Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Газовая реформа: благо или «развод»?

Газовая реформа: благо или «развод»?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Газовая реформа: благо или «развод»? Не один год Европейский Союз требовал от официального Киева реформирования нашей энергетической сферы. В частности, это касалось разделения функций (анбандлинга) такой структуры, как НАК «Нафтогаз Украины». В конце концов, миссия была выполнена: 31 октября 2019 года Верховная Рада приняла соответствующий закон, а 15 ноября президент Владимир Зеленский его подписал. Это позволяло Украине оформить транзит российского газа по европейским стандартам и исключить из этого вопроса политический компонент.


Отметим, что стандарты ЕС предусматривают прозрачный процесс формирования тарифов на газ и его транспортировку. Согласно им компания, которая поставляет газ, не может отвечать и за его транзит. Поэтому 1 января 2020 года руководители «Укртрансгаза» и Магистральных газопроводов Украины (МГУ) подписали акт приема-передачи, после чего Оператор газотранспортной системы Украины перешел во владение МГУ и принял на баланс активы украинской ГТС от «Укртрансгаза» - более 47 тысяч единиц стоимостью более 32 миллиардов гривен.

 

В «Нафтогазе» уточнили, что анбандлинг завершен вовремя и независимый оператор начал самостоятельную деятельность. «Украина выполнила требования Третьего энергетического пакета ЕС и доказала, что является ответственным и надежным партнером. НАК перестала быть акционером оператора ГТС, но становится его крупным клиентом и готова поддерживать в инициативах, направленных на развитие конкурентного и прозрачного газового рынка», - отметил тогда председатель правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.

 

Но что в реальности произошло в начале текущего года и продолжает происходить сейчас? Об этом ПОЗИЦИЯ поговорила с экспертом в сфере энергетики Александром Козыряцким. И во время беседы выяснилось немало интересных моментов, которые ставят под сомнение реальный анбандлинг в нашей газовой сфере.

 

- С момента разделения функций НАК «Нафтогаз Украины» прошло уже немало времени. Что это дало государству и, прежде всего, простым людям?

- Начнем с граждан. Все мы потребители газа. Сильно ли «похудела» платежка за него? У многих, наоборот, цифры в ней только выросли. Пусть даже на копейки, но представьте эти суммы в масштабах государства – итог получается очень и очень приличный. Истинная цель анбандлинга – это уничтожение монополии, но его не произошло, равно как и реального разделения функций НАК. Если бы это случилось, «Нафтогаз» в принципе оказался не нужен и исчез из поля зрения.

 

Сейчас у нас есть предприятие «Укргаздобыча», генерирующая ресурс, есть предприятие «Укртрансгаз», которое транспортирует его в регионы, то есть обл- и горгазы. Казалось бы, все, цепочка замкнулась. Но вместо этого создается компания, которая транспортирует газ по территории страны, - Магистральные газопроводы Украины, а по факту контролирует газовую инфраструктуру... все тот же «Нафтогаз». То есть в плане анбандлинга у нас перепутали два глагола: «поделить» и «разделить».

 

На самом деле имеет место быть обычное в отечественных реалиях перераспределение потоков, на сей раз - через выделение так называемой транспортной составляющей из тарифа. И она дальше будет расти, не сомневайтесь. Более того, впоследствии может стать дороже самого ресурса! Президента в этом случае просто подставили - как одну из институций власти, гаранта Конституции и наших прав – когда он говорит, что вполовину снизилась стоимость газа.

 

- Для чего вообще создавался «Нафтогаз Украины», чьи интересы обслуживал?

- До него вопросами энергетики занималась комиссия по контролю над энергоресурсами. Это был административно-политический орган. А на смену ему пришел субъект хозяйственной деятельности – «Нафтогаз», хотя с оглядкой на статус Национальной акционерной компании вроде как призванный защищать интересы государства.

 

Вообще, энергетика в Украине - это уже давно так называемая «президентская тема»: не конкретно Владимира Зеленского, а вообще всех глав государства, при которых работала НАК. Сама эта компания не добывает, не транспортирует, не распределяет и не поставляет газ потребителям, но «зарабатывает» огромнейшие деньги, получает не меньшие субвенции из госбюджета (в 2019 году – около 200 миллионов гривен). В то время как население стремительно нищает, «сидящие на трубе» жируют, причем даже на крохи с «газового» барского стола можно очень даже красиво жить.

 

Кстати, есть же в Украине Конституция, которая четко определяет, что природные ресурсы, то есть недра, - это собственность народа. На каком тогда основании они дерибанятся особо приближенными к «кормушке» лицами? Если коротко, «Нафтогаз» - фирма-прокладка, раковая опухоль на теле государства. Но если она есть, значит, это кому-нибудь нужно?

 

- Александр, Украина сама добывает порядка 21 миллиарда кубометров газа в год. Бытует мнение, что этого объема хватит, чтобы покрыть потребности всех категорий – и населения, и промышленности.

- Начнем с другого момента. Польша использует 18 миллиардов «кубов» газа ежегодно, но ее ВВП в шесть раз выше украинского, а производительность труда – в пять. Все сводится к тому, сколько тонн условного топлива приходится на тысячу долларов готовой продукции, какова энергоемкость экономики, сколько она «весит». Если у нас добывается больше ресурса, где же он? Города должны «гореть»! Просто нет надлежащего контроля: сколько добыто, сколько газа передали на транспортировку, не ведется дебет скважин и т.д. Может, у нас газа вообще добывается 50-60 миллиардов «кубов». Тогда чей ресурс идет в ЕС? Возможно, это наш газ и притом по так называемой «европейской цене»?

