Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Так у кого «ограниченные возможности»?

Так у кого «ограниченные возможности»?

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика

Так у кого «ограниченные возможности»?Неприятно это осознавать, но наше государство в период независимости уделяло ничтожно мало внимания проблеме инклюзии. В связи с чем зачастую люди с ограниченными возможностями вынуждены сами отстаивать свои права, сталкиваясь с чиновничьей толстокожестью.


В Агентстве региональных инициатив состоялся круглый стол, в ходе которого обсудили, почему люди с ограниченными возможностями не чувствуют себя в городе свободно и безопасно? На мероприятии были подняты вопросы: «Какие барьеры существуют для запорожцев с особыми потребностями?», «Как сделать городскую инфраструктуру безбарьерной?», «Какими темпами внедряется инклюзия в Запорожье?», «В какой помощи от власти и общества нуждаются люди с ограниченными возможностями?» и многие другие.


Представитель Запорожского областного отделения организации «Українська Спілка Інвалідів – УСІ» Алла Муризиди отмечает: так как в нашем городе отсутствует так называемая архитектурная доступность, людям с инвалидностью сложно перемещаться по нему и вести активный образ жизни.

 

- Например, в странах Евросоюза ни одно сооружение не сдадут в эксплуатацию, пока не будут соблюдены все необходимые нормы безопасности и особенности с учетом требований людей с ограниченными возможностями. У нас на это застройщики внимания не обращают, - говорит Алла Муризиди.

 

По ее словам, недостаточно просто пристроить пандус к подъезду: он должен быть сконструирован под определенным углом, но как раз эти стандарты в Запорожье никто не соблюдает. Более того, нередко водители коммунального транспорта не хотят брать в салон человека в инвалидной коляске, хотя те же автобусы оборудованы специальными техническими системами для этого.

 

Как отмечает исполнительный директор Запорожского областного отделения «Української Спілки Інвалідів – УСІ» Артур Кулиш, организация неоднократно обращалась к руководству КП «Запорожэлектротранс» с соответствующими жалобами, но руководство предприятия никак на них не реагировало.

 

- Злостные случаи игнорирования людей с ограниченными возможностями мы встречали неоднократно – это халатность и полное безразличие к такой категории граждан. Автобус едет полупустым, а водитель не считает нужным выйти, опустить платформу и помочь человеку на коляске въехать в салон. Ему просто лень проделывать такие «сложные» действия! - сетует Артур Кулиш. По его мнению, если бы за такие действия наказали хотя бы одного водителя, возможно, это и дало бы определенный эффект.

 

С точки зрения законодательства, по словам правозащитника Николая Зинченко, у нас в стране с внедрением инклюзии трудностей нет. Как поясняет юрист, есть ряд документов, которые гарантируют защиту лицам с инвалидностью.

 

- В первую очередь, документ, ратифицированный в Украине, - это конвенция ООН, по которой лицам с ограниченными возможностями гарантируется соблюдение их прав. Но ни один подобный закон на сегодняшний день не работает даже на 50%. Самая главная проблема в том, что законы в Украине защищают права не людей, а государства и чиновников, - уверен Николай Зинченко. И добавил: чтобы изменить сложившуюся ситуацию, власть должна делать все для соблюдения законов не на бумаге, а в реальности.

 

Также на круглом столе затронули такую традиционно больную тему, как финансирование. По этой причине даже новостройки лишь отчасти имеют необходимое техническое оснащение для обеспечения доступности людей с ограниченными возможностями. Чтобы полностью реализовать такой проект, требуются немалые вложения, с которыми государство и подрядчики расстаются крайне неохотно. А что там в проекте указано – дело десятое. В принципе, за несоблюдение требований полагается немалый штраф, но по сравнению с суммами, фигурирующими в строительном проекте, - это сущие копейки. Так, может, пора уже переходить от экономических санкций к возбуждению уголовных дел?

 

- Штраф - это наполнение государственного бюджета, посему нужно изменить правовой статус проблемы. А также обязать подрядчика в конкретные сроки выполнить все возложенные на него обязательства. Строительные объекты - это многомиллионные сметы, и даже если штраф будет составлять 100 тысяч гривен, застройщиков он не слишком напугает. А вот лишение свободы - уже другой уровень ответственности, - отмечает Николай Зинченко.

 

С ним солидарна и директор КП «Запорожский детский дом-интернат» Запорожского областного совета Людмила Гончаренко:

 

- Работа в этом направлении, безусловно, должна проводиться, но мы обсуждаем более глобальную проблему: в городе не весь транспорт приспособлен для перевозки людей с особыми потребностями, школы не оборудованы теми же пандусами и т.д. Этот вопрос нужно решать здесь и сейчас, в режиме реального времени, а не оставлять на потом, как обычно. Государство должно позаботиться об особой категории граждан, чтобы они не чувствовали себя ограниченными в обществе, а могли полноценно жить наравне с другими людьми.

 

Как видим, действующей городской власти «ничто человеческое не нужно», хотя полномочий у нее в избытке. Глобально разбираться в проблеме запорожцев с особыми потребностями у нее не хватило или сил, или желания. Так кто же в этой ситуации «люди с ограниченными возможностями»? Поэтому завершающим аккордом круглого стола стала надежда на то, что новый состав городского и областного советов не будет отмахиваться от вопроса инклюзии, как от назойливой мухи. В конце концов, Запорожье должно стать городом равных возможностей...

 

Алексей ВЛАСОВ
 
Источник Позиция