения черных дыр образовался объект массой 142 наших Солнца.

Это, кстати, необычно - науке уже давно известны как намного большие, или намного меньшие черные дыры.

Тогда как новая черная дыра знаменует собой появление нового класса так называемых "средних черных дыр", массой от 100 до 1000 Солнц.

Это новейшие данные от сотрудничества LIGO-VIRGO - Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории и интерферометрическая гравитационно-волновой антены.

Проект использует три сверхчувствительные к гравитационных волн системы в Америке и Европе.

Его лазерные инферометры (устройства для высокоточного анализа волн) может «услышать» вибрации, порожденные настоящими космическими катаклизмами.

И 21 мая 2019 все датчики сработали от резкого сигнала, который длился всего одну десятую секунды.

Компьютерные алгоритмы вычислили, что это был отголосок от последнего момента слияния двух черных дыр: одной с массой 66 Солнц, второй - 85 Солнц.

Это произошло примерно за 150 миллиардов триллионов километров от Земли.

"Это действительно впечатляет", - говорит профессор Нельсон Кристенсен из Обсерватории Лазурного берега во Франции.

"Этот сигнал распространялся в течение семи миллиардов лет", - отмечает ученый и добавляет, что это было где-то раз в середине возраста Вселенной (которому, как считается, менее 14 млрд лет).

"Вот сейчас это механически повлияло на наши датчики здесь на Земле", - объясняет профессор.

Сначала ученые были смущены, потому что не могли понять, как объект массой 85 Солнц мог породить такой мощный сигнал - энергии для этого было бы мало.

Ученые считают, что две черные дыры сближались по спирали и образовали больший объект

Впрочем, объяснение ученых состоит в том, все произошло в результате слияния черных дыр.

Профессор Мартин Хендри из Университета Глазго отмечает, что это открытие раскрывает свет на эволюцию Вселенной.

"Мы говорим здесь об иерархии слияний, возможный путь образования все больших и больших черных дыр", - говорит ученый.

"Так кто знает? Эта черная дыра с 142-солнечной массой могла слиться с другими очень массивными черными дырами. В рамках процесса образования супермассивных черных дыр, что, как мы думаем, находятся в центре галактик", - предполагает профессор Хендри.

Полученный сигнал (научно задокументирован как событие GW190521) ученые описали в двух научных журналах.

В издании Physical Review Letters описывается само открытие.

А в Astrophysical Journal Letters говорится о физических параметрах сигнала и его научные последствия.