Так у кого «ограниченные возможности»?
23 вересня 2020 16:05
Переглядів: 449
Коментарів: 0
Надрукувати
Неприятно это осознавать, но наше государство в период независимости уделяло ничтожно мало внимания проблеме инклюзии. В связи с чем зачастую люди с ограниченными возможностями вынуждены сами отстаивать свои права, сталкиваясь с чиновничьей толстокожестью.
В Агентстве региональных инициатив состоялся круглый стол, в
ходе которого обсудили, почему люди с ограниченными возможностями не чувствуют
себя в городе свободно и безопасно? На мероприятии были подняты вопросы: «Какие
барьеры существуют для запорожцев с особыми потребностями?», «Как сделать
городскую инфраструктуру безбарьерной?», «Какими темпами внедряется инклюзия в
Запорожье?», «В какой помощи от власти и общества нуждаются люди с ограниченными
возможностями?» и многие другие.
Представитель Запорожского
областного отделения организации «Українська Спілка Інвалідів – УСІ» Алла
Муризиди отмечает: так как в нашем городе отсутствует так называемая архитектурная
доступность, людям с инвалидностью сложно перемещаться по нему и вести активный
образ жизни.
- Например, в странах Евросоюза ни одно сооружение не сдадут
в эксплуатацию, пока не будут соблюдены все необходимые нормы безопасности и особенности
с учетом требований людей с ограниченными возможностями. У нас на это
застройщики внимания не обращают, - говорит Алла Муризиди.
По ее словам, недостаточно просто пристроить пандус к
подъезду: он должен быть сконструирован под определенным углом, но как раз эти
стандарты в Запорожье никто не соблюдает. Более того, нередко водители
коммунального транспорта не хотят брать в салон человека в инвалидной коляске,
хотя те же автобусы оборудованы специальными техническими системами для этого.
Как отмечает исполнительный
директор Запорожского областного отделения «Української Спілки Інвалідів – УСІ» Артур Кулиш, организация
неоднократно обращалась к руководству КП «Запорожэлектротранс» с соответствующими
жалобами, но руководство предприятия никак на них не реагировало.
- Злостные случаи игнорирования людей с ограниченными
возможностями мы встречали неоднократно – это халатность и полное безразличие к
такой категории граждан. Автобус едет полупустым, а водитель не считает нужным
выйти, опустить платформу и помочь человеку на коляске въехать в салон. Ему просто
лень проделывать такие «сложные» действия! - сетует Артур Кулиш. По его мнению,
если бы за такие действия наказали хотя бы одного водителя, возможно, это и
дало бы определенный эффект.
С точки зрения законодательства, по словам правозащитника Николая Зинченко, у нас
в стране с внедрением инклюзии трудностей нет. Как поясняет юрист, есть ряд
документов, которые гарантируют защиту лицам с инвалидностью.
- В первую очередь, документ, ратифицированный в Украине, -
это конвенция ООН, по которой лицам с ограниченными возможностями гарантируется
соблюдение их прав. Но ни один подобный закон на сегодняшний день не работает
даже на 50%. Самая главная проблема в том, что законы в Украине защищают права не
людей, а государства и чиновников, - уверен Николай Зинченко. И добавил: чтобы
изменить сложившуюся ситуацию, власть должна делать все для соблюдения законов
не на бумаге, а в реальности.
Также на круглом столе затронули такую традиционно больную
тему, как финансирование. По этой причине даже новостройки лишь отчасти имеют
необходимое техническое оснащение для обеспечения доступности людей с
ограниченными возможностями. Чтобы полностью реализовать такой проект,
требуются немалые вложения, с которыми государство и подрядчики расстаются
крайне неохотно. А что там в проекте указано – дело десятое. В принципе, за несоблюдение
требований полагается немалый штраф, но по сравнению с суммами, фигурирующими в
строительном проекте, - это сущие копейки. Так, может, пора уже переходить от
экономических санкций к возбуждению уголовных дел?
- Штраф - это наполнение государственного бюджета, посему нужно
изменить правовой статус проблемы. А также обязать подрядчика в конкретные сроки
выполнить все возложенные на него обязательства. Строительные объекты - это
многомиллионные сметы, и даже если штраф будет составлять 100 тысяч гривен,
застройщиков он не слишком напугает. А вот лишение свободы - уже другой уровень
ответственности, - отмечает Николай Зинченко.
С ним солидарна и директор
КП «Запорожский детский дом-интернат» Запорожского областного совета Людмила
Гончаренко:
- Работа в этом направлении, безусловно, должна проводиться,
но мы обсуждаем более глобальную проблему: в городе не весь транспорт
приспособлен для перевозки людей с особыми потребностями, школы не оборудованы
теми же пандусами и т.д. Этот вопрос нужно решать здесь и сейчас, в режиме
реального времени, а не оставлять на потом, как обычно. Государство должно
позаботиться об особой категории граждан, чтобы они не чувствовали себя
ограниченными в обществе, а могли полноценно жить наравне с другими людьми.
Как видим, действующей городской власти «ничто человеческое
не нужно», хотя полномочий у нее в избытке. Глобально разбираться в проблеме запорожцев
с особыми потребностями у нее не хватило или сил, или желания. Так кто же в
этой ситуации «люди с ограниченными возможностями»? Поэтому завершающим
аккордом круглого стола стала надежда на то, что новый состав городского и
областного советов не будет отмахиваться от вопроса инклюзии, как от назойливой
мухи. В конце концов, Запорожье должно стать городом равных возможностей...
Алексей ВЛАСОВ
|