Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Бюджет-2021: 5 причин, почему его невозможно будет выполнить

Бюджет-2021: 5 причин, почему его невозможно будет выполнить

Категорія: Головне, Економіка
Бюджет-2021: 5 причин, почему его невозможно будет выполнить Представленный в парламент проект бюджета на 2021 года является "реалистичным и сбалансированным". Так несколько раз говорил министр финансов Сергей Марченко, представляя этот документ.

Он уверяет, что заложеные основные показатели, утвержденные еще летом этого года, вполне достижимы. Но при этом не исключает, что в октябре-ноябре их придется пересматривать.

Министр финансов также называет этот проект "бюджетом возможностей для развития экономики и поддержки граждан и бизнеса в условиях" перезапуска "экономики после удара пандемии".

Однако события этого года красноречиво показали, насколько быстро может ухудшаться ситуация в экономике, а особенно - когда к этому добавить завышенные ожидания.

Что может пойти не так в 2021 и почему этот бюджет будет трудно выполнить?


ВВП: падение вместо роста?

Год назад, осенью 2019 монобольшинство молниеносно, в рекордные сроки одобрила смету на следующий год.

Однако уже в начале 2020 стало понятно, что придется вносить изменения, потому что украинская экономика серьезно тормозит.

А потом пандемия коронавируса и карантин заставили внести еще более радикальные правки в бюджет-2020.

Вместо ожидаемых 3,7% роста ВВП, на которых рассчитали бюджет 2020 года, украинская экономика пошла в глубокий "минус".

Правда, после завершения жесткого карантина в мае, летом ситуация несколько улучшилась.

Пока не ясно, с каким падением завершится этот год. В правительстве ожидают, что оно не превысит 4,8%, а в МВФ прогнозируют вдвое больше. Однако уже сейчас очевидно, что к концу года экономика явно не будет расти.

Вместе с тем, уже на следующий год правительство прогнозирует рост ВВП - на 4,6%. Это означает, что за год экономика должна преодолеть почти 10 процентных пунктов и двигаться исключительно вверх, - и это при том, что пандемия коронавируса не утихает, а мощные экономики мира переживают серьезный кризис.

Но то, как работает экономика, определяет и то, какими будут доходы бюджета. Поэтому неправильные предположения относительно динамики ВВП сразу вызывают сомнения в том, что бюджет будет выполнен.

А это значит, что правительству, как и в этом году, рано или поздно придется думать, где найти дополнительные доходы и какие расходы сократить.
 

Дефицит госбюджета: Не быть "белой вороной"?

Сначала в бюджете на 2020 год расходы превышали доходы на 2,1%. Такой дефицит бюджета был очень близок к показателям последних трех лет, хотя и несколько превышал их.

Однако с распространением коронавируса расходы бюджета пришлось срочно увеличивать, тогда как доходы начали уменьшаться.

В результате нынешний бюджет пересмотрели. В нем выделили специальный фонд для борьбы с коронавируса, а дефицит бюджета достиг 7,5% - это рекорд от чрезвычайно тяжелого 2014 года, когда произошла аннексия Крыма и начался конфликт на Донбассе. Тогда бюджетный дефицит достиг почти 5%.

В абсолютных цифрах "дыра" в бюджете этого года составляет 300 млрд грн. Это примерно столько, сколько средств в бюджете текущего года должны получить вместе Пенсионный фонд и Министерство обороны - одни из самых больших получателей бюджетных средств.

В Минфине рассчитывают, что в 2021 году разрыв между доходами и расходами несколько сократится - до 270 млрд грн, или 6% ВВП.

"90% стран мира расширяют свой дефицит, чтобы профинансировать расходы и подтолкнуть экономическое развитие. Мы не можем сокращать (расходы) и быть белой вороной",
- утверждает министр финансов.

Но даже тогда, когда уже заявленый правительством дефицит бюджета не вырастет в течение года, такой дефицит является большим, и правительству придется хорошо искать, чем его покрыть.
 
 

Заимствований больше, долгов - меньше?

Рост бюджетного дефицита означает, что страна не может покрыть все больше расходов. Чтобы наверстать разрыв между доходами и расходами, как и в семейном бюджете, надо либо больше зарабатывать, или занимать.

Все начало текущего года тогдашнее правительство Гончарука, а впоследствии и тогдашнее руководство Нацбанка остро критиковали за массированные внутренние заимствования через ОВГЗ. Мол, вместо того, чтобы инвесторы и банки вкладывали деньги в реальную экономику, они инвестируют в государственные долговые бумаги, а поток долларов, которыми они расплачиваются, слишком укрепил гривну.

Однако в течение первой половины 2020 правительство и руководство НБУ изменилось, а вот практика заимствований - нет. Разве что вырос процент, под который теперь занимает правительство, и выросло количество иностранных инвесторов, которые хотят не купить, а продать украинские ценные бумаги.

Министр финансов утверждает, что правительство хочет "выйти на нормальный цикл, когда мы будем минимально зависеть от заимствований", и что в целом в следующем году государственный долг Украины уменьшится до 64,6% от ВВП.

Однако, как оказалось, проект бюджета на следующий год предусматривает дальнейшее увеличение заимствований на 64,2 млрд. грн или более 10% - до 684,7 млрд. грн, из которых ОВГЗ должны составить 549,1 млрд грн.

При таких условиях новую актуальность приобретает сотрудничество с МВФ, от которой также зависит, сможет ли Киев получить кредиты Всемирного банка и ЕС. От них правительство хочет получить 43,2 млрд грн - это около 1,5 млрд. долларов, если брать также прописанный в проект бюджета средний курс в 29 грн за доллар.

В июне 2020 года Международный валютный фонд утвердил полуторагодовалого программу stand by для Украины на 5 млрд долларов, а также выдал первый транш 2,1 млрд. долларов.

Эти средства пошли на поддержание финансовой стабильности в стране во время кризиса, а также на финансирование расходов, связанных с коронавирусом.

Предполагалось, что до конца этого года Украина должна получить по крайней мере еще один транш от МВФ.

«Контакты» с представителями МВФ происходят чуть ли не ежедневно, а Киев выполняет все обязательства, взятые при подписании нового Меморандума с МВФ, - говорит министр финансов.

Но пока неизвестно даже, когда ожидать следующую миссию специалистов фонда, и должны готовить следующую порцию кредита.

За всю историю сотрудничества Киева с МВФ неоднократно случалось так, что Украина получала только первый транш, а переговоры по выполнению "маяков" продолжались до момента, когда стороны решали начать новую программу.
 

Поддержка бизнеса или налоговое давление?

Если новые кредиты будут недоступны или недостаточны, правительство может попытаться покрыть бюджетный дефицит не только заимствованиями, но и большими налогами.

Когда экономика растет, этот процесс является более естественным. Но за время карантина многие украинские компании были вынуждены сократить, если не совсем свернуть свою деятельность.

И повышение налогового давления - совсем не то, что поможет им восстановиться.

Министр финансов уверяет, что этого не произойдет, а налоговые поступления, мол, должны вырасти преимущественно за "эффективную работу фискальных органов" - налоговой и таможни, после смены руководителей уже демонстрируют лучшие результаты, чем в начале года.

По данным Государственной казначейской службы, в отличие от провальных показателей весны, летом налоговая и таможня стали выполнять и перевыполнять месячные планы по наполнению бюджета.

Однако с начала года отчисления в бюджет от фискальных органов все еще отстает от плана на 18,4 млрд. грн. В целом, по итогам января-августа 2020 налоговая и таможня выполнили свой план на 97%. Во время карантина этот показатель был менее 86%.

Министр финансов также уверяет, что ни новых налогов, ни их повышения в том числе и для ФЛП, в 2021 году не планируется. Однако вместе с проектом бюджета правительство утвердило изменения в Налоговый кодекс "для обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений", которые пока не обнародованы.

Ранее таким образом вместе с принятием бюджета менялись и налоги. Председатель профильного парламентского комитета Данил Гетманцев утверждает, что пока не знает сути этих изменений, ведь, по его словам, правительство не консультировалось с депутатами по этому вопросу. В то же время он напомнил, что по закону, налоговые изменения могут быть приняты не позднее, чем за полгода до того, как они начнут действовать.
 
 

Рост «минималки»: «плюс», который может превратиться в "минус"?

В поданном в парламент проект бюджета на 2021 год правительство предусмотрело выполнения инициативы президента о повышении минимальной зарплаты - до 6000 грн с января и до 6500 грн - с июля следующего года.

В правительстве рассчитывают, что большие зарплаты должны простимулировать потребление, а следовательно - и всю экономику. При этом, по словам министра финансов, инфляция не ускорится несмотря на то, что именно это произошло всего несколько лет назад - после того, как в конце 2016 правительство Владимира Гройсмана решил удвоить минималку.

Высокая инфляция ставит под вопрос установки президента и намерения правительства по дешевых кредитов для граждан и бизнеса.

Открытым остается и вопрос цены такого шага.

С 1 сентября этого года минимальная зарплата в Украине выросла менее чем на 300 грн - до 5000 грн. Но даже такое незначительное повышение, по подсчетам Центра анализа общественных финансов и публичного управления Киевской школы экономики, стоило бюджету около 4 млрд грн.

Рост минимальной зарплаты, прежде всего, означает увеличение зарплат бюджетников, тарифная сетка окладов в которых привязана к "минималке".

Так, например, из-за роста «минималки» заработные платы педагогов должны вырасти на 30% или на 21,2 млрд. грн.

В общем обозреватели оценивают стоимость рост минимальной зарплаты примерно в 37-40 млрд грн.

Для сравнения: на закупку вакцины от коронавируса правительство планирует потратить 2,6 млрд. грн, а всего направить на борьбу с коронавируса - 19 млрд грн, увеличить финансирование медицины (также преимущественно пойдет на повышение зарплат) - на 27 млрд грн.

К тому же в негосударственном секторе повышение минималки воспринимают как большую нагрузку на фонд оплаты труда, а следовательно, прогнозируют, что для бизнеса это может обернуться сокращением работников или ростом выплат "в конвертах".

Поэтому вместо стимула для экономики в виде большого потребления правительство может столкнуться с уменьшением доходов от налогов, формирующих государственный бюджет.