Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Социальные сервисы для украинцев корне изменится

Социальные сервисы для украинцев корне изменится

Категория: Общество, Наука и IT
Социальные сервисы для украинцев корне изменится К концу 2022 года государственные услуги лишатся таких характеристик, как коррупционность, неудобство, непрозрачность, - заявили в правительстве. 

Оформление пенсии, ее начисления или перерасчет - это вопрос к отделениям Пенсионного фонда. Социальная помощь от государства - в управления социальной защиты. И хотя обе услуги касаются социальной сферы, чтобы их получить, приходится посещать различные органы соцзащиты. И часто не те, что расположены ближе к заявителю, а те, что по месту регистрации. В каждом учреждении при обращении сделают копии паспорта и идентификационного кода, попросят написать почти идентичные заявления, чтобы предоставить почти те же документы (по которым тоже нужно ходить в разные госструктуры). Здесь есть личный контакт с чиновником - благоприятная почва для коррупции. Далее предоставленные документы сформируют в два бумажных дела, которые должны обрабатывать подразделения каждого учреждения, дублируя во многом функции друг друга. А потом надо еще идти за результатом.

Этот пример решения рядовыми украинцами своих социальных вопросов в настоящее время привел заместитель министра социальной политики по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Валерий Бушков, добавив, что иногда приходится обращаться к большему количеству органов соцзащиты, имея различные социальные вопросы. Но чиновник заявил, что в течение 2 лет социальный сервис для граждан кардинально изменится. Ведь Минсоцполитики выработало и представило Стратегию цифровой трансформации соцсферы.

Набор проблем серьезный

Валерий Бушков напомнил, что соцсфера - это более 860 млрд. гривен расходов в год, которые распределяют между 20 миллионами людей. Администрирование соцсферы: более 70 деловых процессов, более 60 000 работников, расходы - более 13 млрд. гривен в год.

«Но эта огромная система не работает эффективно. Среди основных ее проблем - осложненная доступность граждан к соцподдержке, в частности из-за коррупционных проявлений, хотя в последнее время идет работа над упрощением ее оформления, вводится возможность получать услуги дистанционно. А если придется посещать учреждения, то создают максимально комфортные условия. Также нет надлежащего информирования граждан об их соцправах и реализации, сложные и непрозрачные процедуры распределения и осуществления соцрасходов. Раздутый бюрократический аппарат, значительные админрасходы, дублирование функций, длительное время на документооборот часто на бумажных носителях, огромные бумажные архивы, недостаточная интеграция информационной системы соцсферы в другие государственные информресурсы. По отдельным видам соцвыплат деньги из бюджета к конкретному человеку попадают через 5-6 банковских операций, не прослеживаются в едином информационном пространстве. Это касается и отчетов о расходовании средств. Отсюда риски ошибок и злоупотребления средствами», - говорит он.

Система будет иметь новое лицо

Проблемы разные, но корни у них одни: отсутствие единой информационной и операционной среды, в рамках которой должны проходить все деловые процессы. Именно это должна исправить Стратегия цифровой трансформации соцсферы. Ключевые подходы трансформации: создание единой информационной системы социальной сферы (ЕИССС), с помощью которой будут администрироваться все виды государственной соцподдержки; полная интеграция ЕИССС и платформы «Дiя»; возможность использования ЕИССС для обслуживания граждан государственными органами и другими операторами (ЦНАП, банками, почтовыми предприятиями и т.д.); создание ЕИССС на технологической базе действующих информационных систем и реестров соцсферы, в частности реестра застрахованных лиц Пенсионного фонда.

«Почему именно на базе этого реестра? Потому что здесь имеется информация о всем взрослом населении, его трудовой деятельности, социальных правах. В реестре функционируют системы, обеспечивающие назначение, перерасчет и осуществление соцвыплат, рассмотрение связанных с этим обращений; автоматизируют и централизуют процесс распределения расходов; обеспечивают оцифровки бумажных документов, предоставление электронных услуг. Реестр взаимодействует с 12 другими госреестрами, которые имеют мощную техническую инфраструктуру, в том числе основной и резервный центры обработки данных и комплексную систему защиты информации, прежде всего персональных данных. На базе реестра уже введены следующие сервисы: электронная трудовая книжка, пенсионный калькулятор, автоматическая пенсия и тому подобное. Поэтому на основе реестра можно быстро создать технологический фундамент ЕИССС уже в конце этого - начале следующего года», - убежден Валерий Бушков.

По его словам, соцсфера после создания ЕИССС будет новое лицо. Во-первых, в корне изменится социальный сервис для граждан: в каждом соцучреждении можно будет решить все вопросы по получению соцподдержки, возможность обслуживания независимо от места регистрации, со временем все вопросы решать дистанционно через единый социальный вебпортал, который должен быть создан на платформе «Дiя». Первый соцсервис на «Дiя» появятся уже в этом году.

Во-вторых, коренным образом изменятся деловые процессы в соцсфере, организация и управление системой. Так, на базе реестра застрахованных лиц будет создан единый социальный реестр. Эта подсистема будет содержать данные обо всех получателях всех видов соцподдержки, а также в нем будут отражать всю информации об их предоставлении. В реестр перенесут данные из всех реестров, связанных с соцсферой. Также заработает подсистема единых соцпроцессов. В ней централизованно и в автоматическом режиме будут осуществляться все операции, деловые процессы, связанные с предоставлением любого вида соцподдержки, не будет дублирования деловых процессов, отпадет необходимость в деятельности многочисленных офисов соцорганов на местах. Заработает подсистема социального казначейства, с помощью которой централизованно осуществлять все операции, связанные с соцсферой. Соцвыплаты будут направлять из бюджета непосредственно на банковские счета граждан. Заработает подсистема электронного бюджета соцсферы, с помощью которой будет происходить планирование, распределение, анализ, мониторинг и контроль всех соцрасходов, ни одно движение средств не останется незамеченным, а не будет противоправного расходования средств. Еще одна подсистема - единый электронный архив соцсферы.

Четкий срок

«При благоприятных условиях создания ЕИССС возможно за 1,5-2 года. В сентябре рассчитываем на утверждение стратегии и плана ее реализации правительством. Два месяца отводим на подготовку и согласование нормативных документов и технического задания, до полугода отводим на пилотные проекты по созданию технологического фундамента и интеграцию с «Дiей» основных электронных ресурсов и услуг в соцсфере. До года - на обобщение итогов пилотных проектов, уточнение технического задания, создание администратора системы (отпадет необходимость в многочисленных ведомственных администраторах), принятие всех нормативно-правовых актов и начало промышленной эксплуатации. До двух лет уйдет на завершение миграции данных с информсистем соцсферы к ЕИССС, оцифровки бумажных документов», - говорит Валерий Бушков.

Цифровая трансформация соцсферы выгодна и гражданам, и государству. Люди будут удобный и доступный сервис, смогут получить услугу (выплату) за несколько минут не выходя из дома (преодоление коррупции). Выгоды для государства:
 
  • оптимизация расходов, в частности за счет упорядочения планирования и осуществления выплат, верификации их получателей;
  • прозрачное распределение и контроль расходов; сокращение по меньшей мере вдвое админрасходов и бюрократического аппарата;
  • полный переход на электронный документооборот.