Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Автовзятки» возвращаются?

«Автовзятки» возвращаются?

Категорія: Політика, Суспільство

«Автовзятки» возвращаются?Мининфраструктуры инициирует возвращение обязательного техосмотра, отмененного еще в 2012 году. Такой шаг насторожил общественность, поскольку отказ от техосмотра был связан, в первую очередь, с коррупционной составляющей. Причем министерство планирует техосмотр для всех видов транспорта, а не только для коммерческого, как сейчас.


В документе отмечается, что возвращение обязательного техосмотра - одно из условий Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Предлагается обязать легковушки и грузовики массой до 3,5 тонны проходить первую проверку через четыре года с момента регистрации, а затем каждые два года. Для коммерческого транспорта почти ничего не изменится: автобусы, микроавтобусы и специализированные транспортные средства по-прежнему будут проходить техосмотр каждые полгода. Грузовики и полуприцепы с весом более 3,5 тонны - ежегодно. А вот такси вместо каждых двух лет обяжут проходить техосмотр ежегодно.

 

Однако эти сроки теряют актуальность в случае перерегистрации автомобиля, изменения типа или параметров конструкции транспорта, а также после ДТП. В таких случаях, по замыслу авторов законопроекта, нужно будет пройти техосмотр независимо от даты предыдущей проверки.

 

Новый вид техосмотра

Также предлагается ввести такой вид технического контроля, как придорожный обзор, который состоит из проверки свидетельства о пригодности транспорта и визуальной оценки его состояния. А также углубленной проверки в случае выявления технических недостатков. Тогда свидетельство о пригодности аннулируется, в связи с чем придется повторно проходить осмотр.

 

По словам временно исполняющего обязанности гендиректора директората по безопасности на транспорте Мининфраструктуры Сергея Александрова, обзор осуществлять будет не полиция, а работники «Укртрансбезпеки», которые делают это и сейчас по коммерческому транспорту. «А вот насчет частных авто порядок будет определяться постановлением Кабмина. Я думаю, несколько лет после принятия закона придорожный контроль не будет их касаться. Ведь инспекторов не так много, чтобы проверять всех», - отметил он.

 

Когда ждать изменений?

По словам Александрова, законопроект находится в Министерстве юстиции в ожидании заключения. После этого будут согласительные совещания с центральными органами власти, затем законопроект представят в Кабинет министров, который должен рассмотреть его и подать в Верховную Раду. Только тогда свое слово должны сказать депутаты.

 

Стоит отметить, что сейчас законопроектом предусмотрена отсрочка на год некоторых положений после подписания его президентом. В частности, это ответственность за непрохождение контроля и сам обязательный технический осмотр для частных авто. То есть если закон примут в 2021 году, норма об обязательном техосмотре заработает только в 2022-м. Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что пройти техосмотр нужно в течение двух лет с момента вступления закона в силу.

 

Риски остаются

Интересно, что техосмотр профильное министерство предлагает переименовать в «проверку транспорта на пригодность к эксплуатации», чтобы это не ассоциировалось с часто коррумпированным обзором в ГАИ. Кроме того, в новом законе обещают забрать эту функцию у МВД. Техосмотр будут проводить частные пункты технического контроля, которые имеют необходимое оборудование и прошли государственную аккредитацию. Сейчас таких пунктов по Украине более 800, цена услуги составляет от 500 до 1000 грн. После принятия закона коррупционные предохранители будут усилены - введением видеофиксации процесса.

 

Нет предела совершенству

Эксперты довольно критически восприняли законодательные новации Мининфраструктуры. Ведь существует риск, что после введения обязательного техосмотра украинцы получат коррупционную схему, которая действовала до 2012 года.

- Я считаю, что нет необходимости изобретать колесо, а стоит взять европейскую систему и адаптировать ее к украинским реалиям. Провести техосмотр современного «Мерседеса» какая-то неизвестная компания не сможет. Например, в Германии сертификацией ведают фирмы, имеющие опыт и разветвленную сеть, где есть специалисты и оборудование, - отметил руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий.

 

Поэтому в Украине, по его словам, было бы оптимально, чтобы официальным автомобильным дилерам дали право проводить техосмотр по маркам, за которые они отвечают. А вообще, если выполнять техосмотр честно, то из десяти миллионов автомобилей, которые есть в Украине, техосмотр не пройдет каждый пятый.

 

- В других странах, когда вводили подобные ограничения, сначала внедряли программы выкупа старых авто. Такое было в Германии, Франции, Чехии. Большинство старых машин в Украине не соответствуют нормам токсичности. Кроме того, есть вопросы по светотехнике, потому что последние годы завозится много авто из США, - отметил Омельницкий, добавив, что на эти вопросы в законопроекте ответа нет.

 

В целом усиление контроля над техническим состоянием авто положительно отразится на безопасности движения на украинских дорогах. Однако важно, чтобы контроль происходил не только на бумаге. Поможет видеофиксация не допустить коррупцию? Ответ будет получен после принятия закона. Но точно можно сказать: в создании новой лазейки для поборов автомобилисты точно не заинтересованы.

 

Александр КУНИЦКИЙ

 

Источник Позиция