 

Ресурс собственной добычи должен идти для нужд украинского потребителя, и посредством сводного энергетического баланса мы будем видеть, хватает его или нет. Может, Киев им вообще может официально торговать, а альтернативная энергетика вовсе не нужна? Между тем, себестоимость генерации нашего газа – 860 гривен за тысячу «кубов», и это официальные данные. А продают его промышленности и населению по западному паритету. Да, летом цена на голубое топливо упала, потому что отопительного сезона не было, это нормальный процесс. Но в конце августа правительство объявило, что в сентябре стоимость газа вырастет сразу на 45%. А что будет к зиме?

 

Просто мы говорим о рынке газа при полном его отсутствии – есть только схемы и договорняки. А это преступление, угроза национальной безопасности, подрыв экономических устоев державы. Что такое наша газовая магистраль? Это три входа со стороны РФ в Харьковской области, затем ресурс по территории Украины идет к западным границам в Европу. При этом счетчиков на кордоне с Россией нет, на выходе тоже. Кстати, два слова о транспортировке газа из РФ. Цена на его прогон по Украине определяется согласно рыночной стоимости ресурса, но цифры при этом не приводятся. Это то же самое, что с так называемым «реверсом газа», который технически невозможен: насос-то качает в одну сторону... То есть газовый баланс в пределах Украины разорван - отсюда все вышеуказанные перекосы.

 

- Вместе с тем, наша страна обладает уникальной газотранспортной системой, без которой ни Европе, ни России не обойтись...

- Еще несколько лет назад никто не верил, когда я говорил, что «Северного потока-2» не будет, «Южный поток» тоже под вопросом (одна ветка не задействована, вторая на ладан дышит). Этим нужно пользоваться. Но самое главное – газовые хранилища Украины. Госбюджет на них должен зарабатывать, а не какие-то непонятные компании. 32 млрд кубометров можем хранить, но это просто тот максимум, который закачивали. А если у хранилищ большая вместимость? То же самое, когда говорят, что транзитом прокачиваем 140 млрд «кубов» в год, а если все 200-220 млрд?

 

Кроме того, и рентабельность добычи газа нужно контролировать – сейчас она составляет баснословные 1300%. И дальше будет накручиваться, пока власть порядок не наведет. Кроме того, в Украине больше нет ценообразования, а есть тарифообразование, которое должно входить в состав первого. То есть поставили оглоблю впереди лошади.

Каждый год президент идет в парламент с обращением. Но это не просто красивые слова, а серьезный документ, которым корректируется стратегическое планирование страны, ее экономическое и социальное развитие. Однако «либералы» возражают: нужно максимально убрать государственную составляющую. Хотя это невозможно, потому что без участия державы не может быть порядка, в добыче газа в том числе.

 

С другой стороны, осуществлять контроль все сложнее. Во-первых, на ситуацию влияют отечественные олигархи, для которых энергорынок – пожалуй, главный источник доходов. Во-вторых, подключились наши «западные друзья» в лице Международного валютного фонда. Эта организация славится тем, что, условно говоря, шагает по миру и вычисляет страны, где неразвит внутренний рынок, нет вменяемой законодательной базы, отсутствует контроль над ресурсами. И тут видит Украину - с ее огромнейшими природными богатствами. Вот МВФ их и выкачивает, попутно «пылесося» карманы налогоплательщиков с помощью кредитов. А заодно расставляет в наблюдательные советы ключевых украинских компаний своих «смотрящих» с иностранным подданством.

 

- Александр, в чем тогда выход из сложившейся ситуации? Разве власть может противостоять олигархам – и тем, и другим?

- На все нужна политическая воля, которой пока нет. Никто не занимается стоимостью энергоресурсов, а ее определяет общегосударственный сводный энергетический баланс.

 

Он должен иметься на всех уровнях – от села до центра, приводиться к одной методике исчисления, одной единице измерения. Выход есть, и уже давно – это Единая государственная система мониторинга производства, поставки, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги (ЕГСМ). Кстати, на этой системе во многом базируется Европейская энергетическая хартия, а в Украине ее внедрять кому-то очень невыгодно.

 

Сколько уже раз принимались постановления о создании ЕГСМ на высшем уровне, трижды Верховная Рада голосовала за соответствующий законопроект в первом чтении, но затем его неизменно «заворачивали». Причем в последний раз – буквально на днях. Но если раньше все делали по процедуре, то теперь документ вернули авторам на доработку (какую уже по счету!) с формулировкой: «Нет экономического обоснования». А экспертный вывод покойного уже главы Национальной академии наук Украины Бориса Патона? А вердикты ряда профильных структур? Оказывается, они этим созывом парламента уже не учитываются – у Кабмина свое видение обстановки на энергорынке.

 

Впрочем, сейчас во всех регионах созданы общественные объединения в поддержку ЕГСМ, есть понимание и среди ряда политических сил. Наверное, громада – единственная на сегодня сила, которая может подняться и задать власти вопрос, почему так происходит.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция